В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности обучающихся ПОУ к потреблению наркотиков. Рассмотрены возможности образовательного учреждения по созданию условий для эффективной модели социально-педагогической профилактики и формированию устойчивых установок на неприятие наркотических веществ среди обучающихся СПО.
Ключевые слова: наркотическая зависимость, модель социально-педагогической профилактики наркотической зависимости, антинаркотическое мировоззрение, табакокурение.
В последние годы, так называемые поведенческие болезни (табакокурение, алкоголизм, наркомания) получили широкое распространение в подростковой и молодежной среде. В одну из серьезных проблем молодежи превратилось употребление наркотических веществ. Информация о возможном риске наркозависимости, замалчивается многими образовательными учреждениями. Отсутствует система в организации профилактической работы по предотвращению наркотизации среди молодежи, недостаточно четко работает система просвещения и оказания социально-психологических услуг и воспитательной работы среди обучающихся образовательных учреждений. В общеобразовательных школах, ВУЗах и СУЗах недостаточно уделяется внимание по формированию социально значимых установок, развитию лидерских навыков, профессиональной ориентации, навыков безопасного ответственного поведения, повышения самооценки и приоритета здорового образа жизни. Во многих образовательных учреждениях отсутствуют специальные программы по организации эффективной и систематической работы с обучающимся по профилактике и предупреждению наркомании, алкоголизма и табакокурения [2]. Особо актуальны такие проблемы для обучающихся группы риска (воспитанников детских домов, обучающихся из неблагополучных и/или неполных семей), у которых есть проблемы во взаимоотношениях с родителями, недостаточно знаний о вреде употребления наркотических средств, алкоголизма и табакокурения. Такие ребята имеют вредные привычки – курение и употребление алкогольных напитков [1].
Хорошо известно, насколько опасны как для отдельного человека, так и для общества в целом, употребление наркотических веществ. Так, среди несовершеннолетних в Хабаровском крае пробовали наркотические вещества 13,8% [8].
В ходе исследования проведенного на базе КГБПОУ 16 выяснилось: 43 % обучающихся не имеют достаточных знаний о вреде потребления наркотиков, табакокурения и потребления алкогольных напитков. Из них 18 %, считают, что однократное потребление наркотиков не приносит вреда здоровью и не вызывает привыкания (табл. 1, 2).
Анализ полученных результатов показал, что 16 % опрошенных – это обучающиеся из неполных и неблагополучных семей. На вопрос «Считаете ли Вы свой образ жизни здоровым?» у 21 % опрошенных получены утвердительные ответы. К 17 годам до 90 % обучающихся знакомы с табакокурением и алкоголем не понаслышке. Количество обучающихся склонных к потреблению наркотических веществ составляет 17 %.
Таблица 1
Таблица 2
Результаты опроса
Полученные результаты |
Общая статистика |
Общее количество опрошенных респондентов |
184 |
Негативное отношение к потреблению наркотиков |
75 % |
Количество респондентов ответивших правильно на вопросы теста (%) |
57 % |
Обучающиеся из неблагополучных семей (%) |
16 % |
Количество обучающихся склонных к потреблению наркотических веществ (%) |
17 % |
Группа риска (%) |
25 % |
Основными причинами, приводящими к наркозависимости, у подростков, являются:
Возрастные особенности. Именно в этот возрастной период подростки «пробуют» разные стили поведения. Они постепенно отдаляются от родителей, стремятся к независимости, ищут себя, приобретая навыки самостоятельной жизни, хотят быстрее стать взрослыми, казаться старше. Для многих из них недостаток знаний и опыта о вреде употребления наркотиков и других вредных привычек, воспринимается как атрибут взрослой жизни. Часто такое «взрослое поведение» приводит к нежелательным последствиям.
Психологические качества личности. Употребление наркотических веществ, часто связано с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, неудовлетворенностью собой, повышенной потребностью в социальном одобрении, тревожности, неумении настаивать на своем, недостаточном самоконтроле, давление сверстников. Наличие таких черт у подростка повышает риск решать свои проблемы с помощью наркотических веществ и алкоголизма. Для того чтобы расслабиться, уйти от проблем, «снять напряжение» 28% подростков употребляют алкоголь [5].
Знания и установки. Недостаточные знания о последствиях употребления наркотических веществ, ложные представления о том, что употребление наркотиков, алкоголя, табакокурения «в небольших количествах» - не вызывает привыкание и является нормой жизни, способствуют приобщению к ним. Почти у половины исследуемых именно эта причина определяет их склонность к потреблению наркотических веществ.
Семья. Поведение и установки членов семьи напрямую связаны с жизненными перспективами подростка. Если в семье есть люди, злоупотребляющие табакокурением, алкоголем или наркотиками, то риск приобщения к ним подростка резко возрастает (до 60 % подростков ответили, что в их семье курят, взрослые члены семьи). При этом родители не готовы разговаривать со своими детьми на эти темы и не дают информацию о безопасном поведении, так, как сами получали знания методом «проб и ошибок» [5].
Средства массовой информации. Часто СМИ показывают, как известные, преуспевающие люди проводят досуг, употребляя наркотики и алкогольные напитки, преподнося такое поведение, как норму жизни. Поэтому подростки считают, что такое времяпровождение поможет стать популярными или сексуально привлекательными. По нашим данным источником такой нежелательной информации является 73% телевидение (реалити-шоу, в молодежных телевизионных программах), 23% газеты и журналы и из Интернета [6].
Незанятость обучающихся. Проблема незанятости молодежного контингента по данным социологических исследований является второй причиной после любопытства, которая направляет интерес в сторону наркотиков. Поэтому разработка и внедрение эффективных моделей социально-педагогической профилактики наркомании способны предотвратить эту негативную тенденцию. Как правило, среди подростков, увлеченных любимым делом, мало злоупотребляющих наркотическими средствами. При этом формы здорового досуга, должны быть материально доступны для молодежи.
Бессистемная рабата образовательных учреждений, направленная на формирование антинаркотического мировоззрения у подростков. Недостаточная работа в этом направлении не дает полного эффекта. Образовательным учреждениям необходимо использовать все инструменты, направленные на воспитание у молодежи негативного отношения к вредным привычкам и выработке установки здорового образа жизни. Важно, чтобы работа была грамотно организованна, представляла целый комплекс мероприятий, направленный на формирование у обучающихся антинаркотического мировоззрения [4].
На сегодняшний день молодежь желает получать информацию о здоровом жизненном стиле, о вреде потребления наркотических веществ, алкоголизме и табакокурения в привлекательной интерактивной форме. Поэтому необходимо использовать любую возможность привить подрастающему поколению навыки здорового образа жизни [3].
Меры по достижению эффективности в организации работы по профилактики наркозависимости должны заключаться:
в повышении информированности и доступа к объективной информации о вреде наркотических веществах, для осознания всей опасности явления наркомании и формирования устойчивого понимания вреда потребления наркотиков;
в создании эффективных, специальных образовательных программ по профилактике наркомании, апробированных в молодежной среде;
вовлечении обучающихся в активную досуговую деятельность;
в организация доступных психологических, медицинских и юридических услуг специализированных служб;
в обсуждении этого вопроса с общественностью и представителями власти с привлечением СМИ;
в организации систематической работы образовательных учреждений по профилактике наркомании в молодежной среде при взаимодействии с родителями, специалистами, занимающимися этой проблемой, поддержке и внимании к этой проблеме со стороны государства.
Бесспорно, что подростков необходимо учить умению противостоять негативному воздействию окружающего мира. Задача всех заинтересованных специалистов помочь подросткам и молодежи сформировать антинаркотическое мировоззрение и положительное отношение к здоровому стилю жизни. Своевременно представленная информация о вреде наркотиков, алкоголизме и табакокурении, о пользе ведения здорового образа жизни, поможет сформировать навыки и установки грамотных действий в определенных жизненных ситуациях, направленных на отказ от вредных привычек и на формирование ответственного отношения к себе, окружающим, к своим близким людям.
Предлагаемая модель социально-педагогической профилактики по формированию у студентов профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения может быть использована для организации и проведения социально-педагогической работы с молодежью по предупреждению наркомании.
Литература:
- Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / А. Ф. Аменд, М. В. Жукова, Е. В. Фролова // Педагогика. – 2006. – 356 с.
- Березин С. В. Опыт построения модели системы профилактики молодёжной наркомании /С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Е. А. Головкина и др. – М.: Академия, 2006. – 433 с.
- Дай себе шанс: социально-образовательная программа и учебно-методическое пособие / Под редакцией И. О. Таенковой. – 3-е изд., перер. и доп. – Хабаровск: Краевой молодежный социальный методико-педагогический центр, 2009. – 100 с., ил.
- Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлёва // Социологические исследования. – М.: Новая школа, 2010. – №7.
- Личко А. Е. Подростковая наркология: Руководство для врачей / А. Е. Личко. – Л., 2011. – 230 с.
- Наркомания и общество [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.inter-tel.ru/narkomania-i-obschestvo.php.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом возрасте / По. Ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 337 с.
- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.fskn.gov.ru/.