В статье описаны практико-ориентированные подходы к организации продуктивно-творческой деятельности на примере программы творческого объединения «Истоки». Новизна проектного исследования заключается в комплексном и дифференцированном подходе к социально-педагогической работе с детьми мигрантами младшего школьного возраста, что позволяет развивать их склонности, способности и интересы в позитивном взаимодействии со сверстниками и педагогами творческого объединения.
Ключевые слова: объединение, мигранты, полиэтнический, проект, специфика.
Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другой регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту как взрослых, так и детей.
Для поликультурного пространства Хабаровского края характерна своя региональная специфика. В силу ряда географических, экономических и исторических особенностей в крае сложилось полиэтническое общество, интегрирующее в себя представителей различных этнических и культурных групп, отличительными чертами которого выступает терпимость и «добрососедские» отношения.
Противоречие между наличием определенного теоретического анализа проблем адаптации детей мигрантов младшего школьного возраста и настоятельной потребностью педагогов в реализации комплексной социально-педагогической работы с данной категорией детей.
Объект проектного исследования – образовательный процесс детей мигрантов.
Предмет проектного исследования – социально-педагогическая работа с детьми мигрантами младшего школьного возраста.
Цель проектного исследования – организация социально-педагогической работы с детьми мигрантами младшего школьного возраста.
Образовательное пространство края формируется в рамках активного притока мигрантов из разных регионов России. Так, в 2015 году, впервые за три последних года, количество трудовых мигрантов из стран Средней Азии превысило число приезжих из Китайской народной республики.
В представленном проекте дана краткая характеристика основных проблем детей мигрантов младшего школьного возраста – это языковая, учебная и социально-психологическая. Главной является языковая проблема: не владение русским языком затрудняет процесс обучения и общения. Сложно происходит усвоение детьми-мигрантами норм и ценностей школьного поведения, учебной деятельности. Детине умеют выстраивать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
Тем не менее, все дети, находящиеся на территории края, должны учиться в школе вне зависимости от статуса их родителей, от его социальной, национальной и других характеристик. Как помочь этим ребятам адаптироваться в новом социуме, сохранитьсвои традиции и культуру, быть принятыми и понятыми? Ответы на эти вопросы вы найдете в данном исследовательском проекте.
Теоретическая основа исследования – идеи миграционной педагогики.
Методы исследования: теоретический анализ социальной, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта; моделирование; методика «Наши отношения» Л. М. Фридмана, анкета «Моё самочувствие в классе», тест «Насколько ребенок толерантен?».
Проект реализован в МБОУ СОШ № 70 г. Хабаровска. В нем приняли участие 24 ученика третьих-четвертых классов, из них 12 детей из семей мигрантов.
Заметим, в 6-7 лет ребёнок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные – знания о своей национальной принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми являются семья и социальное окружение (рис. 1).
Рис. 1. Социальное окружение детей мигрантов
Система ценностей детей находится в развитии, поэтому, оказываясь в поликультурной среде и попадая под влияние новой группы, они быстро перенимают внешние атрибуты – одежды, манеры поведения и ценностные установки.
При этом педагог должен быть готов принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
На начальном этапе проекта проведена диагностика, в ходе которой было выявлено, что:
75 % опрошенных отмечали, что ссоры в группе есть, но конфликтной группу назвать нельзя;
76 % детей ответили, что учитель – помощник в трудных ситуациях. Данные показатели свидетельствуют о позитивном отношении к педагогу, доверии к нему;
50 % опрошенных отметили, что им трудно общаться с детьми другой национальности.
Полученные результаты говорят о необходимости формирования у детей доброжелательного отношения к людям другой национальности, нужновоспитывать стремление находить конструктивные решения в общении друг с другом и взрослыми.
Практической частью проекта выступила разработанная совместно с преподавателями колледжа программа творческого объединения «Истоки», которая предназначена для занятий во внеурочное время в школе или учреждении дополнительного образования.
Название программы выбрано не случайно, поскольку каждый ребенок стоит у истоков своей будущей взрослой жизни. Чем чище, добрее и светлее исток, из которого будет черпать знания ребенок, тем успешнее сложится его дальнейшая судьба.
Содержание программы ориентировано на вовлечение детей мигрантов в совместную личностно значимую творческую деятельность в условиях детского объединения, а также на формирование у них положительной мотивации к познанию и творчеству средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В программу включены блоки художественно-эстетической и краеведческой направленности. Содержание призвано познакомить детей мигрантов с культурой дальневосточного региона. Изучение творчества дальневосточных художников поможет детям увидеть красоту и уникальность природы Хабаровского края.Творческие гостиные расширят представление о традициях в культуре других народов, дадут возможность детям-мигрантам проявить свою национальную самобытность, разовьют коммуникативные способности в общении со сверстниками.
На занятиях декоративно-прикладным и изобразительным творчеством в атмосфере доброжелательности дети научатся создавать посильные возрасту изделия, узнают основы экономики.
Апробация программы творческого объединения «Истоки» осуществлялась в рамках проекта колледжа «Русское слово» в МБОУ СОШ №70 г. Хабаровска. Помимо детей-мигрантов, на занятиях присутствовали учащиеся младших классов данной школы. В средствах массовой информации было неоднократно освещено, как идет реализация данного проекта. В частности, канал Россия 24 присутствовал на одном из занятий с детьми (рис. 2).
Рис. 2. Занятие по программе
В течении трех месяцев нами была проведена серия занятий из блоков программы «Узнаю край», «Рисую мир», «Украшаю дом», состоялись интересные встречи в нашей «Творческой гостиной». Мы постарались рассказать о красоте Хабаровского края, его природе и особенностях. Изготавливали изделия из различных материалов, знакомили детей с новыми изобразительными приемами. Дети выполняли как индивидуальные, так и групповые задания. Рисовали герб Хабаровска и Хабаровского края, наполняли вазу с фруктами в технике пластилиновой живописи, запускали бумажных рыбок в общий аквариум.Знакомились со славянскими традициями, водили масленичные хороводы и осваивали особенности русской устной и письменной речи.
Было отмечено, что дети ждут каждой новой встречи с нами, очень стараются выполнять свою работу хорошо, помогают друг другу. По отзывам учителей начальных классов можно сказать, что:
Тахир стал более открытым и разговорчивым;
Бехруз начал активнее общаться со сверстниками;
Алдижон чаще стал проявлять доброжелательность к одноклассникам;
Мадина стала менее замкнутым ребенком.
Думаем, что это только начало. При полной реализации проекта дети-мигранты научаться общаться и конструктивно решать свои проблемы в совместной творческой деятельности.
Педагоги дополнительного образования не должны стоять на месте, они обязаны постоянно совершенствоваться, улавливать современные тенденции в сфере прикладного творчества и конечно же передавать все свои умения детям. В этом заключается основная миссия педагога. Цель и задачи проекта можно считать реализованными.
Литература:
- Бардиер Г. Л. Основные понятия и подходы к адаптации, инкультурации, аккультурации мигрантов, как происходит освоение культурных норм / Г. Л. Бардиер. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://msu.lenobl.ru/Document/1388148601.pdf. (30.12.2015).
- Бердышев И. Психологические проблемы детей-мигрантов / И. Бердышев – [Электр.ресурс]. – Режим доступа: http//www.adcmemorial.org/www/8017.html / (30.12.2015).
- Бляхер П. Л. Особенности культуры межнационального общения в среде учащихся системы СПО Хабаровского края / П. Л. Бляхер, И. И. Гоголева // Среднее профессиональное образование. – 2014. – №6. – С.54-56.