Исходными при определении педагогической сущности понятия «лидерский потенциал старшеклассника» были основные положения теории общих черт лидерства (), представляющую собой систематизацию наиболее значимых для реализации лидерского потенциала качеств; поведенческие теории лидерства (Р. Блейк, Р. Лайкер, Дж. Моутон, Р. Танненбаум, Дж. Форд, У. Шмидт), уточняющие манеру поведения лидера, его умения действовать как лидер; атрибутивные теории лидерства (Д. Джиойя, Х Симз, П. Сьюдфельд, П. Тетлок, Ф. Фидлер и др.), в которой доминирующая роль в моделировании лидерского поведения отводится группе. Согласно данной теории межсубъективные взаимодействия рассматриваются в качестве основного фактора влияния на процесс принятия управленческого решения. Мотивационной теории лидерства (Герцерберг, А. Маслоу, Р. Хаус), уточняющей механизм лидерства (стимул – реакция).
В контексте ценностных моделей лидерства (С. и Т. Кучмарские, Г. Фейрхольм, К. Ходжкинсон) взаимодействие осуществляется на основе совпадения индивидуальной (лидер) и общественной (группа) ценностных систем при осознании общих целей инициирующего и принимающих. Лидер, принимающий сложившееся ценностное устройство общества корректирует его путем внедрения ценностно-нормативного ядра.
Личность, занимающая позицию лидера, выступает как носитель определённых социальных срезов жизни общества. В лидере находят своё концентрированное выражение потребности, ценности и интересы определённых социальных групп, которые реализуются через сформированные у него основные личностные черты. Набор этих личностных качеств имеет конкретно-исторический характер. Лидер - субъект социального управления, имеющий соответствующий габитус, оказывающий посредством авторитета личности социально-эмоциональное влияние на последователей и воспринимающий их в качестве равноправных участников отношений. Лидерство как социально-психологическое явление отражает лишь одну из сторон общения руководителя. Оно свидетельствует о наличии определённых психолого-педагогических качеств.
В соответствии с теорией разделённого лидерства, лидеры в организации берут на себя часть ответственности в какой-либо области. Они отличаются наличием стратегических и ситуационных ресурсов: обладающие первым могут ставить цель и достигать её, обладающие вторым нет.
Существенное значение для нашего исследования имеют рассмотрение лидерства и степени его эффективности как группового явления (Г.М. Андреева, Я.Л.Коломинский, А.В.Петровский, Л.И.Уманский) как официального и неофициального, номинального и фактического (реального), устойчивого и ситуативного, общего и функционального (И.П.Волков, Е.М.Зайцева, Ю.Н.Емельянов, Е.С.Кузьмин, Р.Л.Кричевский, Т.Н.Мальковская, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, Л.И.Уманский, В.В.Шпалинский и др.).
Идея о необходимости специальной работы по выявлению и педагогической поддержке будущих лидеров, базируется на идее о возможности существования лидерской одаренности (Д.Сиск – США; Р.Пажес, Ж.Брюно – Франция; Ю.Д.Бабаева, В.Ю.Большаков, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, А.И.Савенков, В.М.Шепель, В.С.Юркевич – Россия и др.).
В структуре личности старшеклассника потенциал предстает как индивидуальная система особым образом организованных его внутренних и внешних ресурсов, обеспечивающих многообразие возможных векторов личностного развития (М.Т.Шафиков); лидерских способностей (А.Н.Лутошкин, Л.И.Уманский, Э.Санталайнен – И.Камин); возможностей (И.В.Дубровина).
Лидерский потенциал старшеклассника мы рассматриваем как интегративное свойство личности проявляющейся в ресурсе (стратегическом – умение определить цель деятельности, умения разработать, организовать, провести и проанализировать мероприятия различной направленности, их эффективность согласно поставленной цели; работать в команде, с источниками информации; осваивать способы передачи лидерского опыта и реализации полученного опыта; ситуационном – знания форм деятельности и способов их организации; стремление к творчеству, к успеху; готовность к риску; креативность, гибкость в поведении;); возможностях (компетентность, трудолюбие, любознательность, неприятие насилия, активность, уверенность в себе); способностях (быть доброжелательным к людям, адекватным в отношении к самому себе; влиять на других; доверять другим; организовывать и вести команду за собой) определяет характер и результаты деятельности, поведения, побуждает к приобретению опыта лидерского поведения, активизирует лидерское и творческое развитие.
Уровневые показатели развития лидерского потенциала старшеклассника замерялись в соответствии с когнитивным, индивидуально-личностным, харизматическим, социально-психологическим и креативно-лидерским компонентами (табл. 1).
Таблица 1.
Уровни |
||
творческий |
продуктивный |
репродуктивный |
1 |
2 |
3 |
Когнитивный: знания о сущности понятий «лидер», «продуктивная деятельность», формах образовательной и культурно-досуговой деятельности, типах и видах индивидуального и внутригруппового взаимодействия, прикладные знания.
Глубокие, осознанные, системные знания |
Глубокие и прочные знания, свободное оперирование ими в большинстве ситуаций |
Недостаточно глубокие и прочные знания, свободное оперирование ими в стандартных ситуациях |
Индивидуально-личностный: активность и доминирование, уверенность и самоуверенность в себе, рефлексивность, стремление к успеху, готовность к риску.
Владеет умениями, они приобретают характер осознанного, самопроизвольного, обоснованного действия |
Владеет большинством умений, обоснованность характерна для большинства ситуаций |
Владеет умениями в недостаточной степени, действия могут быть некорректными |
Харизматический: авторитетность, способность влиять на других, доверие других, способность организовать и вести команду за собой.
Все способности проявляются всегда, во всем |
Большая часть способностей проявляется всегда, но не всегда полно |
Эпизодическое проявление способностей |
Социально-психологический: коммуникативная компетентность, действенная эмпатия, умение работать в команде, эмоциональная сдержанность, межличностная чувствительность, терпимость.
Владеет, они приобретают характер привычного,осознанного, самопроизвольного действия |
Владеет в недостаточной степени (недостаточно самостоятельные и частично осознанные) |
Отчасти владеет, допускает серьезные недочеты, вытекающие из неглубоко осознанного действия |
Креативно-лидерский: стремление к творчеству, доброжелательное отношение, любознательность, неприятие насилия, соответствие нормам культуры, креативность, гибкость в поведении.
Активная деятельностная позиция, ответственное отношение к делу, отзывчивость, интерес, вежливость, тактичность |
Относительно активная деятельностная позиция, отзывчивый иногда, интерес, вежливость, тактичность, проявляются эпизодически |
Безынициативное участие в деятельности, пассивное отношение к делу, отзывчивость, интерес, вежливость, тактичность носят поверхностный характер |
Обоснование критериев развития лидерского потенциала старшеклассника осуществлено на основе критериального подхода в соответствии с которым необходимо фиксировать деятельное состояние субъекта, нести информацию о состоянии деятельности, о мотивах и отношении к выполняемой деятельности.