Математическое моделирование электропривода на базе гибридного шагового двигателя в пакете SimPowerSystems | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Математическое моделирование электропривода на базе гибридного шагового двигателя в пакете SimPowerSystems / А. А. Емельянов, В. В. Бесклеткин, А. С. Авдеев [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 5-10. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33079/ (дата обращения: 16.11.2024).



Математическое моделирование электропривода на базе гибридного шагового двигателя в пакете SimPowerSystems

Емельянов Александр Александрович, доцент;

Бесклеткин Виктор Викторович, ассистент;

Авдеев Александр Сергеевич, студент;

Габзалилов Эльвир Фиргатович, студент;

Прокопьев Константин Васильевич, студент;

Ситенков Александр Александрович, студент;

Пестеров Дмитрий Ильич, студент;

Юнусов Тимур Шамильевич, студент;

Устинов Артем Павлович, студент

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Целью данной работы является овладение технологией сборки модели электропривода на базе гибридного шагового двигателя в пакете SimPowerSystems для использования в лабораторной работе по дисциплине «Математическое моделирование в электромеханических устройствах» [1], [2], [3], [4], [5].

На рис. 1 показана схема электропривода на базе гибридного шагового двигателя.

Рис. 1. Электропривод на базе гибридного шагового двигателя

Шаговый двигатель управляется сигналами STEP и DIR, поступающими из блока Signal Builder (рис. 2). Сигнал STEP регулирует угловые перемещения шагового двигателя: при единичном сигнале происходит ступенчатый сдвиг (шаг) поворота ротора, при нулевом – остановка. Сигнал DIR регулирует направление перемещения ротора: 1 – прямое, 0 – обратное.

Рис. 2. Задание сигналов STEP и DIR в Signal Builder

Блок шагового двигателя (Stepper Motor) необходимо перенести из библиотеки SimPowerSystems (раздел Specialized Technology/Fundamental Blocks/Machines) на рабочее поле модели, в блоке выбрать тип двигателя – гибридный (Hybrid), число фаз – 2 и задать остальные параметры, указанные на рис. 3.

Рис. 3. Окно параметров гибридного шагового двигателя (Hybrid Stepper Motor)

Блок Drive представлен на рис. 4.

Рис. 4. Блок Drive

В параметрах переключателей Switch1 и Switch2 необходимо установить значение Threshold: 0.5. В блоке Math Function выбрать функцию mod. В блоках Logical Operator установить оператор NOT.

В блоке Discrete-time integrator задать:

− Integrator method: Accumulation Forward Euler;

− Initial condition setting: Output;

− Sample time: round(1/500/Ts)*Ts.

В свойствах константы со значением 4, подводимой к блоку Math Function, также должен быть установлен параметр Sample time: round(1/500/Ts)*Ts.

Параметры элементов TBLA и TBLB (блоки 1-D Lookup Table 1 и 2) представлены на рис. 5.

Рис. 5. Параметры блоков TBLA и TBLB

Параметры блоков Relay:

− switch on point: 0.01;

− switch off point: -0.01;

− output when on: 1;

− output when off: 0;

− input processing: Inherited.

В свойствах блоков Discrete Transfer Fcn необходимо задать:

− Числитель (Numerator): [0, 0.0609];

− Знаменатель (Denominator): [1.0000, -0.9391].

Converter A и Converter B представлены блоками Universal Bridge, их параметры даны на рис. 6.

Рис. 6. Параметры блоков Converter A и Converter B

Для работы модели в SimPowerSystems необходимо добавить блок Powergui, в котором необходимо установить следующие параметры:

− Simulation type: Discrete;

− Solver type: Tustin/Backward Euler (TBE);

− Sample time: Ts.

Результаты математического моделирования шагового двигателя в SimPowerSystems приведены на рис. 7, 8, 9 и 10.

Рис. 7. Напряжения на двух обмотках шагового двигателя

Рис. 8. Токи на двух обмотках шагового двигателя

Рис. 9. Скорость и электромагнитный момент шагового двигателя

Рис. 10. Угол поворота на валу шагового двигателя

Примечание: во избежание ошибок при запуске расчета модели необходимо открыть меню Simulation, выбрать Model Configuration Parameters. В открывшемся окне в меню Diagnostics перейти к пункту Connectivity и установить значение Mux blocks used to create bus signals: error, как показано на рис. 11.

Рис. 11. Окно параметров модели

Литература:

  1. Герман-Галкин С. Г. Matlab & Simulink. Проектирование мехатронных систем на ПК. – СПб.: КОРОНА-Век, 2008. – 368 с.
  2. Герман-Галкин С. Г. Компьютерное моделирование полупроводниковых систем в MATLAB 6.0: Учебное пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2007. – 320 с.
  3. Черных И. В. Моделирование электротехнических устройств в MATLAB, SimPowerSystems и Simulink. – М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
  4. Simscape Power Systems Examples [Электронный ресурс] // MathWorks. – Режим доступа: www.mathworks.com/help/physmod/sps/examples.html.
  5. Емельянов А. А., Бесклеткин В.В., Авдеев А. С., Габзалилов Э. Ф., Прокопьев К. В., Ситенков А. А., Пестеров Д. И., Юнусов Т. Ш. Математическое моделирование короткозамкнутого асинхронного двигателя в пакете SimPowerSystems // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 28-34.
Основные термины (генерируются автоматически): шаговый двигатель, DIR, STEP, гибридный шаговый двигатель, TBLA, TBLB, блок, параметр блоков, NOT, математическое моделирование.


Похожие статьи

Математическое моделирование электропривода на базе явнополюсного синхронного двигателя в пакете SimPowerSystems

Математическое моделирование электропривода на базе асинхронного двигателя с векторным управлением в пакете SimPowerSystems

Математическое моделирование электропривода на базе вентильного реактивного двигателя в пакете SimPowerSystems

Математическое моделирование короткозамкнутого асинхронного двигателя в пакете SimPowerSystems

Моделирование электропривода на базе бесконтактного двигателя постоянного тока в пакете SimPowerSystems

Моделирование системы электрического вала на двух асинхронных двигателях с фазными роторами в пакете SimPowerSystems

Анализ программных средств MathWorks MATLAB&Simulink для синтеза поведенческих моделей узлов сенсорных сетей

Моделирование асинхронного двигателя с переменными на основе интегрирующих звеньев в системе Script-Simulink

Математическая модель асинхронного двигателя с переменными в произвольной системе координат в системе Script-Simulink

Моделирование алгоритмов обработки данных в специализированных адаптивных вычислительных устройствах

Похожие статьи

Математическое моделирование электропривода на базе явнополюсного синхронного двигателя в пакете SimPowerSystems

Математическое моделирование электропривода на базе асинхронного двигателя с векторным управлением в пакете SimPowerSystems

Математическое моделирование электропривода на базе вентильного реактивного двигателя в пакете SimPowerSystems

Математическое моделирование короткозамкнутого асинхронного двигателя в пакете SimPowerSystems

Моделирование электропривода на базе бесконтактного двигателя постоянного тока в пакете SimPowerSystems

Моделирование системы электрического вала на двух асинхронных двигателях с фазными роторами в пакете SimPowerSystems

Анализ программных средств MathWorks MATLAB&Simulink для синтеза поведенческих моделей узлов сенсорных сетей

Моделирование асинхронного двигателя с переменными на основе интегрирующих звеньев в системе Script-Simulink

Математическая модель асинхронного двигателя с переменными в произвольной системе координат в системе Script-Simulink

Моделирование алгоритмов обработки данных в специализированных адаптивных вычислительных устройствах

Задать вопрос