Средства педагогического стимулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 587 раз

Библиографическое описание:

Инякина, И. В. Средства педагогического стимулирования / И. В. Инякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 370-371. — URL: https://moluch.ru/archive/12/954/ (дата обращения: 16.11.2024).

Педагогическое стимулирование развития лидерского потенциала старшеклассника представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации.

Методика стимулирования развития лидерского потенциала учащихся предусматривает: диагностику лидерского потенциала учащихся; определение качеств личности, которые они сознательно и целенаправленно должны формировать у себя (проектирование личностного развития); определение целей развития лидерского потенциала, связанных с формированием этих качеств; построение совместной деятельности педагогов и учащихся, направленной на формирование этих качеств; отбор, модификацию и применение средств достижения поставленных целей; психолого-педагогическую подготовку учащихся к работе над собой; выявление эффективности конечного результата (повторная диагностика самовоспитания учащихся).

Стимулы как побудители деятельности и активности человека связывают потребности и средства их удовлетворения, образуя, промежуточные звенья, «цепочки» на основе внешних (это такие побудители, которые обладают потенциальными возможностями воздействия на деятельность и активность личности) и внутренних (это побудители, включенные через деятельность и отношения личности в ее образ жизни, сознание и эмоциональную сферу, получившие отражения в нравственных качествах, в поведении и мотивации личности) стимулов (З.И.Равкин).

Поскольку стимулы предстают в качестве факторов, регулирующих проявление того или иного свойства мотивационно-потребностной сферы личности, цель педагогического стимулирования выражается в создании определенной личностной мотивации.

Побуждение к активной деятельности по овладению предметом потребности осуществляется при наличии мотива, условием действенности которого является целостность его структуры. Стимулы и мотивы возникают тогда, когда есть предмет удовлетворения потребности, определена цель деятельности и известны средства, при помощи которых эта цель может быть реализована, человек владеет навыками использования этих средств, у него есть уверенность в успехе (В.Н.Тарасюк).

Под стимулами в педагогическом процессе понимаются специфические педагогические средства, проникнутые стержневой идеей и эмоционально насыщенные, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития личности и целенаправленно вызывающие у неё потребность в определенном поведении и обусловливающие социально ценные мотивы такого поведения.

Процесс педагогического стимулирования предполагает интериоризацию внешних, объективных, социально ценных побудителей в личностно-значимые мотивы поведения, способствующие формированию положительного эмоционального отношения к ненасильственным средствам и методам воздействия (В.Н.Тарасюк).

З.И. Равкин, С.Г. Адигезалова и др. определили условия, при которых педагогическое средство обретает статус стимула:

- авторитетность педагога;

- способность педагога обеспечивать успешность деятельности;

- благоприятные межличностные отношения   в кругу сверстников"   со взрослыми;

- средства влияют на потребности воспитуемых, которые мотивируют

и мобилизуют деятельность;

- средства вызывают положительную ответную реакцию;

- средства рассчитаны на долговременное, а не ситуативное действие.

Сформулированные выше теоретические положения дают возможность выявить логику процесса стимулирования (рис.1), который в главных своих чертах предполагает изменение стереотипа поведения и определяющих его потребностей и мотивов посредством убеждения в неправильности или непригодности прежних форм поведения или преимуществе новых; появление оптимистических эмоций и переживаний; включение в деятельность, формирующую или укрепляющую новые черты поведения и его мотивы.

Первый этап представляет собой своеобразный «пусковой период», когда перед учащимися ставится конкретная практическая задача. На этой стадии стимулы должны способствовать возникновению установки на определенный вид деятельности, внутренней мобилизованности.

Второй этап предполагает появление у школьников достаточно сильных положительных эмоций и чувств, которые со временем могут стать мотивами их действий и поступков.

Глубокое эмоциональное переживание вводит старшеклассника в сферу действий и деятельности, формирующих у него черты определенного поведения.

Стимулирование приводит к созданию правильного сочетания «понимаемых мотивов» (существующих в сознании подростка) с мотивами «реально действующими», т.е. действительно осуществляемыми.

Под целенаправленным и длительным влиянием стимулов, через ряд стимульных ситуаций «понимаемые мотивы» становятся «реально действующими». Очевидно, что именно это преобразование и составляет суть третьего этапа процесса стимулирования, так как в результате его возникает психологически свободная деятельность, которая выражает внутренние побуждения личности, где необходимость «снята» в индивидуальной мотивации (И.С.Кон).

 


Рис.1

 

Посылки целесообразности применения методов педагогического стимулирования (ненасильственного воздействия) для развития потенциальных сил человека, в том числе и его лидерского потенциала, мы находим в экзистенциальной педагогике, обосновывающей переход от императивной позиции «ты должен», противоестественной по отношению к человеческому бытию, уничтожающей личностные начала к позиции «ты можешь»: ты можешь ... стать любимым, сильным, умным и т. д., когда мобилизируются все внутренние силы, «человек одухотворяет сам себя, и, осознавая бытие само по себе, приходит к мысли «долженствования», к мысли об ответственности, о необходимости стремления к вечным ценностям и их претворения в личной жизни <...> парадигма «ты можешь» снимает противоречие между наличным бытием и процессом саморазрушения, предлагая путь жизни на пределе возможной экзистенции». При такой постановке вопроса  процесс интериоризации общественных норм реализуется как внутренний, с опорой на возможности данные личности в потенции (Т.И.Власова).

Таким образом, целью педагогического стимулирования развития лидерского потенциала старшеклассника мы определяем качественное преобразование структуры исследуемого потенциала, ведущее к изменению стереотипа лидерского поведения старшеклассника, направленность которого обусловливается комплексом его резерва, способностей и возможностей и регулируется индивидуальной системой ценностей и стремлением развивать себя.

В контексте нашего исследования педагогическое стимулирование понимается как интегральное образование системы объективных и субъективных стимулов, побуждающих и направляющих последовательный процесс развития лидерского потенциала старшеклассника, включающий интеллектуальные, эмоциональные и мотивационные структуры личности.

В нашем исследовании средства педагогического стимулирования развития духовно-интеллектуального потенциала подростка представлены комплексом стимулирующих ситуаций как совокупности взаимодополняющих методов и приёмов стимулирования, закономерно связанных друг с другом и обеспечивающих достижение педагогических целей, что позволяет классифицировать их как стимулирующие педагогические ситуации..

 

Основные термины (генерируются автоматически): лидерский потенциал старшеклассника, педагогическое стимулирование, педагогическое стимулирование развития, средство, стимул, деятельность, лидерский потенциал учащихся, мотив, потребность.


Задать вопрос