Статья посвящена проблеме преодоления нарушений внимания в пожилом возрасте. Автор описывает факторы нарушений внимания в пожилом возрасте, предлагает коррекционную программу адаптации пожилых людей к современной информационной среде.
Ключевые слова: современное информационное общество, пожилой возраст, внимание, нарушения внимания, фактор ухудшения внимания, коррекционная программа.
Жизнь в современном информационном обществе диктует свои правила: мозг человека подвергается неблагоприятному воздействию со стороны окружающей среды: вредная экология, компьютеры, различные электронные устройства (в том числе и мобильный телефон) и многие другие факторы, которые влияют на работу мозга.
В каждый отдельный момент времени нас окружает множество раздражителей: звуки, свет, ощущения, мысли и т. д. Благодаря вниманию в наш мозг поступает ровно столько информации из внешнего мира, сколько нам нужно. Если бы не существовало такого своеобразного «фильтра», как внимание, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Главный фактор ухудшения внимания — возраст, у пожилых людей наблюдается интенсивный спад внимательности. С годами у человека пропадает способность концентрироваться на основных событиях, и мозг больше реагирует на второстепенные, отвлекающие внимание вещи, что приводит к потере внимания к главному объекту. При столкновении пожилого с мыслью о том, что он начинает пропускать важные моменты своей жизни, упускать действительно важную информацию — такая помощь, по улучшению внимания, будет для него неотъемлемым проводником.
Что касается общества — никто не станет спорить с тем, что в списке революций, свершившихся за последние 100 лет, информационная революция по своей значимости занимает одно из ведущих мест. К сожалению, результатом такого «удобства» стали головная боль, непрекращающееся чувство усталости, депрессия, невозможность сконцентрироваться.
Цель работы заключается в преодолении нарушения внимания в пожилом возрасте, чтобы помочь лучше адаптироваться в современной информационной среде.
Задачами исследования являются: анализ библиографических источников; изучение понятий «Внимание», «Пожилой возраст»; исследование характеристики внимания и влияющие факторы на информационное усвоение; сконструирование и проведение программы по коррекции нарушений внимания у пожилых людей в доме ветеранов с использованием тренингов.
С возрастом меняются качественные и количественные характеристики психических процессов. Особенно заметны изменения памяти и внимания: снижается устойчивость, сосредоточенность, переключаемость внимания, что связано с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов. Расстройства проявляются в двух видах:
- Постоянная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться, например — старческая суетливость. Обычно при таком расстройстве внимания человек не может довести до конца начатое дело, бросает одно, начинает другое, торопится перейти к третьему.
- Инертность, застреваемость внимания. Пожилой теряется при изменениях обстановки, изменениях темы беседы. Нередко у него появляются тикообразные подергивания различных мышечных групп (например: трясутся руки).
Происходит это потому, что в процессе физиологического старения головной мозг претерпевает ряд структурных, нейрофизиологических и нейрохимических сдвигов, которые сами по себе могут быть причиной ослабления памяти, внимания и других когнитивных функций. С возрастом уменьшается способность нейронов головного мозга изменять свойства в зависимости от меняющихся условий внешней среды, что приводит к уменьшению возможностей головного мозга.Визуальное внимание с возрастом снижается, что ухудшает способность отсеивать нежелательную информацию. Пожилые и старые люди меньше других возрастных групп способны к фильтрации нежелательных данных.Они лучше молодых запоминают нежелательную информацию, поэтому в условиях, требующих максимального внимания и сосредоточенности, пожилым будет труднее справиться с задачей.
Для того, чтобы помочь пожилым адаптироваться в современной информационной среде была разработана авторская программа. Данная программа была разбита на 3 месяца, для того, чтобы пожилые люди могли качественно и не торопясь пройти полный комплекс предложенных упражнений. Пожилые люди по характеру встречаются разные, поэтому выбранные 3 месяца способствовали так же постепенному доверию в работе, что делали занятия во много раз интереснее. Занятия проводились в комнате для проведения досуга, чтобы пожилые люди чувствовали себя уютно и не скованно. В программу вошло 25 пожилых людей, в возрасте от 63 до 80 лет, проживающие в учреждениях социального типа (17 женщин и 8 мужчин), проживающих в КГБУ «Хабаровский специальный дом ветеранов № 1».
Для решения поставленной задачи в особенности влияния новой информации на пожилого человека в экспериментальной группе были использованы следующие методики:
Методика Мюнстерберга. Методика направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. Методика «Объем внимания» (по Шульте). Данная методика позволяет определить объем динамического внимания как у школьников, так и у взрослых людей любого возраста. Методика «Изучение переключения внимания». Данная методика позволяет изучить и оценить способности к переключению внимания. Методика изучения распределения внимания путем одновременного счета двух объектов. Испытуемому предлагается таблица, в которой имеется несколько строчек, состоящих из чередующихся в случайном порядке крестиков и ноликов. Задача испытуемого — производить одновременный счет двух объектов — крестиков и ноликов. Методика исследования устойчивости внимания (по Бурдону). Методика направлена на исследование устойчивости внимания. Тест «корректурная проба», применяемый для исследования устойчивости внимания, представляет собой модернизированный вариант теста Бурдона. |
Исследование уровня субъективного ощущения человеком своего внимания показало, что у пожилых людей, проживающих в специальных учреждениях, показатели внимания относятся к среднему и высокому уровням, то есть они воспринимают своё внимание, как образную мерку действительности. Таким образом, можно предположить, что для пожилых людей, внимание выражается в недостатке работы над собой и непосредственно старости. В результате анализа данных было выявлено, что большинство пожилых людей (22 человека — 85 %)смогли улучшить каждую из сторон. Остальные (3 человека — 15 %) улучшили некоторые, может более важные для них стороны.
В самом начале работы, проведя небольшое тестирование, мы хотели выявить, в каком состоянии находятся показатели свойств внимания у пожилых людей (рис. 1). Результаты с первого тестирования показали, что уровень концентрации составил — 15 %, устойчивость — 13 %, распределение — 9 %, переключение — 5 %, объём — 12 %, избирательность — 20 %. Это дало понять, что пожилые люди не могут в полном объёме принимать необходимый поток информации и пользоваться благами современной информационной среды.
Рис. 1. Результаты тестирования
При разработки коррекционной программы мы отобрали упражнения, направленные на:
Концентрацию внимания.
Устойчивость внимания.
Распределение внимания.
Переключение внимания.
Объём (увеличение объёма внимания).
Альтернативные техники расслабления.
По контрольным результатам, проведённым в конце февраля, было выявлено, что данная программа действительно помогает пожилому человеку скорректировать его внимание и адаптироваться к современной информационной среде. Благодаря слаженной работе в коллективе, совместной поддержке, упорству в труде и позитивному настроению во время занятий, мы смогли достичь поставленной цели, которая ещё в самом начале работы могла показаться непреодолимой и трудной. Поверив в себя и свои силы, взяв нотку правильного настроя, пожилые люди с огромнейшим удовольствием ждали нового занятия. Перед занятием они бурно обсуждали проделанную каждым домашнюю работу.
После успешного проведения программы по адаптации и коррекции внимания, у пожилых, были заметны явные улучшения. Многим настолько стала интересная данная тема, что непроизвольно они начали интересоваться всеми упущенными информационными моментами. А также пожилые люди, почувствовав положительный результат, говорят о том, что они желают дальше заниматься по подобным программам. Результаты, полученные в самом конце обучения (рис. 2) показали, что уровень концентрации составил — 43 %, устойчивость — 42 %, распределение — 28 %, переключение — 33 %, объём — 30 %, избирательность — 46 %. Для нашего получившегося мини-коллектива это была победа! Победа, над проблемой ухудшения внимания в пожилом возрасте, но прежде всего над собой!
Рис. 2. Сравнительная таблица
В заключении можно сказать о том, что люди, находящиеся в пожилом возрасте сильно подвержены такому фактору как невнимательность. Зачастую при возникновении такого рода фактора пожилые люди могут попасть в непредвиденную, а порой к тому же и опасную ситуацию или же пропустить важный момент своей старческой жизни. В ходе исследования, об особенностях внимания у пожилых людей, с помощью различных в своём роде упражнений, техник и методик, можно попытаться улучшить, а если и получится, то и восстановить, с помощью неотъемлемых усилий и планов по работе с пожилым, уровень и качество внимания у лиц пожилого возраста. Так же нельзя считать работу успешной без определённой отдачи пожилого человека, к проводимым для него консультациям и мероприятиям. В связи с этим немало важным считается срок, за который должна быть проведена довольно эффективная работа с пожилым человеком.
Люди разные бывают и в зависимости от характера и подхода, который будет направлен на пожилого человека будет идти негативный или положительный оттенок на всё время проводимой работы. Пожилые люди в нередких случаях могут считать такую работу над своим вниманием бесполезной и не нужной для своего возраста, но всё же предполагается, что хоть и малая доля обучения вниманию, всё же войдёт в привычку у пожилого.
Литература:
- Батий В. М. Дом престарелых как стационарное учреждение медико-социального обслуживания пожилых людей в современном обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук / В. М. Батий. — Кемерово, 2006. — 22 с.
- Захаров В. В. Всероссийская программа исследований эпидемиологии и терапии когнитивных расстройств в пожилом возрасте («Прометей») / В. В. Захаров // Неврол. журн. — 2006. — № 11. — С. 27-32.
- Соколова В. Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста: учеб. пособие / В. Ф. Соколова, Е. А. Берецкая. — М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. — 194 с.
- Социальная адаптация и социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов: комплексный подход: сб. науч. ст. / под общ. ред. М. М. Гладковой. — Балашов: Николаев, 2009. — 76 с.
- Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон. — СПб.: Питер, 2002.
- Андерсон Дж. Р. Когнитивная психология / Дж. Р. Андерсон. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с.
- ХомскаяЕ. Д. Нейропсихология: учебник / Е. Д. Хомская. -М.:УМК«Психология», 2002. — 416 с.