В данной статье рассматривается проблема финансовой грамотности, которая является ключевой в области рационального распределения финансов с учетом низких доходов (стипендии). Проект может быть применен в образовательных учреждениях и других социально-общественных сферах жизни студентов, а также для удобства ведения семейной бухгалтерии. Разработанное приложение является новинкой, т.к. имеет практическую значимость и позволяет студентам рационально решать финансовые проблемы и принимать эффективные финансовые решения.
Ключевые слова: финансовая грамотность, деньги, финансовые услуги, скриншот.
Финансовая грамотность – это способность людей управлять своими финансами, оценивать экономическую обстановку в стране и принимать эффективные финансовые решения. Проведенные опросы показывают, что 90% людей – финансово безграмотные. К сожалению, в России не обучают с детства тому, как правильно распоряжаться деньгами, но развивать финансовую грамотность в России необходимо.
Деньги – это инструмент, которым нужно умело владеть и пользоваться. В итоге этот инструмент либо поможет достигнуть наших целей, либо оставит ни с чем «у разбитого корыта».
Повышение уровня финансовой грамотности способствует расширению возможностей граждан более эффективно использовать финансовые услуги. Данный процесс сокращает уязвимость перед финансовым кризисом, а также ведет к снижению задолженности граждан по кредитам, уменьшению рисков мошенничества. Финансово грамотное население в целом лучше подготовлено к кризисным ситуациям и может лучше защитить себя, лучше ориентироваться в условиях мирового финансового кризиса: выбирать себе пенсионные планы, сберегать свои накопления, правильно принимать любые финансовые решения и не поддаваться панике.
Цель исследования – выявление пробелов в знаниях студентов о финансах и разработка приложения-помощника.
Задачи исследования:
выявить уровень финансовой грамотности студентов;
предложить формы обучения студентов финансовой грамотности;
разработать приложение, помогающее самоорганизации студента.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретическое тестирование. Специально разработанный тест с 15 вопросами по различным экономическим темам, с тремя вариантами ответов.
Анкетирование «Расстановка приоритетов современной молодежи» с целью составления рейтинга приоритетов студентов.
Экспертный опрос преподавателей экономических дисциплин для определения наиболее интересных форм и подходов преподавания финансовой грамотности молодежи.
Тестирование. Для тестирования были выбраны 2 группы 2 и 4 курса специальностей «Экономика и бухгалтерский учет» и «Информационные системы» КГБ ПОУ «Хабаровского промышленно-экономического техникума» (табл. 1).
Таблица 1
Результаты тестирования
Группа |
% правильных ответов |
Уровень знаний |
БУХ-21 |
52% |
недостаточный |
ИС-41 |
50% |
недостаточный |
Ср. показатель по двум группам |
51% |
недостаточный |
Анкетирование. Следующий этап – опрос «Расстановка приоритетов современной молодежи». Студентам было предложено пронумеровать 5 пунктов от 1 до 5, где 1 – наиболее значимый, и 5 – наименее значимый выбор (табл. 2).
Таблица 2
Группировка жизненных приоритетов
Место |
Приоритет |
1 |
Учеба |
2 |
Финансы |
3 |
Друзья |
4 |
Самореализация |
5 |
Личные отношения |
Под номером 1 в рейтинге, студенты выбрали в качестве приоритета учебу, так как для них важно, получив образование, найти свою нишу в обществе.
В рейтинге № 2 стоит финансовое благополучие, что говорит о том, что знания на голодный желудок не появятся.
В рейтинге № 3 приоритетом считаются друзья. Дружба – это хорошо, но главное, чтобы она не мешала учебе!
В рейтинге № 4 первое место занял приоритет «самореализации». Для студентов также важно раскрыть свой личный потенциал в будущем.
И в рейтинге № 5 главный приоритет – личные отношения. Учеба учебой, но она должна подкрепляться и личными отношениями, а не только финансами.
Экспертный опрос. Согласно экспертному опросу преподавателей (п. 2.1.2) наиболее актуальны следующие приемы преподавания:
экскурсии в банки с проведением лекций банковских работников;
деловые игры с привлечением специалистов – работников банков, инвестиционных компаний, финансовых отделов организации;
проведение семинаров, круглого стола с участием работодателей;
демонстрация учебных фильмов;
организация мероприятий «Креатив-бой».
Разработанное приложение. Программа «Студенческая бухгалтерия» состоит из трех разделов «Доход», «Расход», «Мои желания».
В разделе «Доход», пользователь может заполнить информацию о своей прибыли, для этого отведены:
2 поля для ввода текста:
«Вид дохода», например, «Зарплата» или «стипендия»;
«Сумма дохода»;
1 поле выбора «Ваш доход за месяц».
После нажатия кнопки «Добавить», введенная информация отобразится в таблице выше с автоматическим расчетом общей суммы (рис. 1).
Рис. 1. Скриншот страницы «Ваш доход»
В разделе «Расход» заполняется информация по необходимым произведенным затратам, для этого также отведены:
2 поля для ввода текста:
«Причина расхода», например, «проезд» или «еда»:
«Сумма расхода»;
1 поле выбора «Ваш расход за месяц». После нажатия кнопки «Добавить», введенная информация отобразится в таблице выше. И в заголовке автоматически выведется остаток по формуле «Доход за месяц» – «Расход за месяц» (рис. 2).
Рис. 2. Скриншот страницы «Ваш расход»
Раздел «Мои желания» – это страница планирования своих нужд и желаемых приобретений, состоит из 2 частей: таблицы и полей ввода (рис. 3).
Поля ввода:
«Цена желания»;
«Желание».
Поле выбора: «Месяц»
Таблица состоит из 5 столбцов:
- «Номер».
- «Желание». Вставляются данные с поля ввода «Желание».
- «Цена». Вставляются данные с поля ввода «Цена желания».
- «Выполнение». В случае если сумма остатка будет достаточной для выполнения «желания», программа покажет интерактивную кнопку, при нажатии на которую «желание» отобразится выполненным.
- «Удалить». Если «желание» уже выполнено или необходимость в нем нет, его можно удалить, нажав на крест в этом столбце.
Рис. 3. Скриншот страницы «Мои желания»
Таким образом, можно визуально отслеживать свои доходы, расходы и потребности.
Кропотливо следить за доходами и расходами сможет не каждый студент, но стремиться к этому необходимо. В итоге незаметно для себя в кошельке обнаружится достаточное количество денег, которые можно потратить на давно понравившуюся вещь.
Литература:
- Бик С.И. Финансовая грамотность – не роскошь, а средство выживания [Электронный ресурс] / С.И. Бик. – Режим доступа: http://ecschool.hse.ru/data/2011/04/22/1210966198/ 75_2007_1.pdf
- Велиева И., Доронкин М. Синдром недоверия [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/48/ (дата обращения 03.03.2009).
- Гид по финансовой грамотности под ред. М. В. Мамута [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/education/finance.htm
- Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности / М. Грановеттер // Экономическая социология. – 2002. – Т. 3, № 3. – С. 44–58.
- Иллюзии собственной финансовой грамотности: более половины населения по-прежнему не ведет личный бюджет доходов и расходов (№ 57) [Электронный ресурс] / Режим доступа: // НАФИ. URL: http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/press/single/10152.html (дата обращения 12.03.2009)