В статье рассматривается фундаментальная проблема политологии - власть. Исследуются концептуальные современные подходы к понятию власти. Анализируется публичная власть.
Тема власти представляла интерес для учёных и мыслителей на протяжении всей истории человечества. Уникальная по своей природе власть и сегодня иллюзорный фантом, загадка которую ещё предстоит раскрыть.
Существует множество определений власти. А.И. Соловьёв говорит о наличии более 300 определений власти[ 1.c.84].
В справочной литературе приводятся от узких до крайне объёмных понятий власти. Это только подтверждает неясность смысла рассматриваемой нами категории.
Так, в словаре В. Даля власть – право, сила и воля над чем либо, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; начальство, начальник или начальники[2.c.213].
В другом словаре власть – право и возможность распоряжаться кем-чем-нибудь, подчинять своей воле; политическое господство, государственное управление и его органы[ 3.c.80].
В научной литературе справедливо отмечается сложность концепта власти.
Х. Моргентау считал власть труднейшей и наиболее противоречивой науки о политике»[4.c.33]. Р. Даль утверждал, что «никто не может похвастаться тем, что проник в глубины тайн власти»[ 5.c.33]. По убеждению В.Г. Ледяева «концептуальные дебаты, разумеется, будут всегда, но это не исключает возможности рационального сопоставления и оценки различных концептуализаций»[6.c.523 ].
В античной философии тема власти представлена именами Платона[7] (427-347 до н.э.), Аристотеля[8] (384-322 до н.э.).
Одно из первых попыток формулирования понятия власть связано с именем Т. Гоббса[9]. Им заложена основа «каузальной» (от лат. cause- причина, основание)
концепции. Структурными элементами власти выступают субъект, являющийся причиной изменения деятельности объекта, и объект, изменение деятельности которого является следствием воздействия со стороны субъекта[10.c.231].
Интерес представляет взгляд М. Вебера. По его мнению, власть – это вероятность того, что актор внутри социального отношения будет в состоянии реализовать свою волю, несмотря на сопротивление, и не зависимо от того, на чём такая вероятность основана
[ 11.c.165.].
Не предусматривая цель анализа всех представлений о власти обратимся к
современному восприятию власти в политологии.
Взяв за основу несколько концептуальных теорий, выясним, какое содержание вкладывают исследователи в понятие власти и публичной власти в частности.
Если выделить общие признаки в концепциях власти, то приходим к выводу о существование двух парадигм: 1. атрибут «элемент-система» и 2. «атрибут отношения».
В рамках первой парадигмы можно выделить следующие современные концепции:
Атрибут «элемент-система»
1. власть - это способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность с помощью различного рода средств: права, авторитета воли, принуждения[12.с.168].
2. власть – способность её субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства, навязывать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями с помощью насильственных и не насильственных средств и методов[ 13.с.86].
3. власть - это способность и возможность одних субъектов общества оказывать конкретное воздействие на социальную активность других субъектов с помощью каких-либо средств: волевых проявлений, авторитета, морали, права, экономического неравенства, физического и духовного насилия [ 14.с.118.].
4. власть - сдобренная цивильностью, облагороженная способность , порождённая внутренней организованностью, иерархированностью человеческих самопроявлений, которые реализуются в контексте заданных на них отношений побуждения и принуждения, управления и контроля, подчинения и соподчинения, координации и субординации. зависимости, взаимозависимости и полной и частичной независимости, т.е . всего того, в границах, при явном и скрытом однако активном участии чего развёртывается обмен деятельностью, обработка людьми друг друга[ 15.с.124.].
5. власть – это возможность управлять, командовать. Распоряжаться людьми, материальными объектами, территорией[16.с.94 ].
6. власть - реальная (не всегда легитимная) возможность обладающего ею субъекта привести общественные отношения в какое-либо новое, заранее не определённое состояние
[ 17.с.17].
7. власть же в общем смысле (общесоциологическом смысле) представляет собой способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств[18.с.180].
«Атрибут отношения»
8. власть - один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы [ 19.с. 103].
9. власть необходимо рассматривать как отношения командования–подчинения, обладающее многоуровневостью, имеющую сложную природу и разнообразные формы проявления [20.с.105].
10. власть - система асимметричных отношений, проявляющихся в возможности субъекта вызывать подчинение объекта в соответствии со своими целями, используя при этом соответствующие ресурсы[21.с.11 ].
11. власть - межперсональная конструкция, межличностное, ассиметричное отношение, позволяющее одному индивиду влиять на другого[ 22.с.45.].
Вопрос о власти требует новых подходов, идей, мнений, сподвигающих к выработке наиболее универсального определения.
Думается, все же, что власть - детерминированное ассиметричное отношение, своего рода запрограммированный механизм, «алгоритм». «Алгоритм — строго детерминированная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд»[23].
Осмысления содержания власти определяет контуры для анализа её видов, в частности публичной власти.
Понятие публичной власти также очень прочно закрепилось в политологическом лексиконе. Однако, публичная власть, находясь в тени собирательного понятия власти значительно реже подвергается анализу. Тема публичной власти повсеместно актуализируется.
Публичная власть (от лат. publicus - общественный, государственный, официальный) – термин, имеющий несколько значений.
1. Система полномочий по управлению общественными делами, обеспечиваемая, в случае необходимости принудительным исполнением решений, которые приняты в осуществлении этих полномочий. 2. Во множественном числе в конституциях некоторых государств, преимущественно принадлежащих к романской системе права ( например, Испании) употребляется для родового обозначения органов государственной власти и органов самоуправления[24.с.404 ].
Показательно публичная власть рассматривается В. К. Самигуллиным. Он пишет, публичная власть - разновидность социальной власти, нормативно-институциолизированная, учреждения которой функционируют на конституционно-правовой основе, опираясь на доверие граждан, выраженное на выборах и референдумах, стремясь решать вопросы, которые важны для всех. Можно сказать так: содержание публичной власти определяется общими интересами, тем, что относится к общему благу, что необходимо всем и полезно для всех[ 25.с.240].
По В.В. Рачинскому, публичная власть – институциализированная легальная социальная власть, реализующая артикулированные общественные интересы определённого территориального сообщества и служащей цели сохранения и развития данного сообщества в качестве целостной системы в соответствии с господствующим в обществе мировоззрением.[26]. Сходной позиции придерживается П.А. Минаков[ 27].
В. Ф. Халипов приводит следующее определение: « Публичная власть- власть (в присутствии публики), открытая народу и его суждениям, общественная по характеру, не частная, вовлекающая в управление широкие круги населения»[28.c.194 ].
По мнению В.Е. Чиркина публичная власть возникает и существует в территориальном публичном коллективе. Публичная власть призвана действовать в интересах коллектива, эманацией которого является[ 29.c.20].
«Публичная власть удовлетворяет потребности общества, достигшего известной стадии исторической зрелости. В полномасштабной интеграции, в надлежащем упорядочении социального общежития, в управлении общественным целым. Благодаря ей народ делается государственно-организованной коллективностью, публично- властной организацией. Эта организация наделяет народ такими специфическими чертами качествами, которых нет у народонаселения и нет у народа-нации»[30. c. 36 ].
А.А. Югов считает, что публичная власть «… есть система всеобщего участия населения в решении совместных дел». Он также указывает: « Публичная власть-это всякая политическая власть, осуществляя гражданами в коллективных формах. … Публичная власть- это особая самостоятельная власть не совпадающая по объёму с властью государственной. … В известном смысле публичная власть, когда мы её понимаем как власть народа, в целом есть высшая форма власти[ 31.c.12].
Публичная власть- фундамент жизнедеятельности общества и государства- отмечает С.А. Авакьян[32].
Высказано мнение, о том, «что публичная власть представляет собой особый слой людей, профессионально решающий задачи социального управления» [33.c.178 ].
С точки зрения Э. В. Новиковой публичная власть - единство государственной, региональной, и муниципальной власти, действующей в территориальных коллективах на основе её открытости общественным суждениям [34].
Сложно признать верным определение какого-либо явления через него же. Например, «власть- это власть», в таком подходе не раскрывается его содержание.
Представляется, что применительно к публичной власти справедливо использовать термин «механизм». Механизм (от греческого machine- орудие, машина) 1) устройство для передачи преобразования движений представляющее собой систему тел (звеньев) в которой движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает вполне определённые движения остальных тел системы; 2) внутреннее устройство чего-либо; 3) совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое и т.п. явление[35.c.292].
Абстрагируясь от существующей дискуссии, проанализировав концепции, находим, что публичная власть представляет собой механизм народовластия, функционирующий в рамках определённого территориального сообщества, аккумулирующий и реализующий его интересы.
Литература:
1. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория. Политические технологии. М., 2001. С. 84.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М, 1978.Т.1. С. 213
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка . М. 1975. С. 80.
4. Morgentnau H.J. Politics among Nations.- New York,1948.P.33.
5. Dahl R. Modern Political Analysis.- New Jersey,1963.-P.33.
6. Ледяев В.Г. Современные концепции власти: аналитический обзор // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Хрестоматия / Отв. ред. А.Д. Воскресенский.- М., Московский общественный научный фонд; ООО « Издательский центр научных и учебных программ», 2000. С. 523.
7. Платон. Государство // Сочинения: В 3 т.- М.,1971.- Т.3.
8. Аристотель. Политика. Афинская полития.- М.,1997.
9. Гоббс Т. Левиафан / Избранные произведения в 2-х томах.Т.2.-М..1991.
10. Указ соч.С. 231.
11. Цит. по: Политология : Учебное пособие для вузов/Б..И. Кретов.- М.: Высш. шк., 2005 С. 165
12. Кретов Б.И. Политология : Учебное пособие для вузов/Б.И. Кретов.-М.: высш. шк. 2005, С. 168.
13. Гаджиев К.С. Политология : Учебник для высших учебных заведений. – М: Логос, 2007.С 86.
14. Каверин Б.Н. политология : Учебное пособие для вузов/ Б. И. Каверин, И. В.Демидов.-М.: ЮНИТИ - ДАНА,2004,С.118
15. Политология. Курс лекций. Под. ред. д.ю.н, проф М. Н. Марченко. Изд. 3-е. перераб и доп. М.: издательство ЗЕРЦАЛО,1999.- С 124.
16. Конституционное право// Энциклопедический словарь / Под ред. С. А. Авакьяна.- М.: Норма, 2001. С. 94
17. Дмитриев Ю.А. концепция народовластия в современной России: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук. М., 1994. С.17
18. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2003. - С.180
19. Политология: Учебник/ под. ред. М. А. Василика.- М.: Гардарики,2008.С 103.
20. Фоменко С. А. Политология. М., 2000. С.105
21. Минаков П.А. публичная власть: политологический аспект: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук. Уфа, 2007. С. 11
22. Муштук О.З. Политология: Учебное пособие. М.: Маркет Д.С., 2006, с 45
23. http://ru.wikipedia.org/ wiki/Алгоритм.- 09.11.2009
24. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков.-М.: Юристъ, 2001.С.404
25. Самигуллин В. К. Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е издание, дополненное и переработанное. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. С. 240
26. Рачинский В.В.Публичная власть как общеправовая категория: теоретико-прикладной аспект: Дисс…канд.юрид.наук.- Уфа, 2003.
27. Минаков П. А. Публичная власть: политологический аспект: Дисс…канд.полит.наук.- Уфа, 2007.
28. Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии. М., 1995. С. 194.
29. Чиркин В.Е. Публичная власть.-М.: Юристъ, 2005. С. 20.
30. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М. 1999.С. 36.
31. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 1999. С. 12
32. Авакьян С.А. Публичная власть: конституционно-правовые аспекты. Вестник тюменского государственного универсистета.2009.№2
33. Кальной И.И. Философия права. СПб.,2006.С. 178.
34. Новикова Э.В. Публичная власть: формирование понятия в начале XXI века. Юридический мир. 2007. № 11.
35. Ожегов С.И. Словарь русского языка . М. 2008. С. 292.