…Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение
Маршал Маклюэн
Тригонометрия — один из обязательных разделов школьного курса математики. Тригонометрические вычисления применяются во многих областях геометрии, физики, инженерного дела и др.
Наблюдения за реальной практикой обучения школьников показывают, что большая часть из них не понимают значимости тригонометрии в системе других наук. В связи с чем данный раздел математики вызывает трудности у некоторых обучающихся из-за обилия формул и многообразия задач, а зачастую просто нежелание изучать данный раздел.
Большинство тригонометрических задач в школьном курсе математики не имеют прикладной направленности. А ведь задачи с практическим содержанием мотивируют учеников на изучение теоретического материала, поскольку именно на примере прикладных задач можно показать необходимость знания тригонометрических функций и формул для решения проблем, возникающих перед человеком в повседневной жизни или профессиональной деятельности.
К одной из инновационных педагогических технологий, способствующих развитию мотивации учебной деятельности обучающихся, относится проектная деятельность. Метод проектов направлен на индивидуализацию учебного процесса. Данный метод даёт школьникам возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий.
Приведём пример проектной деятельности по математике: «Тригонометрия в медицине». Проект ориентирован на обучающихся 10 классов биолого-химического профиля, представляет собой исследовательскую работу школьников по изучению тригонометрических функций в различных областях медицины. В рамках данного проекта обучающиеся установят связи такого раздела математики, как «Тригонометрия» с другими науками. Работая над проектом, ученики научатся анализировать и интерпретировать найденную информацию; представлять её с помощью средств информационно-коммуникационных технологий; интегрируя знания по биологии и химии, объяснять, где на практике встречаются тригонометрические функции.
Приведём список примерных вопросов, направляющих проект:
– Что такое биоритмы? Какую роль тригонометрические функции играют при построении моделей биоритмов?
– Что изучает кардиология? Какие знания по тригонометрии помогут при исследовании кардиограммы?
– Что изучает офтальмохирургия? Какие знания по тригонометрии необходимы хирургу для совершения операции по лазерной коррекции зрения?
На основе вопросов выделим темы исследования:
- Биоритмы. Роль тригонометрических функций при построении моделей биоритмов.
- Тригонометрия в кардиологии.
- Тригонометрия и лазерная коррекция зрения.
Выделим основные этапы организации проектной деятельности обучающихся:
Этап I.
- Выбор учениками темы исследования.
- Выдвижение целей и задач проекта.
- Формирование учеников в микрогруппы.
- Обсуждение плана работы в микрогруппах.
В ходе данного пункта ученики распределяют обязанности в микрогруппах, планируют дальнейшие действия; приступают к заполнению листа планирования работы группы, представленного в таблице 1.
Таблица 1
Лист планирования работы группы: |
|
Группа |
№ |
Тема исследования: |
|
Цели исследования: |
|
Задачи исследования: |
|
Ресурсы, необходимые для проведения исследования: |
|
Форма представления результатов исследования: |
|
Работа над проектом: |
|
Участники группы: |
Роль каждого участника группы: |
Результаты проведённого исследования: |
|
Вывод: |
|
Этап II.
- Осуществление обучающимися проектно-исследовательской деятельности (анализ научной, научно-популярной литературы; обработка найденной информации).
- Разработка доклада по исследуемой теме.
Разработка доклада включает в себя написание текста самого доклада выступления и сопровождающую его презентацию. Ресурс, с помощью которого будет разработана презентация, выбирают сами ученики. Например, можно предложить следующие ресурсы: Microsoft Power Point, Prezi, VideoScribe, Mindomo.com и др.
Этап III.
- Защита проектов.
- Оценивание результатов.
После защиты проектов, учитель совместно с учениками оценивает представленные проектные работы по критериям, представленным в таблице 2.
Таблица 2
Критерии оценки доклада: — максимальный балл выставляется при полном соответствии требованию; — 0 баллов выставляется при полном невыполнении требовании; — при частичном выполнении требования выставляется промежуточное значение. |
|||||
Группа № |
|||||
Тема исследования: |
|||||
Требования |
Максимальный балл |
Самооценка группы |
Оценка другими группами |
Оценка учителя |
Итоговый балл |
Структура: |
8 |
||||
- присутствуют основные этапы исследования |
5 |
||||
- присутствуют и оформлены ссылки на все используемые источники |
3 |
||||
Оформление: |
15 |
||||
- текст на слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список) |
3 |
||||
- наиболее важная информация выделяется с помощью цвета, размера текстовой информации, эффектов анимации и др. |
3 |
||||
- оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания |
3 |
||||
- текст легко читается |
3 |
||||
- презентация не перегружена эффектами |
3 |
||||
Наглядность: |
10 |
||||
- иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания |
5 |
||||
- используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и др.) |
5 |
||||
Содержание: |
32 |
||||
- презентация оригинальна, не дублирует содержание других презентаций |
3 |
||||
- презентация содержит ценную, достоверную, понятную информацию по теме проекта |
5 |
||||
- поставленные цели соответствуют проблеме проекта |
3 |
||||
- сформулированная гипотеза соответствует проблеме проекта |
3 |
||||
- методы проведённого статистического исследования описаны качественно |
5 |
||||
- обработанные результаты исследования представлены качественно |
5 |
||||
- в выводах присутствует и развёрнут ответ на поставленный проблемный вопрос |
5 |
||||
- ошибки и опечатки отсутствуют |
3 |
||||
Выступление: |
16 |
||||
- выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает основные идеи |
5 |
||||
- выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории |
5 |
||||
- презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его |
3 |
||||
- выступающий обращается к аудитории, поддерживает контакт с ней |
3 |
||||
Коллективная деятельность: |
10 |
||||
- проект является результатом коллективных усилий, отражён вклад каждого участника в работу группы |
10 |
||||
Итого: |
91 |
||||
- Подведение итогов.
В заключении урока проводится рефлексия по результатам проектной деятельности.
В рамках предполагаемого проекта деятельность обучающихся направлена на решение задач прикладного характера, что в свою очередь позволяет заинтересовать учеников на изучение такого раздела математики, как тригонометрия; расширяет кругозор; формирует навыки самостоятельной познавательной деятельности; учит ориентироваться в различных источниках информации; сотрудничать со сверстниками и педагогом.
Литература:
- Тумашева О. В., Берсенева О. В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 10 С. 27–30.
- Пахомова Н. Ю. Метод проекта в образовательном учреждении/Н. Ю. Пахомова.–М.:АРКТИ, 2003.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).