Особенности несиловых инструментов влияния ФРГ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 04.08.2016

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Полякова, В. В. Особенности несиловых инструментов влияния ФРГ / В. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 392-396. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33052/ (дата обращения: 15.11.2024).



Германия на сегодняшний день обладает уникальной системой несиловых методов воздействия на акторов международных отношений. Успех «мягкой силы» Германии позволяет ей занимать высокие позиции по результатам авторитетных международных рейтингов и исследований. Статья посвящена выявлению особенностей инструментария несиловых методов внешней политики Германии.

Ключевые слова: мягкая сила, гибкая мощь, внешняя политика, государство, сила, культура, Германия, ФРГ

Ключевыми компонентами внешней политики Германии в области «мягкой мощи» является реализация культурной политики, которая, главным образом, направлена на популяризацию немецкого языка и немецкой культуры, образования и науки, выгодное международное позиционирование немецких товаров и услуг, распространение демократических ценностей в мире, а также на международную конгрессно-выставочную деятельность. Приоритет вышеназванных сфер обусловлен масштабами и долгосрочным характером работы и кроме прочего, объемом финансирования правительством Германии данных направлений [7; с. 29.].

Задачами немецкой мягкой политики следует назвать укрепление позиций и повышения влияния государства на международной арене посредством языка, культуры, науки, экономическому сотрудничеству и поддержке международного развития. Для реализации поставленных задач Германия финансирует как на федеральном, так и на региональном уровне [15; с. 118.]. Формируя имидж Германии за рубежом и способствуя установлению международных связей в сфере культуры, образования, науки и бизнеса, государство устанавливает и развивает сети организаций с иностранными представительствами по всему миру.

К числу ведомств, задачами которых является финансирование и реализация мягкой силы Германии, относятся Министерство иностранных дел, Министерство образования и науки, Министерство экономического сотрудничества и развития. Кроме государственного финансирования, имеет место быть средства, которые поступают от земель и частных организаций [8; с. 15.]. Помимо выше обозначенных возможны и иные источники финансирования как, например, доходы от образовательных услуг или взносы членов фондов. В большинстве своем, являясь, формально независимыми, негосударственные организации чаще выступают в качестве исполнителей реализуемых инструментов мягкой силы. Не смотря на то, что они имеют существенно больше возможностей и полномочий, чем ведомства, именно государство является «заказчиком» в сфере мягкой силы.

Важнейшим компонентом политической культуры Германии инструментом «мягкой силы» страны является уникальная по своей природе система фондов политических партий, входящих в парламент Германии. На начало 2016 года в ФРГ зарегистрировано шесть политических фондов, закреплённых за политическими партиями и руководимые ими [9; с. 115]. Деятельность политических фондов направлена на развитие политического образования, поддержку развития культуры и искусства, финансирование и организацию эмпирических и научных исследований, выставок, лекций, конференций, «круглых столов» и других мероприятий. В зависимости от целей и задач партий, определяется специфика деятельности политических фондов. К примеру, Фонд имени Фридриха Эберта уделяет большое внимание сотрудничества между профсоюзами [13] Фонд имени Генриха Бёлля занимается вопросами охраны окружающей среды [12]. Специфика деятельности Фонда имени Розы Люксембург состоит в «критическом анализе современного капитализма [14].

Значительное место среди элементов «мягкой силы» Германии занимает работа специализированных фондов в области образования, культуры и популяризации немецкого языка.

Язык для Германии является основополагающим национального брэндинга. В общей сложности, на немецком языке говорят более 100 миллионов человек [3], что не может не придать ему ключевое значение в системе ресурсов создания положительного образа Германии за рубежом. Так, канцлером ФРГ А. Меркель не раз была отмечена необходимость поддержки интереса к изучению немецкого языка в мире [16].

В эпоху глобализации, когда английский язык приобрел статус международного, перед чиновниками стоит важнейшая задача- способствовать, чтобы немецкий язык занял вторую позицию по значению среди всех языков мира.

Для реализации поставленной цели Министерство иностранных дел ФРГ запустило в 2010 году акцию «Немецкий язык-язык идей». Национальный язык позиционируется как язык молодежи, ориентирующейся на науку, культуру и творчество. В рамках акции привлекают изучающих немецкую культуру и язык, иллюстрирующих возможности, открывающие знания языка [2]. Следует отметить, подобная акция была инициирована не впервые, ей предшествовала удачная реализация проекта «Германия-страна идей».

Реализацией подобных акций Германия заявляет о смене приоритетов культурной политики. До принятия в 2000 году Концепции внешней культурной политики Германия стремилась стать частью единой европейской культуры, сейчас с принятием новой Концепции в 2011 году ФРГ заявляет о своих претензиях на роль культурного гегемона [4. s. 17].

Невозможно переоценить роль образования и науки как инструментов реализации политики мягкой силы Германии. В первую очередь, это касается системы высшего образования. Немецкие университеты признаны наиболее качественными и доступными в Европе и, что, немаловажно, бесплатные.

Первоочередную роль здесь занимают Германская служба академических обменов (DAAD) и Институт Гёте (Goethe-Institut). Ряд организаций подобного типа оказывают материальную поддержку немецким и иностранным студентам и научным сотрудникам для обучения в учебных заведениях Германии.

Немецкие институты, обладающие мягкой силой, часто сотрудничают не только с иностранными ведомствами и организациями, но и друг с другом. Так, например, Германская служба академических обменов (DAAD) и Институт Гёте взаимодействуют друг с другом и с другими организациями для реализации различных образовательных и культурных программ. В феврале 2008 г. Министерство иностранных дел вместе с Центральным управлением школьного образования, Институтом Гёте, DAAD и Службой педагогического обмена создало инициативу PASCH, представляющую собой масштабную сеть из 1700 школ-партнеров.

Основными источниками финансирования организаций является Министерство иностранных дел, Федеральное министерство образования и науки, Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития, Общества по техническому сотрудничеству и Фонда поддержки немецкой науки, однако часть бюджета поступает от частных организаций и собственных доходов. На настоящий момент организации не только способствуют продвижению немецкого образования в мире, но и осуществляют посредничество в рамках европейской образовательной политики, академических обменов и миграции [6; с. 215].

Значительный вклад в реализацию культурной политики Германии оказывает медиакомпания «Deutsche Welle», объединяющая радио-, теле- и интернет-проекты. Согласно закону о Deutsche Welle 2005 года задачами Deutsche Welle является позиционировании Германии как европейской культурной нации и сформировавшегося демократического правового государства. Деятельность «Немецкой волны» направлена на отражение взглядов на значимые темы в сфере политики, культуры и экономики по всему миру непрерывно с 1953 года. Продукты медиакомпании способствуют формированию независимого мнения и не вправе, согласно закону, поддерживать какую-либо политическую партию или прочие объединения.

Deutsche Welle позиционируется независимой радиокомпанией, хоть и значительная часть ее финансирования поступает из бюджета Уполномоченного правительства Германии по делам культуры и средств массовой информации. Проекты медиакомпании финансируются Министерством внутренних дел [1; с. 15].

Еще одним инструментом международного развития является Банк Развития Германии. Будучи государственной организацией, банк отвечает за финансовое сотрудничество Германии с развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Он оказывает финансовую (кредиты, мезонинное финансирование, гарантии и инвестиции) и консультационную поддержку в области реализации программ устойчивого экономического развития, развития социальной инфраструктуры и программ предотвращения изменения климата более чем 100 странам. Средства на данную поддержку поступают из федерального бюджета [5].

Развитию международных экономических отношений в Германии способствуют немецкие Внешнеторговые палаты. Имея представительства в 120 городах 80 стран мира, они консультируют отечественные и иностранные компании по вопросам рынка, содействуют в поиске необходимых компаниям деловых контактов, организуют деловые встречи, семинары, конференции, курируют деловые поездки немецких предпринимателей за рубеж.

Германия оказывает федеральную и региональную поддержку немецким компаниям (особенно малым и средним предприятиям) в участии в выставках на своей территории и за ее пределами. Кроме заключения международных контрактов выставочная деятельность и ее поддержка способствуют научно-техническому обмену, укреплению деловых связей между немецкими и иностранными компаниями способствует экспорту стандартов немецкой выставочной отрасли [10].

Характерной особенностью большинства крупных немецких фондов является своеобразная «зонтичная структура», предполагающая консолидацию в них более мелких организаций. Так, подобным образом, Фонд имени Роберта Боша патронирует несколько мелких, такие как Фонд Ганса Вальца, Фонд Отто и Фонд ДВА, направленного на поддержку франко-германских отношений и поддержку проектов в области культуры, литературы и искусства [11; с. 7].

Каждая организация «мягкой силы» имеет развитую систему информации и коммуникаций. Немецкие фонды, предоставляющие стипендии на обучение в высших учебных заведениях или организуют исследования, делятся информацией с ведущими высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями других государств. Распространяя печатные информационные материалы, проводя ознакомительные семинары и презентации, предоставляя подробную информацию о программах и стипендиях, организация находит соискателей, тем самым, реализуя мягкую политику Германии. Системы коммуникаций организаций, проводя работу в области содействия развитию, как правило, направлены на специфические организации, институты, ведомства, компании и заинтересованные физические лица, располагающие определенными ресурсами. Сетевой характер организации фондов способствует усилению кумулятивного эффекта и, собственно, реализации политики мягкой силы Германии [8; c. 28.].

Стоит отметить, что для повышения качества работы в круг задач организаций, обладающих «мягкой силой», входит анализ и независимая оценка результатов своей деятельности. Так, например, оценку программ Немецкого научно-исследовательского общества осуществляют квалифицированные независимые стороны. При проведении анализа результатов эксперт обычно руководствуется конкретным методом, указанным заказчиком. При оценке принимаются во внимание общие качественные и количественные результаты практики организации.

Таким образом, Германия успешно реализует «мягкую силу» с целью укрепления позиций и повышения влияния государства на международной арене. Принимая во внимание высокую степень диверсификации источников финансирования фондов, институтов содействия международному развитию и большого числа проектов, реализующихся этими организациями, система взаимодействия с другими заинтересованными лицами является очень сложной. Ввиду того что ведомства являются заказчиками и финансовыми источниками проектов «мягкой силы» фонды и прочие субъекты находятся под влиянием федеральных и региональных интересов и обладают возможностью влиять на политику государства. В компетенцию организаций, обладающих мягкой силой, входит сотрудничество с иностранными партнерами — центральными банками, министерствами, региональными властями, университетами, государственными и частными компаниями, тем самым они маневрируют между интересами двух сторон.

Литература:

  1. Deutsche Welle, Deutsche-Welle-Gesetz // Bonn:Deutsche Welle. 2005. № 1 (31). С. 15–26.
  2. Deutschland — Land der Ideen. URL: http://www.land-der-ideen.de (дата обращения 24.01.2016).
  3. Die meistgesprochenen Sprachen der Welt. URL: http://sprachkreis-deutsch.ch/2012/05/14/die-meistgesprochenen-sprachen-der-welt/ (дата обращения 21.01.2016).
  4. Konzepzion-2000 // Auswӓrtiges Amt. Berlin, 2000. S. 17.
  5. Wer ist die KfW?URL: https://www.kfw.de/inlandsfoerderung/Privatpersonen/index-2.html (дата обращения: 19.02.2016).
  6. Карнаухова Е. Е. Изменение стратегии внешней культурнойи языковой политики Германиинасовременном этапе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1–2. С. 374.
  7. Кинякин А. А. Политика и механизмы «мягкой силы» Германии. РУДН, 2012. С. 29.
  8. Ланьшина Т. А. Мягкая сила»Германии: культура, образование, наука // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 28.
  9. Огнева А. В. Политические фонды ФРГи их вкладв развитие международного диалога // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4. С. 115.
  10. Промышленно-Торговые палаты Германии (IHK).URL: http://zentralasien.ahk.de/ru/laenderportal/promyshlenno-torgovye-palaty-germanii-ihk/(дата обращения: 19.02.2016).
  11. Федулова А. В. Политологический анализ деятельности общественно-политических фондов ФРГ в России на современном этапе: автореф. дис. канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2010. С. 7.
  12. Фонд Генриха Бёлля (Heinrich Boell Stiftung). URL: http://rsci.ru/grants/fonds/158.php (дата обращения 17.01.2016).
  13. Фонд имени Фридриха Эберта в Германии. URL: http://www.fesmos.ru/what-is-fes-copy (дата обращения 21.01.2016).
  14. Фонд Розы Люксембург. Региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ЕС. URL: http://www.ric.vsu.ru/ru/european_programs/german_organisations_founds_and_programmes/rosa_luxemburg_stiftung (дата обращения 18.01.2016).
  15. Шепель В. М. Имиджелогия. Культура и спорт. М., 2007. С. 118.
  16. Шибалов А. Для чего нужен немецкий язык? URL: http://news.flarus.ru/?topic=5370 (дата обращения 20.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): DAAD, немецкий язык, ФРГ, международное развитие, мягкая сила, мягкая сила Германии, фонд, Фонд имени, экономическое сотрудничество, Германская служба.


Похожие статьи

История стратегии «мягкой силы» в дискурсе коммунистической партии Китая в период 2007-2018 гг.

Данное исследование имеет целью продемонстрировать развитие идеи «гибкой силы» в политических верхах Китайской народной республики, а также выведение из результатов исследования целей и задач «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Китая.

Участие России в международных образовательных проектах как элемент мягкой силы

В статье рассматриваются российские международные образовательные программы, как инструмент «мягкой силы» страны для долгосрочного политического влияния на мировой арене. Проводится анализ осуществленных государственных программ, их результаты на сег...

Особенности политического лидерства в Республике Татарстан

В статье автор анализирует особенности управленческих процессов в Республике Татарстан, позволивших выработать одну из эффективных моделей политического лидерства на территории Российской Федерации.

Японский опыт в проведении политики «мягкой силы» в странах Юго-Восточной Азии как способ улучшения имиджа государства

В статье автор показывает, что концепция «мягкой силы» способна раскрыть возможности имиджа страны в качестве средства усиления своего влияния, так как именно правильно выстроенный имидж дает государству проводить более эффективную внешнюю политику с...

Особенности геополитического положения Японии как одного из главных акторов в АТР

В статье дается краткий анализ геополитического положения Японии как самостоятельного актора на мировой арене. Выделены особые сильные и слабые стороны государства.

Североевропейский опыт борьбы с коррупцией

В статье автор рассматривает опыт стран североевропейской модели. Проводится исследования в области мер, которые используют эти страны, а также рассматривается роль гражданского общества в противодействие коррупции.

Роль «мягкой силы» во внешней политике России и США

В публикации затрагивается тема воздействия факторов культурной привлекательности страны на её влияние во внешней политике, это особенно важно в новом контексте перехода от конкурентного сотрудничества к соперничеству на глобальном уровне.

Зарубежный опыт в развитии социальной политики предприятия

В статье автор рассматривает особенности моделей корпоративной социальной политик предприятий США, Европы и Азии. Представлены основные направления социальной политики зарубежных предприятий.

Влияние санкций на экономику Российской Федерации

Статья посвящена вопросам анализа санкций против Российской Федерации. Автор дает краткую характеристику основным видам санкций, которые США приняли за последние пять лет. Особое внимание обращается способы выхода различных кампаний из сложившихся си...

Особенности ценностно-целевых установок во внешней политике Турции

В статье рассмотрены основные направления внешней политики Турции, а также проанализированы характерные черты формирования идейного фактора турецкой политической элиты.

Похожие статьи

История стратегии «мягкой силы» в дискурсе коммунистической партии Китая в период 2007-2018 гг.

Данное исследование имеет целью продемонстрировать развитие идеи «гибкой силы» в политических верхах Китайской народной республики, а также выведение из результатов исследования целей и задач «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности Китая.

Участие России в международных образовательных проектах как элемент мягкой силы

В статье рассматриваются российские международные образовательные программы, как инструмент «мягкой силы» страны для долгосрочного политического влияния на мировой арене. Проводится анализ осуществленных государственных программ, их результаты на сег...

Особенности политического лидерства в Республике Татарстан

В статье автор анализирует особенности управленческих процессов в Республике Татарстан, позволивших выработать одну из эффективных моделей политического лидерства на территории Российской Федерации.

Японский опыт в проведении политики «мягкой силы» в странах Юго-Восточной Азии как способ улучшения имиджа государства

В статье автор показывает, что концепция «мягкой силы» способна раскрыть возможности имиджа страны в качестве средства усиления своего влияния, так как именно правильно выстроенный имидж дает государству проводить более эффективную внешнюю политику с...

Особенности геополитического положения Японии как одного из главных акторов в АТР

В статье дается краткий анализ геополитического положения Японии как самостоятельного актора на мировой арене. Выделены особые сильные и слабые стороны государства.

Североевропейский опыт борьбы с коррупцией

В статье автор рассматривает опыт стран североевропейской модели. Проводится исследования в области мер, которые используют эти страны, а также рассматривается роль гражданского общества в противодействие коррупции.

Роль «мягкой силы» во внешней политике России и США

В публикации затрагивается тема воздействия факторов культурной привлекательности страны на её влияние во внешней политике, это особенно важно в новом контексте перехода от конкурентного сотрудничества к соперничеству на глобальном уровне.

Зарубежный опыт в развитии социальной политики предприятия

В статье автор рассматривает особенности моделей корпоративной социальной политик предприятий США, Европы и Азии. Представлены основные направления социальной политики зарубежных предприятий.

Влияние санкций на экономику Российской Федерации

Статья посвящена вопросам анализа санкций против Российской Федерации. Автор дает краткую характеристику основным видам санкций, которые США приняли за последние пять лет. Особое внимание обращается способы выхода различных кампаний из сложившихся си...

Особенности ценностно-целевых установок во внешней политике Турции

В статье рассмотрены основные направления внешней политики Турции, а также проанализированы характерные черты формирования идейного фактора турецкой политической элиты.

Задать вопрос