Социально-экономическая ситуация в современном мире обуславливает потребность в конкурентно способных личностях. Очевидно, что стремление человека к расширению своих потенциальных возможностей является залогом его личностного успеха. Образовательная система должна соответствовать запросам общества.
Ни для кого не секрет, что сегодня предъявляются высокие требования к образовательным учреждениям любого типа, в том числе и к учреждениям дополнительного образования. «Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями», – читаем мы в Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. Дополнительное образование - это открытая социальная система, позволяющая обеспечить условия для развития творческих способностей, формирования социальных, коммуникативных, информационных компетенций.
Компетентностный подход в обучении означает вычленение из содержания образования ключевых компетентностей, основанных на знаниях, умениях, навыках, а также творческих способностях, способах творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении. Компетентность – способность применить умения и знания на практике в повседневной жизни для решения тех или иных практических проблем.
Именно это обеспечит качество обучения как результат образования.
Из всего сказанного выше становится очевидной актуальность, на данное время, вопроса о развитии творческих способностей нынешних школьников.
Очень важно и необходимо сейчас искать и создавать новые технологии обучения, развития, воспитания детей, модифицировать уже известные.
Одна из интереснейших, на мой взгляд, технологий – ТАО – технология активного обучения. Активное обучение – это способ организации педагогического процесса, обеспечивающий непрерывную целенаправленную и эффективную учебно-познавательную деятельность обучающихся на основе прямых и обратных связей с педагогом.
Определимся с категориальным аппаратом рассматриваемой темы.
Галина Михайловна Коджаспирова определяет технологию активного обучения – ТАО – как организацию учебного процесса, при которой каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи [3].
Метод обучения – это сложное педагогическое образование – система дидактических приёмов и средств обучения.
По мнению М.И. Махмутова, «метод обучения – обусловленная принципами обучения система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми, учитель и учащиеся выбирают приёмы и способы конкретных действий, ведущих к достижению поставленной цели» [4].
«Методы обучения – считает Г.М. Коджаспирова, - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения» [3].
Ю.Б. Зотов определяет методы как «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение учебно-воспитательных задач; каждый метод имеет сложную структуру и детерминирован целями образования и закономерностями процесса обучения» [5].
Активные методы обучения (АМО) – это методы, в которых созданы условия для проявления активности субъектов совместной деятельности «учение-обучение». Являясь методами педагогического воздействия, они в то же время являются компонентом содержания образования, ведь через них возможно передавать деятельность, которая вербальным путём не передаётся. Деятельность может быть освоена в деятельности: выделена как предмет усвоения, осознана учащимися и присвоена ими. Только через АМО возможно проектировать образовательную ситуацию, в которой проявляется деятельностное содержание образования [1].
Г.К. Селевко полагает, что активные методы обучения названы технологиями и отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся» [2].
Не ставя целью подробно описывать особенности, принципы, классификацию, примеры АМО, хочу обратиться к одному из методов этой технологии - игре. При его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Дети любят играть – ни для кого это не секрет. А уж когда ребенок занимается тем, что любит, что ему нравится – это дает позитивный результат.
Можно описать множество игр, применяемых педагогами на занятиях, но, на мой взгляд, достаточно привести в качестве примера одну из наиболее интересных, развивающих и познавательных – это игра «Экологический Клуб Веселых и Находчивых» (см. Приложение).
КВН на экологическую тематику раскрывает творческие возможности воспитанника, формирует познавательный интерес к окружающему миру, общую эко – культуру, создает ситуацию успеха, что крайне важно для современных подростков и молодых людей.
Таким образом, для реализации компетентностного подхода к образованию, развития творческого потенциала, познавательной самостоятельной активности обучающихся необходим поиск новых возможностей и актуализация уже известных методик, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества, стремления к самореализации.
Использование активных методов обучения сегодня необходимо и актуально. Применение технологии активного обучения дает возможность воспитанникам учреждений дополнительного образования детей усилить их личную роль в собственном образовании, реализовать творческий потенциал в соответствии с имеющимися и развивающимися способностями.
Литература
1. А.И. Жук, Н.Н. Кошель. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск, АВЕРСЭВ, 2004.
2. Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М: НИИ школьных технологий, 2005.
3. Г.М. Коджаспирова. «Педагогика в таблицах и схемах».
4. М.И. Махмутов. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.
5. Ю.Б. Зотов. «Организация современного урока» - М., Просвещение, 1984.
Приложение.
Экологический Клуб Веселых и Находчивых.
Мы начинаем КВН для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем, не решить всех проблем -
Нам станет радостнее всем, веселей станет всем.
Чтоб закрепить несколько тем – для кого, для кого?
Чтобы ботанику понять, все узнать, нам узнать.
Чтоб за ответы получать лишь 4 и 5!
Конкурс "Разминка" – 3 вопроса по 30 сек., 1 ответ – 1 балл.
Ø Вам набор дается слов:
Ясень, ил, гол, осень, лов,
Нос, осина, ель, фасоль -
Так расставить их изволь.
Чтобы из начальных звуков
Получилась бы наука.
Вам подсказку даст природа –
Дружат с ней сезоны года.
(фенология).
Ø Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету
Растет и "здравствует" все лето
Коровам без нее – беда,
Она - их главная еда.
(трава).
Ø А он всю ночь готовит мед,
Пчелу сластену в гости ждет:
«Бери, мол, но, как другу,
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту
Перенести соседу».
(цветок).
Конкурс «Домашнее задание» – 5 баллов – пантомима: каждая команда изображает какое – либо растение, соперники должны угадать название.
Конкурс капитанов – 3 балла. Перед вами – два рисунка. Художник изобразил разные растения. Посмотрите, не ошибся ли он? Если найдете ошибки, укажите их и объясните, в чем они состоят (на одном рисунке – растение с листьями ландыша и цветком гвоздики, на другом – с листьями клевера, цветком ромашки).
Конкурс ребусов – 1 балл. Команды должны обменяться ребусами с зашифрованными названиями цветковых растений.
Айва Иван – чай
Конкурс «Дальше, дальше» – 3 балла. Ведущий зачитывает командам определения, встречавшиеся в изученных темах. Игроки должны закончить эти определения, назвав соответствующие термины. Выигрывает команда, которая за минуту даст больше правильных ответов
Ø Наука о жизни – биология.
Ø Область распространения жизни – биосфера.
Ø Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и с окружающей их средой – экология.
Ø Наука, изучающая сезонные периодические явления в жизни растений и животных – фенология.
Ø Самый простой увеличительный прибор – лупа.
Ø Бесцветное вязкое вещество, находящееся внутри клетки – цитоплазма.
Ø Красящие вещества – пигменты.
Ø Пластиды, определяющие зеленую окраску листьев – хлоропласты.
Ø Полости между клетками на месте разрушенного межклеточного вещества, заполненные воздухом - межклетники.
Ø Тельца цилиндрической формы, находящиеся в ядре и отвечающие за передачу наследственной информации - хромосомы
Ø Зеленый пигмент клеток - хлорофилл.
Ø Особое вещество, находящееся между оболочками соседних клеток - межклеточное вещество.
Ø Группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции - ткань.
Ø Наука о тканях - гистология.
Ø Организмы, питающиеся органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов - сапрофиты.
Ø Организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов - паразиты.
Ø Тесная связь между организмами, полезная обоим - симбиоз.
Ø Бесцветные ветвистые нитевидные клетки, служащие для прикрепления к грунту - ризоиды.
Ø Половые клетки - гаметы.
Ø Тело низших растений - слоевище (таллом).
Ø Орган семенного размножения у покрытосеменных - цветок.
Конкурс болельщиков – 1 балл. Кто больше вспомнит и споет песен, где упоминаются растения (по 1 куплету). Выигрывает та команда, болельщики которой "перепели" других.
В конце игры жюри подводит итоги и награждает победителей.