Среди методов, которые способствуют развитию активности персонала, важное место принадлежит технологии тренинга.
Тренинг, реализуя разнообразные услуги для бизнеса, в значительной степени предопределяет рыночный успех компаний, уровень профессиональной подготовки менеджеров и их способность принимать адекватные рыночным ситуациям решения.
Впервые эту форму использовали в конце 40-х гг. ХХ века в США. Затем её стали широко использовать при обучении людей в группах, участники которой не были знакомы друг с другом. Основная задача тренинга заключается в том, чтобы создать ситуацию, которая может возникнуть в процессе профессиональной деятельности этих людей и которая не может быть разрешена с помощью традиционных методов, вовлечь участников в эту ситуацию и помочь найти свой подход к решению поставленной проблемы.
Многие зарубежные специалисты в результате исследований области тренинга пришли к выводу, что если фирма увеличивает капиталовложения, то прирост производительности труда достигает 3,8%, в то время как расходы на тренинг персонала на 10% дают увеличение производительности труда на 8,5% [2 c. 65].
Обучение в тренинг-группах основано не на интеллектуальном, а на эмоциональном факторе, поскольку ориентирует на отношение людей друг к другу, выявляя влияние каждого из участников на других членов группы.
Различают различные виды тренингов: тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, корпоративный, мотивационный, тренинг чувствительности, коммуникативный, мотивационный, тренинг лидерства, ролевой тренинг, видеотренинг и др.
Многие крупные компании, особенно работающие с зарубежными фирмами, в последние годы для подготовки и развития навыков персонала с целью эффективной работы в компании стали использовать бизнес-тренинги, внутрифирменное обучение, что чаще всего известно под понятием корпоративного тренинга. Продолжительность такого тренинга, как правило, в пределах 3-5 дней. За этот период сотрудников компании обучают первичным навыкам работы с клиентами, проводят начальный курс для новых сотрудников для их лучшей адаптации в организации. Решая основную задачу повышения конкурентоспособности и самой фирмы, и её сотрудников, компании создают в своей структуре корпоративные учебные центры, где могут использовать различные виды тренинговых программ (функциональный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг менеджмента лидерства, технический тренинг, управленческий тренинг).
Для осуществления тренинга обычно используют не один метод, а их совокупность (метод моделирования, метод кейсов, метод ситуационно-ролевой игры и т.п.)
Соответственно, тренинговые услуги - это вид образовательной деятельности, реализуемый в виде отдельных занятий, направленных на систематическую тренировку или совершенствование определенных навыков и поведение участников тренинга.
Дать определение тренинговых услуг проще и вместе с тем сложнее, так как этот термин практически не раскрыт в литературных источниках и имеет более формализованные границы и происхождение.
Так, согласно «Словарю по общественным наукам» портала Глоссарий.ру, тренинг (от англ. Тrаin - обучать, воспитывать) – это систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга.
Дать определение тренинговых услуг проще и вместе с тем сложнее, так как этот термин практически не раскрыт в литературных источниках и имеет более формализованные границы и происхождение.
Так, согласно «Словарю по общественным наукам» портала Глоссарий.ру, тренинг (от англ. Тгаin - обучать, воспитывать) – это систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга.
В свою очередь, некоторые экономисты относят тренинговые услуги к одному из видов консалтинговой деятельности. Попробуем ниже раскрыть эту взаимосвязь.
Для раскрытия специфики и особенности продвижения тренинговых и консалтинговых услуг, на наш взгляд, целесообразно проанализировать современный этап развития данных рынков.
Анализируя рынок тренинговых услуг, следует отметить, что организацией тренингов и семинаров в России занимается огромное количество тренинговых и консалтинговых компаний. На сегодняшний день рынок предлагает тренинги и семинары на любой вкус. Конкуренция между фирмами, предлагающими обучение, заставляет искать все новые методы привлечения клиентов. Донести вовремя свежую и актуальную информацию до конечного потребителя крайне сложно, что затрудняет дальнейшее развитие этой сферы бизнеса.
Краткосрочное образование, к которому и относятся тренинговые услуги, предлагают:
• тренера, занимающегося частной практикой;
• тренинговые компании (группы тренеров). Следует понимать, что многие тренинговые компании передают некоторые задачи в субподряд частным тренерам или другим компаниям;
• интернет-порталы - интегратора услуг компаний рынка [4.с. 41].
Образовательная деятельность в сфере краткосрочных программ в России не сертифицируется и не стандартизируется.
Очевидно, что при принципиальном отсутствии порога вхождения в рынок краткосрочного образования, семинары и тренинги есть практически в каждом крупном населенном пункте. Какому-либо подсчету количество компаний и программ не поддается. Например, только по данным интернет-портала Треко.ру, в Санкт-Петербурге единовременно предлагаются 656 семинаров и тренингов. А проект «Магазин семинаров РБК» единовременно предлагает около 1000 программ в Москве. Есть уверенность, что данные цифры не составляют и половины рынка.
По статистике, предоставленной «Магазином семинаров РБК», текущим летом наиболее многочисленными являются программы в области менеджмента и управлении персонала (18,0% и 12,6% соответственно).
Рисунок 2 - Структура предложения краткосрочных программ
в России в 2008 г
Структура спроса выглядит иначе - сводные данные за первые 5 месяцев 2008 года Магазина семинаров РБК приведены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура спроса на краткосрочные программы
в России в 2008 г
Следует отметить, что хотя тренинг и консалтинг являются одним из самых молодых бизнесов в нашей стране, но развивается он достаточно высокими темпами. К середине 2008 года развитие обеих отраслей достигло своего пика, а прогнозируемый специалистами полутора и двукратный рост в течение 2009 года, сменился значительным упадком в связи с финансовым кризисом [3.c.91].
Тренинговые и консалтинговые компании реализуют услуги для бизнеса, поэтому вполне очевидно, что, оставшись без финансовых средств к дальнейшему экстенсивному развитию, компании практически полностью сократили бюджет, выделяемый на внешние услуги: тренинговые, консалтинговые, рекламные и т.п. К середине 2008 года многие федеральные консалтинговые компании, видя перспективы развития южного региона, открыли в Ростове свои филиалы, но и многие из них не смогли противостоять сложившейся экономической ситуации. Соответственно наблюдается обострение конкуренции, которое порождает необходимость изменения стратегий продвижения услуг, а также более качественной реализации тренинговых и консалтинговых продуктов.
В нашей стране эти вопросы рассматриваются сравнительно недавно, по сравнению с зарубежными авторами, это объясняется и сравнительной молодостью рынка, которая насчитывает не более 15 лет. Существенным является и то обстоятельство, что тему продвижения тренинговых услуг разрабатывают преимущественно представители не научного сообщества, а коммерческих структур.
Резюмируя выше сказанное, добавим, что рынок тренинговых и консалтинговых услуг очень молод в мире, а в России в особенности и имеет очень высокие темпы развития, которые напрямую зависят от темпов роста социально-экономического развития региона. Экономисты, изучающие данную отрасль, по-разному подходят к определению рассматриваемых услуг и выделяемым видам. Стоит отметить, что ряд экспертов относит тренинговые услуги к разновидности консалтинга, что объясняет их схожесть по ряду экономических признаков и характеристик.
Литература
1. Парамонова Т.Н. Маркетинг: активные методы обучения: Учебное пособие / Т.Н.Парамонова, А.О.Блинов, Е.Н.Шереметьева, Г.В.Погодина.–М.: Кнорус, 2007. – 416 с.
2. Образование и карьера: Спрос на тренинги продаж в Ростове падает. // «Деловой квартал» №37, 2008 г.с.41.
3. Попов В.М. Современные бизнес-технологии. / В.М.Попов, С.И.Ляпунов, В.В.Филиппов, Г.В.Медведев. – М.: Кнорус, 2006. – 91с.