Развитие научного потенциала студентов в аспекте здоровьеформирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Проскурякова, Л. А. Развитие научного потенциала студентов в аспекте здоровьеформирования / Л. А. Проскурякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/12/895/ (дата обращения: 16.11.2024).

В настоящее время образовательные учреждения испытывают трудности с привлечением квалифицированных педагогов, активно занимающихся исследовательской деятельностью. Научно-исследовательская и педагогическая работа в государственной образовательной сфере для молодых специалистов становится не привлекательной в связи с низкой социальной значимостью профессии ученого-педагога, непрестижностью, трудоемким ненормированным низко оплачиваемым трудом. Наблюдается интенсивный переход трудоспособных научных кадров в другие сферы деятельности, обусловленный развитием кризисных процессов в самой науке, изменением потребностей различных сфер в квалифицированных кадрах. Основным направлением кадровой политики в высшей школе становится «выращивание» специалистов через развитие научного потенциала студентов, привлечение их в научно-исследовательскую, инновационную, проектную деятельность. Кроме того, одной из перманентных проблем в период социально-экономического кризиса остается  сохранение здоровья населения и формирования у него навыков самосохранительного поведения. Это обусловлено тем, что основные индикаторы здоровья населения  страны – медико-демографические показатели и уровни заболеваемости – в последнее десятилетие имеют в России неблагоприятные тенденции. Объяснение этому служат не только кризисная экономическая ситуация, социальное напряжение, ухудшение экологической обстановки, но и потеря отношения к здоровью, как к социальной и индивидуальной ценности. В настоящее время среди основной части населения, особенно студенческой молодежи, сформировалась иждивенческая, потребительская позиция в отношении собственного здоровья, отсутствует так называемое самосохранительное поведение как система действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижения заболеваемости и увеличение продолжительности жизни. Стало очевидным, что здоровье в большей степени зависит от действий индивида и выбора им собственного поведения в обществе [4. с. 41].

В рамках государственной политики здоровьеформирования, областного национального приоритетного направления «Здоровье» в городе Новокузнецке реализуется комплексная муниципальная целевая программа «Здоровье и образование» до 2011года. Целью городской программы является формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса г. Новокузнецка.

Одно из направлений программы «Осуществление комплексного мониторинга за состоянием здоровья молодежи в образовательных учреждениях». Исполнителями данного направления являются студенты, аспиранты и молодые ученые НФИ КемГУ, что эффективно способствует, с одной стороны формированию у них же навыков самосохранительного поведения, с другой – повышает их познавательную активность через приобретение ценного опыта проведения научно-практического исследования и самостоятельного прохождения всех этапов научной работы.

Актуальность направления программы «Осуществление комплексного мониторинга за состоянием здоровья молодежи в образовательных учреждениях» обусловлена несколькими факторами: во-первых, составляя 30% населения, молодёжь обеспечивает обороноспособность, трудовые, кадровые ресурсы и экономическое благополучие государства; во-вторых, здоровье молодёжи имеет решающее значение для здоровья будущего поколения, населения в целом; в-третьих, резкое ухудшение положения российской молодёжи в последнее десятилетие – рост темпов депопуляции, снижение качества жизни и здоровья молодых граждан, ухудшение условий для получения полноценного образования, обеспечение занятости, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правонарушений и преступности в молодёжной среде, осложняет процесс созидательного участия молодёжи в жизни общества и требует активизации государственной молодёжной политики, в том числе, и в сфере  охраны их здоровья в образовательном учреждении.

Материалы и методы: В комплексном исследовании принимали участие несколько структурных подразделений: ГОУ ВПО Новокузнецкий институт усовершенствования врачей Росздрава, Кустовой медицинский информационно-аналитический центр, ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета, ГОУ ВПО Сибирский государственный индустриальный университет, ГОУ ВПО Кузбасская государственная педагогическая академия. Исследование состояния психического и физического здоровья молодежи вузов города осуществлялось с 2005 по  2008 гг. по следующим наиболее информативным показателям: внимание, память, мышление [1], качество жизни [2], депрессия, эмоциональная стабильность [3], антропометрические данные (рост, вес, индекс массы тела, окружность грудной клетки, d-плечей, d-таза, d-грудной клетки), тип конституции [5]. В исследовании приняли участие студенты-добровольцы младших курсов: 191 человек из СибГИУ и 178 – из КузГПА. Полученные результаты подверглись математической обработки с помощью стандартных статистических методов.

Результаты и их обсуждение: Анализ психических показателей позволил выявить некоторые различия в уровне развития исследуемых характеристик студентов двух вузов. Студенты СибГИУ достаточно внимательны: на 1-2 курсах имеют средний балл внимания в пределах возрастной нормы, на 2-3 курсах – внимание очень хорошо развито (высокий уровень). Аналогичная ситуация складывается с показателем памяти студентов: на 1-2 курсе его среднее значение ниже возрастной нормы (6,7+0,27 баллов), у студентов 2-3 курса память улучшается и ее показатель имеет уже среднее значение (10,1+0,29 баллов), что  статистически достоверно (p <0,05). Можно предположить, что  в процессе обучения происходит улучшение взаимно коррелируемых когнитивных показателей – внимания и памяти. Однако студентам сложно выполнять логические построения учебного материала, в течение всего периода исследования студенты имели низкий балл мышления. Схожая ситуация наблюдается у студентов КузГПА. Показатель логического мышления сохраняется в пределах низкого значения как на 1-ом, так и на 3-ем курсах. Возрастает значение показателей внимания и памяти в процессе обучения: со среднего до высокого и с низкого до среднего уровней соответственно (p <0,05).

Показатель качество жизни отражает субъективное мироощущение студентом. Самооценка студентов своего качества жизни выявила его удовлетворительный уровень или почти соответствующий желаемому (3 балла) среди студентов СибГИУ как на 1-2-ом, так и на 2-3 курсах. У студентов КузГПА с возрастом самооценка качества жизни повышается с терпимого уровня на 1-2 курсах до удовлетворительного на 2-3 курсах. Среди обследованных студентов не было ни одного, оценившего свое качество жизни на 1 балл, т.е. абсолютно недовольных своим качеством жизни.

Оценка депрессивности студентов показала, что основная масса респондентов в процессе обучения в вузе находится без депрессии, причем с возрастом склонность к депрессивности у студентов снижается. В период адаптации к вузу большая часть студентов СибГИУ – умеренные экстроверты с высокой эмоциональной стабильностью, и значительные экстроверты  с высоким уровнем эмоциональной нестабильности на 2-3 курсе. В КузГПА умеренная открытость и высокая эмоциональная стабильность студентов сохраняется на протяжении двух лет обучения (р<0,05). Изучение тревожности показало ее оптимальный уровень (в пределах возрастной нормы) у большой части обследуемых студентов обоих вузов в течение двух лет исследования. Исключение составили студенты 2-3-го курсов СибГИУ, в ходе тестирования которых ситуативная тревожность достоверно повысилась с оптимального до высокого уровней.

Исследование физического здоровья выявило некоторые отличия в антропометрических данных студентов исследуемых вузов (табл. 1). Можно предположить, что это обусловлено половыми различиями: в СибГИУ выборку составили преимущественно юноши (89,5%), а в КузГПА – девушки (78,5%). Так, студенты СибГИУ оказались выше ростом на 7 см, больше весом на 5,6 кг, шире в объеме грудной клетки на 9,7 см, чем студенты КузГПА. Однако ИМТ (индекс массы тела) студентов обоих вузов находился в пределах нижней границы нормы (норма 20-25). По типу телосложения при подсчете индекса Пинье студенты СибГИУ оказались нормостениками, КузГПА – астениками: худощавые, высокого роста, с удлиненными конечностями. Антропометрические данные показали гармоничное физическое развитие студентов высших учебных заведение экологически неблагоприятного региона.

Таблица 1

Антропометрические показатели студентов в 2005/06 учебном году

 

 

Показатель

Количество

респондентов

Среднее значение

 показателя

СибГИУ

КузГПА

СибГИУ

КузГПА

1. вес

191

178

65,1 +9,6

59,5 +10,59

2. рост

191

178

1,77+ 0,077

1,70+ 0,085

3. объем грудной клетки

191

178

88,8 +7,9

79,04+ 11,3

4.  ИМТ

191

178

20,57+ 2,44

20,40 +2,69

4.  d-плечей

191

178

39,5 +2,57

35,9 +3,04

5.  d-ребер

191

178

25,8 +1,82

24,05+ 2,26

6.  d-таза

191

178

24,86+ 1,96

24,01 +2,24

7. индекс Пинье

191

178

23,7+13,3

31,6+14,3

Примечание: вес в кг; рост, объем грудной клетки в см;  +  - стандартное отклонение;  индекс Пинье:  10-30 – нормостенический, < 10 – гиперстенический,  > 30 – астенический; ИМТ  (индекс массы тела) – 20-25 –нормальная масса тела, < 20 – недостаток массы тела,  > 25 – избыток массы тела

 

В процессе двух лет обучения  в высшей школе достоверно изменились несколько показателей студентов: улучшилось внимание студентов обоих вузов, и память студентов СибГИУ. Можно предположить, что студенты первого года обучения адаптируются к условиям высшей школы, одновременно, с увеличением объема информационного материала к третьему курсу улучшается объем внимания и памяти. Исследование показало наличие изменений в личностных характеристиках студентов. С возрастом они становятся более эктровертированы, направлены на решение личностных проблем через взаимосвязь с внешним миром, что негативно отражается на эмоциональной стабильности субъекта. Другие исследуемые характеристики статистически достоверно не изменились, что указывает на их устойчивость к внешним условиям существования субъекта, низкую пластичность, гибкость и информативность.

С настоящее время исследование продолжается для выявления динамики изучаемых показателей.

Реализация комплексной целевой программы «Здоровье и образование» сопровождается информационной поддержкой пропаганды здорового образа жизни в вузах. Проведенные этапы работы по программе позволили выявить наиболее информативные показатели для мониторинга состояния здоровья студентов вузов: внимание, память, эмоциональная стабильность и экстраверсия, ИМТ. Результаты оценки здоровья показали гармоничное физическое развитие, улучшение когнитивных показателей, эмоциональную стабильность студентов в процессе обучение в высшей школе в экологически неблагоприятном регионе. Созданный информационный банк данных состояния здоровья студентов вузов города может использоваться службами здравоохранения и образования, МЛПУ, муниципальными органами власти в различных целях, поддерживающих здоровье молодежи  –  поколение людей, проходящих стадию достижения психологической и биологической зрелости; усваивающих общеобразовательные, профессиональные и культурные функции; формирующих систему ценностных ориентаций; приобретающие навыки самосохранительного поведения; выступающих как самая динамичная часть общества.

Список литературы

1.                Немов Р. С. Психология: учеб. для студентов пед. Уч. Заведений: В 3 кн. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.  – М.: ВЛАДОС, 1998. –187с. 

2.                Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. – СПб.: Нева, 2002. – 320с.

3.                Смулевич А.Б. Депрессии в общесоматической практике. – М.: Берег, 2000. – 160с.

4.                Проскурякова Л.А. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2006. – №5. – С.41-44

5.                Родина Т.В. Антропометрический метод определения конституционального типа в условиях профилактического осмотра: Методические рекомендации. – Новокузнецк.: НПК. – 1995. – 45с.

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): студент, качество жизни, высшая школа, грудная клетка, показатель, возрастная норма, высокий уровень, индекс массы тела, Новокузнецк, процесс обучения.


Задать вопрос