В настоящее время образовательные учреждения испытывают трудности с привлечением квалифицированных педагогов, активно занимающихся исследовательской деятельностью. Научно-исследовательская и педагогическая работа в государственной образовательной сфере для молодых специалистов становится не привлекательной в связи с низкой социальной значимостью профессии ученого-педагога, непрестижностью, трудоемким ненормированным низко оплачиваемым трудом. Наблюдается интенсивный переход трудоспособных научных кадров в другие сферы деятельности, обусловленный развитием кризисных процессов в самой науке, изменением потребностей различных сфер в квалифицированных кадрах. Основным направлением кадровой политики в высшей школе становится «выращивание» специалистов через развитие научного потенциала студентов, привлечение их в научно-исследовательскую, инновационную, проектную деятельность. Кроме того, одной из перманентных проблем в период социально-экономического кризиса остается сохранение здоровья населения и формирования у него навыков самосохранительного поведения. Это обусловлено тем, что основные индикаторы здоровья населения страны – медико-демографические показатели и уровни заболеваемости – в последнее десятилетие имеют в России неблагоприятные тенденции. Объяснение этому служат не только кризисная экономическая ситуация, социальное напряжение, ухудшение экологической обстановки, но и потеря отношения к здоровью, как к социальной и индивидуальной ценности. В настоящее время среди основной части населения, особенно студенческой молодежи, сформировалась иждивенческая, потребительская позиция в отношении собственного здоровья, отсутствует так называемое самосохранительное поведение как система действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижения заболеваемости и увеличение продолжительности жизни. Стало очевидным, что здоровье в большей степени зависит от действий индивида и выбора им собственного поведения в обществе [4. с. 41].
В рамках государственной политики здоровьеформирования, областного национального приоритетного направления «Здоровье» в городе Новокузнецке реализуется комплексная муниципальная целевая программа «Здоровье и образование» до 2011года. Целью городской программы является формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса г. Новокузнецка.
Одно из направлений программы «Осуществление комплексного мониторинга за состоянием здоровья молодежи в образовательных учреждениях». Исполнителями данного направления являются студенты, аспиранты и молодые ученые НФИ КемГУ, что эффективно способствует, с одной стороны формированию у них же навыков самосохранительного поведения, с другой – повышает их познавательную активность через приобретение ценного опыта проведения научно-практического исследования и самостоятельного прохождения всех этапов научной работы.
Актуальность направления программы «Осуществление комплексного мониторинга за состоянием здоровья молодежи в образовательных учреждениях» обусловлена несколькими факторами: во-первых, составляя 30% населения, молодёжь обеспечивает обороноспособность, трудовые, кадровые ресурсы и экономическое благополучие государства; во-вторых, здоровье молодёжи имеет решающее значение для здоровья будущего поколения, населения в целом; в-третьих, резкое ухудшение положения российской молодёжи в последнее десятилетие – рост темпов депопуляции, снижение качества жизни и здоровья молодых граждан, ухудшение условий для получения полноценного образования, обеспечение занятости, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правонарушений и преступности в молодёжной среде, осложняет процесс созидательного участия молодёжи в жизни общества и требует активизации государственной молодёжной политики, в том числе, и в сфере охраны их здоровья в образовательном учреждении.
Материалы и методы: В комплексном исследовании принимали участие несколько структурных подразделений: ГОУ ВПО Новокузнецкий институт усовершенствования врачей Росздрава, Кустовой медицинский информационно-аналитический центр, ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета, ГОУ ВПО Сибирский государственный индустриальный университет, ГОУ ВПО Кузбасская государственная педагогическая академия. Исследование состояния психического и физического здоровья молодежи вузов города осуществлялось с 2005 по 2008 гг. по следующим наиболее информативным показателям: внимание, память, мышление [1], качество жизни [2], депрессия, эмоциональная стабильность [3], антропометрические данные (рост, вес, индекс массы тела, окружность грудной клетки, d-плечей, d-таза, d-грудной клетки), тип конституции [5]. В исследовании приняли участие студенты-добровольцы младших курсов: 191 человек из СибГИУ и 178 – из КузГПА. Полученные результаты подверглись математической обработки с помощью стандартных статистических методов.
Результаты и их обсуждение: Анализ психических показателей позволил выявить некоторые различия в уровне развития исследуемых характеристик студентов двух вузов. Студенты СибГИУ достаточно внимательны: на 1-2 курсах имеют средний балл внимания в пределах возрастной нормы, на 2-3 курсах – внимание очень хорошо развито (высокий уровень). Аналогичная ситуация складывается с показателем памяти студентов: на 1-2 курсе его среднее значение ниже возрастной нормы (6,7+0,27 баллов), у студентов 2-3 курса память улучшается и ее показатель имеет уже среднее значение (10,1+0,29 баллов), что статистически достоверно (p <0,05). Можно предположить, что в процессе обучения происходит улучшение взаимно коррелируемых когнитивных показателей – внимания и памяти. Однако студентам сложно выполнять логические построения учебного материала, в течение всего периода исследования студенты имели низкий балл мышления. Схожая ситуация наблюдается у студентов КузГПА. Показатель логического мышления сохраняется в пределах низкого значения как на 1-ом, так и на 3-ем курсах. Возрастает значение показателей внимания и памяти в процессе обучения: со среднего до высокого и с низкого до среднего уровней соответственно (p <0,05).
Показатель качество жизни отражает субъективное мироощущение студентом. Самооценка студентов своего качества жизни выявила его удовлетворительный уровень или почти соответствующий желаемому (3 балла) среди студентов СибГИУ как на 1-2-ом, так и на 2-3 курсах. У студентов КузГПА с возрастом самооценка качества жизни повышается с терпимого уровня на 1-2 курсах до удовлетворительного на 2-3 курсах. Среди обследованных студентов не было ни одного, оценившего свое качество жизни на 1 балл, т.е. абсолютно недовольных своим качеством жизни.
Оценка депрессивности студентов показала, что основная масса респондентов в процессе обучения в вузе находится без депрессии, причем с возрастом склонность к депрессивности у студентов снижается. В период адаптации к вузу большая часть студентов СибГИУ – умеренные экстроверты с высокой эмоциональной стабильностью, и значительные экстроверты с высоким уровнем эмоциональной нестабильности на 2-3 курсе. В КузГПА умеренная открытость и высокая эмоциональная стабильность студентов сохраняется на протяжении двух лет обучения (р<0,05). Изучение тревожности показало ее оптимальный уровень (в пределах возрастной нормы) у большой части обследуемых студентов обоих вузов в течение двух лет исследования. Исключение составили студенты 2-3-го курсов СибГИУ, в ходе тестирования которых ситуативная тревожность достоверно повысилась с оптимального до высокого уровней.
Исследование физического здоровья выявило некоторые отличия в антропометрических данных студентов исследуемых вузов (табл. 1). Можно предположить, что это обусловлено половыми различиями: в СибГИУ выборку составили преимущественно юноши (89,5%), а в КузГПА – девушки (78,5%). Так, студенты СибГИУ оказались выше ростом на 7 см, больше весом на 5,6 кг, шире в объеме грудной клетки на 9,7 см, чем студенты КузГПА. Однако ИМТ (индекс массы тела) студентов обоих вузов находился в пределах нижней границы нормы (норма 20-25). По типу телосложения при подсчете индекса Пинье студенты СибГИУ оказались нормостениками, КузГПА – астениками: худощавые, высокого роста, с удлиненными конечностями. Антропометрические данные показали гармоничное физическое развитие студентов высших учебных заведение экологически неблагоприятного региона.
Таблица 1
Антропометрические показатели студентов в 2005/06 учебном году
Показатель |
Количество респондентов |
Среднее значение показателя |
||
СибГИУ |
КузГПА |
СибГИУ |
КузГПА |
|
1. вес |
191 |
178 |
65,1 +9,6 |
59,5 +10,59 |
2. рост |
191 |
178 |
1,77+ 0,077 |
1,70+ 0,085 |
3. объем грудной клетки |
191 |
178 |
88,8 +7,9 |
79,04+ 11,3 |
4. ИМТ |
191 |
178 |
20,57+ 2,44 |
20,40 +2,69 |
4. d-плечей |
191 |
178 |
39,5 +2,57 |
35,9 +3,04 |
5. d-ребер |
191 |
178 |
25,8 +1,82 |
24,05+ 2,26 |
6. d-таза |
191 |
178 |
24,86+ 1,96 |
24,01 +2,24 |
7. индекс Пинье |
191 |
178 |
23,7+13,3 |
31,6+14,3 |
Примечание: вес в кг; рост, объем грудной клетки в см; + - стандартное отклонение; индекс Пинье: 10-30 – нормостенический, < 10 – гиперстенический, > 30 – астенический; ИМТ (индекс массы тела) – 20-25 –нормальная масса тела, < 20 – недостаток массы тела, > 25 – избыток массы тела
В процессе двух лет обучения в высшей школе достоверно изменились несколько показателей студентов: улучшилось внимание студентов обоих вузов, и память студентов СибГИУ. Можно предположить, что студенты первого года обучения адаптируются к условиям высшей школы, одновременно, с увеличением объема информационного материала к третьему курсу улучшается объем внимания и памяти. Исследование показало наличие изменений в личностных характеристиках студентов. С возрастом они становятся более эктровертированы, направлены на решение личностных проблем через взаимосвязь с внешним миром, что негативно отражается на эмоциональной стабильности субъекта. Другие исследуемые характеристики статистически достоверно не изменились, что указывает на их устойчивость к внешним условиям существования субъекта, низкую пластичность, гибкость и информативность.
С настоящее время исследование продолжается для выявления динамики изучаемых показателей.
Реализация комплексной целевой программы «Здоровье и образование» сопровождается информационной поддержкой пропаганды здорового образа жизни в вузах. Проведенные этапы работы по программе позволили выявить наиболее информативные показатели для мониторинга состояния здоровья студентов вузов: внимание, память, эмоциональная стабильность и экстраверсия, ИМТ. Результаты оценки здоровья показали гармоничное физическое развитие, улучшение когнитивных показателей, эмоциональную стабильность студентов в процессе обучение в высшей школе в экологически неблагоприятном регионе. Созданный информационный банк данных состояния здоровья студентов вузов города может использоваться службами здравоохранения и образования, МЛПУ, муниципальными органами власти в различных целях, поддерживающих здоровье молодежи – поколение людей, проходящих стадию достижения психологической и биологической зрелости; усваивающих общеобразовательные, профессиональные и культурные функции; формирующих систему ценностных ориентаций; приобретающие навыки самосохранительного поведения; выступающих как самая динамичная часть общества.
Список литературы
1. Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов пед. Уч. Заведений: В 3 кн. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 1998. –187с.
2. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. – СПб.: Нева, 2002. – 320с.
3. Смулевич А.Б. Депрессии в общесоматической практике. – М.: Берег, 2000. – 160с.
4. Проскурякова Л.А. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2006. – №5. – С.41-44
5. Родина Т.В. Антропометрический метод определения конституционального типа в условиях профилактического осмотра: Методические рекомендации. – Новокузнецк.: НПК. – 1995. – 45с.