Процессный подход приобретает все большую значимость в современном менеджменте. Он позволяет менеджерам взглянуть на организацию как на сложно устроенную систему цепочек преобразования “вход-трансформация-выход». В нем происходит увязка интересов организации и внешней среды, обеспечивается теоретическое обоснование управления внутренними цепочками взаимоотношений и создания ценности. Процессный подход вносит ясность в теорию управления межфункциональными связями.
По мере развития подхода появлялись различные прикладные методики процессного управления, накапливался опыт такого управления. Из всех описанных в литературе концепций, основанных на процессном подходе, наиболее интересными с точки зрения внедрения и использования на практике являются следующие: шесть сигм, реинжиниринг бизнес-процессов, бережливое производство и тотальный менеджмент качества.
Изучение и систематизация используемого этими методиками инструментария способствует более глубокому пониманию процессного подхода.
Реинжинирингбизнес-процессов(Business process reengineering).
Общее описание. Реинжиниринг бизнес-процессов - «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности». [5, с. 47]
Инструменты. Все подходы к реализации реинжиниринга бизнес-процессов, используемые на практике, так или иначе, сводятся к трем основным:
«Zero-approach» — разработка бизнес-модели компании «с чистого листа». По сути, этот подход является построением идеального образа компании на основе теоретических и практических представлений и субъективных ожиданий лиц, осуществляющих проект реинжиниринга, а также руководства экономического субъекта.
Подход на основе решений. Построение бизнес-модели на основе моделирования системы принимаемых управленческих решений с последующим ее совершенствованием и построением новых бизнес-процессов на основе оптимизированной системы принятия решений.
Детальный анализ. Детальное отражение существующего положения и последующее построение модели бизнес-процессов. По сути, этот подход представляет собой детальное описание и всесторонний анализ ключевых аспектов деятельности организации по различным основаниям и дальнейшее построение процессов на основе данных анализа. [4, с. 106]
Шесть сигм (six sigma).
Общее описание. Высокотехнологичная методика точной настройки процессов, применяемая с целью минимизировать вероятность возникновения дефектов в операционной деятельности. Название происходит от статистической категории «среднеквадратичное отклонение», обозначаемой греческой буквой σ. [3, с. 34]
Инструменты. В общем виде при реализации проектов по данной методике используется последовательность этапов DMAIC.
· Выявление (define) - ставятся цели и рамки проекта, выявляются проблемы, которые должны быть решены для достижения определенного уровня отклонений.
· Измерение (measure) - происходит сбор информации о текущем состоянии дел для получения данных, характеризующих базовый уровень показателей работы, и выявления участков, требующих наибольшего внимания. На этом этапе также определяются критерии, позволяющие оценить степень приближения к намеченным целям.
· Анализ (analyze) - выявляются основные причины проблем в обеспечении качества, после чего правильность выбора этих причин проверяется при помощи специальных инструментов анализа данных.
· Совершенствование (improve) - внедряются решения, ориентированные на устранение проблем (основных причин), определенных на этапе анализа.
· Контроль (control) - оценка и мониторинг результатов предшествующих этапов.
Каждый из перечисленных выше этапов предполагает применение специальных аналитических численных методов из широкого набора методов, рекомендованных для Six Sigma.
Бережливое производство (leanproduction).
Общее описание. Дж. Вумек и Д. Джонс излагают суть бережливого производства в виде пяти принципов: «определение ценности, определение потока создания ценности, организация движения потока, вытягивание продукта, совершенство». [2, с. 75]
Все действия, которые составляют поток создания ценности в бережливом производстве, разделяют на три категории:
1) действия, создающие ценность,
2) действия, не создающие ценность, но неизбежные в силу ряда причин, например, такие, как проверка качества сварных швов или дополнительные рейсы самолетов к пересадочному центру,
3) действия, не создающие ценность, которые можно немедленно исключить из процесса.
Основными инструментами бережливого производства считаются следующие:
· Обеспечение превосходного качества товаров/услуг.
· Минимизация потерь путем устранения всех видов деятельности, которые не приносят добавочной стоимости заказчику, максимизация использования всех ресурсов.
· Обеспечение гибкости и нужной степени адаптивности.
· Установление долговременных отношений с заказчиком, путем деления рисков, затрат и информации.
· Участие всего персонала в совершенствовании системы.
Всеобщийменеджменткачества(Total Quality Management).
Общее описание. Главная идея всеобщего менеджмента качества состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством работы в целом, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование этих трех составляющих: качества продукции, качества организации процессов и уровня квалификации персонала - позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. [1, с. 127]
Инструменты. Total Quality Management (TQM) включает два механизма: Quality Assurance (QA) - контроль качества и Quality Improvements (QI) — повышение качества.
Основу инструментария всеобщего управления качеством образуют четырнадцать универсальных принципов Эдварда Деминга, направленных на управление качеством.
1. Установите соответствие целей с планом повышения качества.
2. Примите новую философию качества на уровне всей компании.
3. Положите конец негативной зависимости от слишком частых инспекций и аудита качества.
4. Прекратите практику выбора поставщиков, основываясь исключительно на стоимости их товаров и услуг.
5. Идентифицируйте проблемы и работайте непрерывно, чтобы улучшить систему контроля качества.
6. Создайте систему обучения.
7. Обучите руководство.
8. Искорените страх на работе.
9. Устраните барьеры между подразделениями.
10. Избегайте пустых лозунгов на рабочих местах.
11. Минимизируйте (или оптимизируйте) рабочие стандарты и количественные показатели на производстве.
12. Дайте возможность сотрудникам гордиться своим мастерством.
13. Поощряйте и стимулируйте развёрнутые образовательные программы, программы переквалификации и повышения квалификации.
14. Поощряйте преобразования.
Каждая из этих методик и концепций была проверена практикой и, в силу повышающейся роли процессного подхода в современном менеджменте, тщательное изучение этих инструментов поможет управленцам принимать правильные решения и действовать на пользу компании.
Не смотря на то, что инструментарий процессного управления достаточно хорошо описан, его фактическое применение сложный и нетривиальный творческий процесс. Поэтому важно понимать и сравнивать инструменты, используемые в разных методиках в рамках процессного подхода. Каждый менеджер организации, в которой принят процессный подход к управлению, должен четко и ясно сознавать суть этого подхода и полностью воспринять накопленный опыт применения конкретных инструментов процессного менеджмента.
Литература
1. Deming W. E. Quality, productivity, and competitive position. - Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1982. - 373.
2. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 473 с.
3. Джордж М. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства / М. Л. Джордж; пер. с англ. - 2 изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 360 с.
4. Забулонов А.Б. Реинжиниринг: практические подходы к реорганизации / А.Б. Забулонов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №1.- С. 105-110.
5. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпораций: манифест революции в бизнесе: перевод с англ./М. Хаммер, Д. Чампи.– СПб: Манн, Иванов, Фербер, 2006.- 276 с.