Эффективно организованный воспитательно-образовательный процесс вуза должен быть ориентирован на личность студента, на удовлетворение его познавательных, этических и эстетических потребностей. Он должен способствовать реализации студентами своего «Я», создавать условия для их самопознания и ориентации в быстро изменяющемся современном мире.
Целесообразно выделить следующие культурно-гуманистические функции современного образования:
- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;
- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовного потенциала.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит проблему разработки и внедрения личностно-развивающих технологий обучения, которые помогли бы преодолеть его обезличенность и отчуждение от реальной жизни. Для разработки таких технологий частичного обновления методов и приемов обучения недостаточно. Специфика личностно-развивающих технологий обучения заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте преподавателя и студентов.
Универсальность гуманистических идей обучения и воспитания обусловлена их применимостью ко всем людям и социальным системам. В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурных, национальных, экономических, религиозных, расовых или идеологических различий. Универсальность философии гуманизма проявляется в том, что его ценности, и прежде всего человек как «мера всех вещей», выступают общечеловеческими критериями личной и социальной рефлексии. Основанная на таких критериях рефлексия требует поиска путей разрешения глобальных, групповых и индивидуальных конфликтов с точки зрения установок гуманизма.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания?.. Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого»[1]. Это значит, что происходит самопознание человеком самого себя. Он осознает свои положительные и отрицательные качества, а после способен усовершенствовать себя.
Самопознание - это процесс осознания личностью своего «Я», самого себя как субъекта практической, познавательной и культурной деятельности, своих индивидуальных характеристик: уяснения своих сильных и слабых сторон, знание особенностей своих мыслительных процессов (ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.), понимание своих потенциальных возможностей, склонностей и способностей, своеобразия протекания своих волевых и эмоциональных процессов и состояния здоровья. Ю.М. Орлов считает, что самопознание - это «воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, как делаем и почему делаем» [2].
Самопознание - это первый путь к жизненному самоопределению: определение для чего и почему стоит жить, роль и место различных видов деятельности в жизни: труда, отдыха, питания, свободного времени, режима, общения. Примечательно, что на фронтоне одного из знаменитых греческих храмов было начертано: «Познай самого себя», а перу древнегреческого мудреца Сенеке принадлежит фраза: «Познай самого себя, и ты познаешь Вселенную и богов». Молодых людей с давних пор призывали к познанию себя, к осознанию своего предназначения в мире. Неслучайно И. Гете подчеркивал: «Умный не тот человек, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».
Процесс самопознания проявляется в деятельности, по результатам которой личность осознает себя, оценивает свои успехи и недостатки, а также в отношениях, которые складываются в ее процессе. Значит, деятельность выступает одним из важнейших средств самопознания.
Процесс самопознания является определенным актом, который может существовать произвольно и не произвольно, с усилием и без усилия, в зависимости от степени привычности обстоятельств, ситуации и предстоящей деятельности.
Учебно-воспитательная деятельность в вузе должна выступать одним из важнейших факторов, способствующих самопознанию студентов. В процессе обучения важно помочь каждому студенту познать
и оценить себя по результатам и качеству своей деятельности. Исследования показывают, что чем глубже самопознание студентов, тем успешнее они действуют (учатся, трудятся, занимаются научной и внеучебной деятельностью). Расширенное самопознание, дальнейшее углубление в познании себя является условием успеха в учебе, труде, науке, средством поддержания отношений с друзьями, в семье, в трудовом коллективе.
Самопознание личности - сложное системное образование оно включает целый ряд составляющих элементов: самосознание, самонаблюдение, самоопределение, самовыражение, самооценка, саморефлексия, самосовершенствование, самореализация, самоутверждение.
Важнейшей составляющей самопознания является самосознание студентов. Самосознание - это то, какими люди видят самих себя. Оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе. Самосознание - это «осознание и оценка человеком себя как субъекта практической и познавательной деятельности» [3].
Самосознание ребенок обретает с первых лет жизни. В течение всей жизни человек получает определенную информацию о себе, о своем здоровье, самочувствии, отношении к другим людям. Уже к полутора годам ребенок осознает, кто он - мальчик или девочка. В три - четыре года он умеет различать пол окружающих людей, а в шесть лет адекватно осознает свои желания и действия как способ их осуществления. Дети этого возраста уже знают сферу своих предпочтений в деятельности, общении, игре и т.д. В процессе игровой деятельности они осваивают различные роли, познают себя как личности. Эта информация складывается на основе результатов их деятельности. Первоначальный процесс познания начинается в семье. Ребенок, взрослея с каждым годом, задает вопросы: «Кто я?», «Откуда появился?». Как только ребенок включился в деятельность (игровую, познавательную и др.), как только он сказал - «Я сам», следует считать, что ребенок начинается осознавать себя, у него формируется позиция по отношению к себе, т.е. проявляется самость.
На самосознание студентов влияет то, как они относятся к самим себе, как смотрят на мир, как относятся к ним окружающие. Важно подчеркнуть, что самосознанию учатся, поэтому его можно изменить, придать ему положительный характер. Вуз вслед за школой должен способствовать все возрастающей самостоятельности личности, ее эмансипации от родителей, предоставлять ей широкие возможности для изучения окружающего мира - как физического, так и социального. Поэтому важно так организовать процесс обучения в вузе, чтобы молодежь могла осознать себя равноправным участником образовательного процесса. Для развития гуманности также важна и совокупность взглядов подрастающего поколения на человека, смысл жизни, подлинные жизненные ценности, права и обязанности. Самосознание личности связано с осознанием себя как личности, как члена общества, самооценкой себя, саморефлексией и саморегуляцией своей деятельности, дает возможность сравнить и соотнести себя с другими людьми. Основными признаками самосознания выступают следующие элементы: осмысление своего «Я», сравнение себя с другими, суждение о себе по результатам своей деятельность, анализ и критика в своей адрес и др.
Целенаправленное развитие самосознания студентов является важным направлением гуманизации образовательного процесса. Неслучайно К.В. Гавриловец указывает, что элементом гуманизации образовательного процесса выступает динамическое развитие самосознания учащихся, их знания о Я-реальном, Я-идеальном, Я-глобальном, играющих важную роль в жизненном самоопределении.
Самосознанию необходимо учить детей с раннего возраста, придавать ему положительный характер. Важно последовательно развивать у них умения осознавать себя личностью. Первым элементом осознания себя является возможность ответить на вопрос: «кто я?». В начальных классах особым интересом пользуются у школьников классные часы на темы: «Здравствуйте, это я!», «Волшебный ключ к человеку», «Мой портрет», «Что я знаю о себе». В подростковом возрасте происходит постепенный отход от прямого копирования взрослых. Подростки отличаются стремлением к самостоятельности, более содержательным отношением друг к другу и взрослым, сознательным отношением к себе как члену общества. У них на более высоком уровне происходит сравнение себя с другими людьми: взрослыми и сверстниками, т.е. самопознание приобретает более целенаправленный характер. В этот период воспитательная работа строится с учетом подготовки подростков к самопознанию, с их стремлением к осознанию своих возможностей, проявлению себя в конкретном деле. В подростковом возрасте хорошо использовать следующие темы для эссе, классных часов: «Тайны жизни», «Что ждет меня в этом мире?», «Встреча двух миров», «Легко ли быть молодым?», «Я глазами мира», «Какой прекрасный мир», «Пойми меня».
Годы юности - период интенсивного личностного роста, динамика которого проявляется в овладении знаниями и умениями, повышении уверенности личности в себе, росте самоуважения, чувства собственного достоинства. Знание себя, своих возможностей способствует правильному выбору будущей профессии. На это должна быть нацелена вся воспитательная работа школы, классные часы, тематика которых может быть такой: «Как относиться к жизни?», «Философия душевной радости», «Отношение к проблемам жизни», «Познай себя», «Что такое быть самим собой?», «Надо ли бороться с самим собой и с жизнью», «Как относиться к самому себе?», «Прекращение внутреннего конфликта», «Я и мы», «Жить без конфликта», а также мини рассказы «Я и генеологическое дерево», «Я - судьба», «Отношение к проблемам жизни», «Что ждет меня в этом мире?».
Самосознание связано с удовлетворением разнообразных потребностей и мотивов. Среди них выделяются потребности в самоутверждении, самовыражении. Школьники стремятся к созданию условий для радости другому, переживания себя как причины собственных успехов. В жизни школьников особое место занимает потребность в познании, в учении. Потребность в учении - это особое психологическое состояние школьника, которое создает предпосылки для его учебной деятельности и одновременно для самоопределения и самосознания себя субъектом этой деятельности. Мотив учения как направленность на те или иные стороны учебной деятельности также способствует самосознанию школьников. Его удовлетворение приносит радость успеха выполненного интересного дела.
Важная гуманистическая задача средней школы - научить учащихся учиться. При этом важно обеспечить усвоение ими умений и навыков, которые необходимы при овладении любым учебным предметом в школе и в вузе. Для этого учащиеся должны владеть общеучебными умениями и навыками, умениями работать с учебной книгой (учебным текстом), выделять главное в учебном материале, умениями конспектировать, писать тезисы и рефераты, готовить доклады, писать аннотации, работать с каталогом, оформлять требования на книгу.
Многочисленные научные исследования, передовая педагогическая практика убедительно показали, что своевременно сформированные общеучебные умения и навыки, развитые мыслительные операции являются условием успешного овладения школьниками и студентами учебным материалом по различным дисциплинам, а, следовательно, способом осознания себя субъектом собственной жизнедеятельности.
Насущной задачей средней школы является развитие мышления школьников, овладения ими основными мыслительными операциями: анализом синтезом, обобщением, абстрагированием, конкретизацией. Недостаточная развитость этих мыслительных операций затрудняет процесс обучения, самосознание и самоопределение в момент выбора будущей профессии.
Представляют интерес данные о том, какими студенты видят себя после приобретения специальных знаний, после получения диплома о высшем образовании («Я-идеальное»), т.е. те вершины, к которым они стремятся в жизни. Написание студентами эссе на темы: «Каким мне хотелось бы быть?» и «Каким в идеале я вижу себя через десять лет» показало, что студенты хотели бы видеть себя здоровыми, богатыми, известными, имеющими хорошую должность, зарабатывающими много денег (некоторые хотели бы иметь возможность работать за границей), состоявшимися в личной жизни (имеющими свою крепкую семью), имеющими достаточно материальных благ (собственное жилье, машину). Они хорошо осознают, что всего этого можно достичь только посредством своего труда и самоуправления. Исследование показало, что, с одной стороны, «Я-идеальное» созвучно ценностям нашего времени, а с другой - понимание со стороны студентов необходимости постоянного самосовершенствования. Установлено также, что высшая школа мало внимания уделяет формированию у студентов представлений об идеальной личности.
Поиски ответа на вопрос «Кто я?» тесно переплетается с ответом на вопрос «С кем я?», «Как меня воспринимают окружающие?», так как действия других людей помогают формировать собственные действия. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что познание человеком самого себя и развитие представлений о себе могут происходить лишь в системе отношений с окружающими. Оказывается, видеть себя можно не столько заглядывая в себя, сколько всматриваясь в других. Это значит, важно, чтобы современный студент осознавал, как его воспринимают и оценивают родители, друзья, преподаватели, т.е. как бы внешняя видимость. «Я-видимое» — это то, что видят, замечают, оценивают другие, т.е. это проявление двух категорий: быть и казаться. Человеку всегда свойственно казаться лучше, чем он есть на самом деле. Студенту важно это понять, чтобы привести в равновесие быть и казаться и на основе этого планировать свое самосовершенствование. Ш.А. Амонашвили писал: «Научить ребенка видеть самого себя среди других, стремиться к самовоспитанию, самообразованию, самоопределению - вот основная цель, которой я следую, развивая в детях умения выражать свои мысли письменно, разговаривать с самим собой» [4].
Организация самосознания студентов - многоступенчатый и преемственно связанный процесс, который имеет свои особенности.
Доброжелательность, царящая в семье, уважительные отношения между членами семьи, обсуждение различных проблем - все это служит некими образцами, которые со временем отразятся во вновь созданной семье молодого человека. Яркое детство в семье становится программой для детей на всю жизнь. Дети, впитав в себя в раннем возрасте атмосферу любви и заботы семьи, в зрелые годы платят тем же родителям в старости. Постепенно молодой человек стремится соотнести себя с различными субъектами: «Я и семья», «Я и другие», «Я и мир». Осознание себя членом семьи, коллектива, мира является важной ступенькой в самопознании личности. Совокупность всех представлений, которые складываются у человека о себе, называют «Образом-Я», или «Я-концепцией».
Одной из важных традиций, которая возникла в давние времена у молодых людей, было ведение дневника, что способствовало самонаблюдению, самоопределению и самовыражению. Дневнику часто доверяли свои сокровенные тайны, отмечали свои недостатки, горечи и обиды. Многие известные люди прошлого оставили ценные мысли в дневниках. К примеру, в дневнике великого русского педагога К.Д. Ушинского можно найти такие правила, которые помогли ему в самопознании и воспитании. Вот одно из таких предписаний, которое он называет рецептом:
«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность в действиях.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10.Никому не показывать свой журнал » [5].
Этими принципами К.Д.Ушинский пользовался всю жизнь.
Беседы, опросы студентов показали, что лишь немногие из них ведут дневники, чаще всего девочки.
Информацию о себе человек также получает с помощью наблюдения. Самонаблюдение происходит наиболее успешно, когда оно вызывается потребностями реальной жизни. А.В. Мудрик отмечает, что, наблюдая за собой, человек может заметить, что он очень разный в различных ситуациях.
Самопознанию студентов способствует самоорганизация их жизни и деятельности. Особое значение приобретает самоорганизация учебно-познавательной деятельности
Не менее важно владение студентами умениями и навыками организации учебного труда, его планирования. Планирование своей работы, своего учебного дня многие студенты осуществляют систематически. Это позволяет им лучше организовывать свое время. Для организации учебного труда важно научиться создавать для него благоприятные условия на своем рабочем месте, намечать задачи учебной деятельности, планировать ее, применять наиболее рациональные ее способы. Планирование является одним из существенных признаков любого труда, важнейшей чертой творческой деятельности студентов по развитию умений и навыков организации и планирования учебно-познавательной деятельности. Правильная организация учебной работы включает в себя внутренние и внешние условия. К внешним можно отнести правильный режим работы, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления к занятиям. К внутренним - умение быстро включаться в работу, вести ее не отвлекаясь и в хорошем темпе.
Таким образом, важными направлениями, способствующими самопознанию студентов, являются: организация учебно-познавательной деятельности, создание благоприятных условий для учебно-познавательной деятельности, организация и планирование самообразования и самовоспитания, планирование учебной деятельности и оптимальное распределение своего свободного времени.
Составным компонентом учебной деятельности является оценка и самооценка результатов познавательных действий обучающихся, мыслительных процессов, своих потенциальных возможностей. Учебная деятельность студентов не может успешно протекать без соответствующей оценки и самооценки результатов этой деятельности, без самоанализа своих действий, без самопознания себя. Овладение студентами умениями оценки и самооценки, контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа, во-первых, способствует большей продуктивности протекания учебного процесса, результативности обучения, обдуманности поступков человека, во-вторых, обеспечивают самопознание себя.
Педагогам постоянно приходится сталкиваться с рассогласованием самооценок студентов с их действительными возможностями. В юности нередко превышение оценки своих возможностей является залогом большой активности, высоких достижений, но не спасает от разочарований и неудач.
Исследования психологов и педагогов показывают, как с возрастом, по мере накопления учебного опыта и опыта взаимоотношений с собой, другими, миром, в самооценках студентов происходят существенные изменения. Важно, чтобы эти изменения происходили не стихийно, а под руководством опытного и чуткого педагога.
Приобщение студентов к самонаблюдению, самосоотнесению, самоанализу, самооценке приводит их к развитию рефлексии. Рефлексия во многом способствует взрослению. Рефлексия - это процесс самопознания, самопонимания самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных действий, мыслей и переживаний, т.е. это взгляд на себя со стороны, как бы мысленное возвращение назад для анализа своих действий, решений и поведения. В процессе наших занятий мы предоставляем студентам следующий тест для определение духовно-нравственных основ их поведения, стараясь определить уровень саморефлексии: высокий, средний, низкий (в зависимости от распространенности ответов на тот или иной вопрос).
1. Для кого Вы живете и получаете образование?
2. Назовите самых духовно близких вам людей.
3. В чем Вы видите свою уникальность?
4. Что Вы способны отдавать другим людям?
5. Какие глубинные вопросы бытия и мироздания приходят вам порой на ум, волнуют душу и сердце? На какой глобальный вопрос вы бы хотели найти ответ ?
6. Какие ваши долгосрочные планы? К чему Вы стремитесь?
7. Чего бы Вы хотели иметь в своей жизни?
8. Продолжите фразы: « Я не позволю себе ни при каких условиях… Я не допущу, чтобы при мне…»
( Определите свои 3-5 моральных критерия)
9.Как Вы реагируете на кризисную ситуацию в вашей жизни?
А) пугаюсь, расстраиваюсь, негодую, злюсь на себя, на окружающих, на обстоятельства жизни…
Б) быстро мобилизуюсь и включаюсь в борьбу с обстоятельствами…
В) отношусь спокойно, как к урокам, над которыми мне надо подумать, которые мне необходимо усвоить…
10.Как изменилась бы ваша жизнь, если бы вдруг Вы узнали, что жить Вам осталось только месяц? Что бы Вы решили сделать, начать делать, а может быть, закончили делать?
11.Что бы Вы сделали, на что бы Вы потратили деньги, если бы вдруг, совершенно неожиданно, выиграли миллион евро?
12.Что бы Вы сделали, на что бы отважились, если бы точно знали, что на этом пути Вам гарантирован стопроцентный успех?
Рефлексия - это способность и умение видеть себя, понимать свои действия и поступки. Она дана человеку от природы, и важно развить эту способность, чтобы обрести гармоничное отношение к миру и к себе. Обеспечение преемственной взаимосвязи в формировании рефлексии у студентов на различных этапах обучения в конечном счете приводит к саморегуляции и самореализации личности.
Саморегуляция - это умение человека регулировать свою деятельность и поведение в различных ситуациях. Саморегуляция основана на умениях человека регулировать свое состояние, свою учебно-познавательную деятельность и поведение, восстанавливать свой потенциал, разрешать проблемные ситуации. Она дает возможность студенту познать себя, свои возможности, обрести умения управлять учебно-познавательной деятельностью, сохранять свою индивидуальность. Саморегуляция позволяет развивать у студентов самодисциплину, самообладание и, в конечном счете, самооценку. Полноценная саморегуляция обеспечивает развитие требовательности молодого человека к себе и другим людям, умения не расслабляться и успешно преодолевать трудности в учебе, поведении и жизни. Она дает возможность человеку на основе самоанализа тех или иных ситуаций отказаться от неразумных соблазнов и желаний, принять правильное решение в экстремальных ситуациях. Развитию саморегуляции способствуют самонаблюдение, самоанализ, умение соизмерять свои действия с действиями и поступками других людей.
Наконец, самопознание студентов будет не полным, односторонним без умения восстанавливать свои силы, заботиться о своем здоровье. Нужно научить студентов экономно расходовать свои силы в течение дня, недели, семестра, сессии, года, умению переключаться с одного вида деятельности на другой.
Каждый человек уникален, поэтому важно помочь находить каждому свой путь к формированию себя. Исследования показывают, что большинство молодых людей не задумываются о своем здоровье, о том, что и в каком случае приносит им желаемые результаты. Сегодня многие студенты испытывают усталость от умственных перегрузок в вузе и дома, отличаются повышенной эмоциональностью и раздражительностью, жалуются на частные головные боли и как результат снижение работоспособности и успеваемости. Неумение молодых людей сознательно и целенаправленно управлять собой приводит к тому, что они все время находятся в стрессовом состоянии.
Таким образом, необходима целенаправленная работа педагогов вуза по организации самосознания студентов. Оно основывается на формировании самосознания студентов, умений самоорганизации, самонаблюдения и самоопределения, самодеятельности и самопланирования своей учебно-познавательной деятельности, а в дальнейшем и всей своей жизни. Развитие умений оценки и самооценки, рефлексии и саморефлексии также будет способствовать самопознанию и самореализации студента, творческому участию в образовательном процессе. Все это соответствующим образом будет сказываться на формировании гуманных, доброжелательных, открытых отношений между субъектами педагогического процесса.
1. Сухомлинский, В.А. Воспитание и самовоспитание [Текст] / Сухомлинский // Избр.произведения: В 5 т. Киев, 1979- 1980. Т. 5: 1980. С.242.
2. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера [Текст] / Ю.М. Орлов. - М., 1987. С.5.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. [Текст]/ С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. Т. 1С. 308.
4. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М., 1983. С. 117.
5. Ушинский, К.Д. Материалы биографические и библиографические [Текст] / К.Д. Ущинский // Собр. соч.: В 11 т.М.;Л.1948-1952. Т. 2., 1952. С. 27.