Нравственное воспитание в системе риторического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Лушина, Е. В. Нравственное воспитание в системе риторического образования / Е. В. Лушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/12/903/ (дата обращения: 19.12.2024).

Одной из главнейших задач современного образования яв­ляется нравственное воспитание учащихся (впрочем, это на правление в педагогике всегда было актуальным), а если го­ворить о риторическом образовании, то нравственный аспект является определяющим в становлении достойного граждани­на своей страны. Несмотря на то, что в известной триаде, на которой базируется риторика (этос, логос и пафос), зачастую приоритетное положение придают логосу, мы убеждены, что в основе риторического образования лежит этическое начало, так как «нет ничего важнее нравственного» (Платон). Именно об этом свидетельствуют высказывания многих известных ри­торов и ораторов:

«…Мы ведь проводим исследование не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку» (Аристотель).

 «Совершенным оратором никто, по мнению моему, быть не может, не будучи добрым человеком» (Квинтилиан).

В разработанной профессором Т.А. Ладыженской концеп­ции и программе предмета школьной риторики (риторики об­щения) особо выделены (по классам) риторические идеи, в которых отражена нравственная направленность курса. При­ведем лишь некоторые из них:

1   класс - По речи узнают человека (пословица). На доброе слово не надо скупиться (Рыленков).

2   класс - Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек (В.А. Сухомлинский). Будь своему слову господин (пословица). Добрым словом и бездомный богат (пословица).

3  класс - Умей тактично возражать, но еще большего так­та требуется от тебя в умении слушать возражения старших (В.А. Сухомлинский).

4  класс - Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою (Люблейер).

5  класс - Учиться вежливой речи - учиться уважительно­му, доброму отношению друг к другу.

6  класс - Будь своему слову господин. Если ты сделал доб­ро - молчи, если тебе сделали - расскажи.

7  класс - Нравственность человека видна в его отношении к слову (Л.Н.Толстой). Не бросай слов на ветер. Не давай легкомысленных обещаний. Будь хозяином своего слова (В.А. Сухомлинский).

8  класс - Ответственное отношение к каждому слову: на­писанному, напечатанному, произнесенному. Искренность, от­крытость, гибкость культуры речевого поведения.

9  класс - Не делай того, что осуждает твоя совесть, не гово­ри того, что не согласно с правдой (Марк Аврелий). Дар речи возвышает человека над животными (Сократ).

10класс - Неясность слова есть неизменный признак неяс­ности мысли (Л.Н. Толстой). Небольшая доля вежливости делает жизнь приятной, боль­шая - облагораживает ее (К. Боуви).

11класс - Культура речи не отделима от общей культуры (К.Чуковский). От того, правильно ли, общепонятно ли, сво­бодно ли ты будешь выражаться по-русски, зависит, будешь ли ты понят народом своей страны (Л. Успенский). Уважайте друг друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что нужно ей дать волю развиться, расцвести (М. Горький).

Как известно, в нравственном развитии личности выде­ляют три уровня: первый связан с усвоением норм и возник­новением мотивации поступков, на втором уровне субъект оказывается в ситуации выбора и определения собственного решения проблемы, третий уровень свидетельствует о том, что нравственное убеждение человека становится глубоко личным.

Психологи, рассматривая вопросы нравственного развития ребенка, также указывали три уровня (Л. Колберг).

Первый, доусловный, или так называемый доморальный, уровень развития характерен для дошкольников, которые, по утверждению исследователя, выполняют установленные взрослыми правила исключительно из эгоистических сооб­ражений: например, желая уйти от наказания либо получить награду.

Второй уровень - традиционной нравственности, или кон­венционной морали, присущ младшим школьникам, которые стремятся вести себя должным образом в силу формирующей­ся потребности поддерживать хорошие отношения с окружа­ющими. Отвечать ожиданиям других, доставлять радость.

Третий - посттрадиционный, наивысший уровень, или уровень автономной морали, характерен для подростков, мо­ральные принципы которых становятся внутренними.

Воспитывать у ребенка понимание того, что слово челове­ческое - это не только средство общения, но и орудие в его руках, нужно с раннего, нежного возраста, как точно заметил М.Ф. Квинтилиан в I веке нашей эры.

С того момента, как только ребенок начинает говорить, взрослые обращают его внимание на то, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако малыш повторяет, поступает долж­ным образом, пока еще не осознавая этических норм: станов­ление морального сознания личности - процесс длительный.

Если глубокое осознание моральных принципов, переходя­щее во внутреннюю потребность личности, наступает, как пра­вило, в подростковом возрасте, то процесс общения ребенка со взрослым начинается  с первых дней жизни.

В период от пяти до семи лет дошкольники стремятся освоить правила поведения и обще­ния, пытаются контролировать свои поступки и действия, задумываются над тем, как поступить в той или иной ситуа­ции. Принципиально важными для них становятся вопросы нравственной стороны общения с ровесниками и со взрослыми.

Однако современные дошкольники, вступившие в новое тысячелетие, испытывают недостаток в доброжелательном и теплом отношении со стороны близких, у которых, к сожале­нию, не хватает времени на общение с ребенком. Нельзя не учитывать также и то, что немало неблагополучных семей, где дети вовсе обделены лаской родных. Об этом свидетельствуют и высказывания детей: «хорошо, когда семья хорошая», «хоро­шо, когда мама целует», «хорошо, когда не кричат, не ру­гаются», «хорошо, когда мы все в зоопарке» и т.п.

Нередко коммуникативные, речевые и этикетные нормы рассматриваются изолированно, на наш взгляд, коммуникативный и нравственный аспекты являются неделимыми, мы рассмат­риваем их как некий сплав, соединение коммуникативно-речевой и нравственной культуры. Так, говорящий (пишущий), вступая в общение, непременно должен сориентироваться в коммуникативной ситуации, определить свою позицию (ком­муникативную стратегию: согласие, компромисс либо несогла­сие с адресатом), отражающую его нравственные принципы, продумать речевые действия (коммуникативную тактику) для реализации своих помыслов, коммуникативных намерений.

Нам преподавателям русской словесности необходимо помнить, что нравственные устои общества проявляются в поступках граждан, в том числе и речевых поступках. Речевые поступки не только представляют моральный облик общества, но и оп­ределяют, формируют общественное сознание граждан, ком­муникативно-нравственную культуру личности: «...язык вхо­дит в жизнь через конкретные высказывания (реализующие его), через конкретные высказывания и жизнь входит в язык».

 

Основные термины (генерируются автоматически): класс, слово, нравственный аспект, риторическое образование, уровень.


Задать вопрос