Когда-то практики и теоретики руководствовались одним-единственным определением воспитания. Принадлежало оно М.И. Калинину и определяло воспитание как воздействие на психику воспитуемого с целью придать ему качества, желаемые воспитателю. В четырехтомной педагогической энциклопедии 60-х годов прошлого века воспитание определялось как целенаправленное формирование личности.
В конце 80-х – начале 90-х годов появилось множество определений воспитания, из которых можно составить представление о его сущности. Во-первых, это целенаправленность. Воспитание – деятельность преднамеренная, осуществляемая сознательно. В этом ее отличие от социализации – процесса стихийного, спонтанного, осуществляющегося под воздействием множества разноплановых факторов, в том числе и такого, как воспитание.
Во-вторых, это взаимодействие воспитателя и воспитуемого. В разных формах, но тем не менее оно – обязательный атрибут воспитания. Если воспитатель игнорирует взаимодействие и абсолютизирует воздействие, он, скорее всего, потерпит фиаско. Во всяком случае, если ему и удастся добиться сиюминутных результатов, то на отдаленные, устойчивые результаты рассчитывать не приходится.
В-третьих, представление воспитателя о субъективности воспитуемого. Она проявляется в индивидуальности, неповторимости каждого, в избирательном отношении к воспитательным воздействиям. При этом следует иметь в виду, что воспитуемый одновременно и субъект, и объект воспитания, как, впрочем, и воспитатель. Проблема в том, что зачастую воспитатель игнорирует субъективность воспитанника, не считается с этим обстоятельством. С другой стороны, в литературе часто рассматривается идея о субъект-субъектных отношениях между участниками воспитательного процесса, а объектные отношения остаются в тени.
И, в-четвертых. Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная деятельность, пользуясь терминологией К.Маркса – деятельность опредмечивания. Человек утверждает себя в предметном мире не только в мышлении (деятельность распредмечивания), но и всеми чувствами. В этом случае все предметы становятся для человека опредмечиванием самого себя, осуществлением и утверждением своей индивидуальности, (здесь уместна аналогия с личностным смыслом в работах А.Н. Леонтьева), а это значит, что предметом, общественным существом становится он сам. Отсюда следует, что главное средство в воспитании – не слово, а созидательная творческая деятельность.
Можно, например, долго и безрезультатно призывать к сохранности школьного здания и классных помещений, но если ребята сами производят ремонт, то за сохранность помещений можно не беспокоиться.
Коль мы считаем воспитание деятельностью, то деятельность человека характеризуется целью. Категория цели в педагогике, как утверждал еще А.С. Макаренко, самая загадочная и неразработанная. С того времени мало что изменилось в прояснении этой категории. По-прежнему воспроизводится один из самых стойких педагогических мифов – о всестороннем и гармоничном развитии личности как цели воспитания.
Почему это миф? Потому что всестороннего развития не может, да и не должно быть. В самом деле, сколько у каждого из нас сторон? Всех сторон? Мы этого не знаем и, видимо, не узнаем никогда. Но ведь все стороны развивать отнюдь не следует, ибо в нас никак не меньше, чем хороших, плохих сторон: эгоизма, агрессивности, злобности, зависти и т.д. Можно еще долго перечислять эти не украшающие человека стороны, которые не стоит развивать.
Культуролог В.Б. Чурбанов в одной из своих книг констатирует, что Моцарт был «всего лишь» композитором, а Бородин – мало того, что выдающимся композитором, но еще и ученым-химиком. Кто из них всестороннее развит? – спрашивает автор и сам отвечает, что постановка вопроса в такой форме абсурдна. Чье сердце замирало от музыки Моцарта, того мало интересует, какие еще свои стороны развил этот гений музыки.
В нашей стране постулат о всестороннем развитии личности как цели воспитания, очевидно, имеет своей отправной точкой марксизм. Однако сам К. Маркс относил возможность всестороннего развития личности к высшей фазе коммунистического общества, когда не будет отчуждения труда от человека, «когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда, когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни...» Можно было бы продолжать дальше и приводить новые аргументы, но, думается, сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о принципиальной недостижимости такой цели, как всестороннее развитие личности. В этой связи как не вспомнить заглавие давней статьи О. С. Газмана «Всестороннее или разностороннее?».
Видимо, не стоит объяснять, что происходит, когда ставятся заведомо недостижимые цели, подобные такой, как «дойти до горизонта». Цели воспитания только тогда становятся руководством к действию, движущей силой, когда они реальны, реалистичны, отталкиваются от наличного уровня людей, когда они понятны и каждый знает, что он должен делать, чтобы их достичь.
Не менее важен вопрос о принципах воспитательной работы. Принципы - это основополагающие, фундаментальные положения, их не может быть много. Не случайно, что многие авторы учебников, воспитательных концепций ограничиваются тремя-четырьмя принципами. Например, А. Дистервег, говоря о высшем принципе воспитания, специально подчеркивал, что он не может быть доказан и не нуждается в доказательстве; в противном случае его можно было бы вывести из других положений и тогда его нельзя было бы считать высшим.
Ведущим является принцип природосообразности. Что сообразно с природой, не может быть плохим, извращенным. В воспитании не должно быть ничего, противоречащего природе человека. Требование этого принципа - «вовремя и по силам» (В.Д Семенов). Поступать целесообразно - значит избегать в воспитании противоестественного.
«Само - что дерево трясти - в срок яблоко слетает спелое», - писала В. Цветаева. Нередко педагоги завышают нравственные требования, стараются опередить программу, дать какие-то знания и умения раньше, чем ребенок их может усвоить.
Как ни странно, но принцип природосообразности менее всего реализовывался в нашей педагогике. В сильно усеченном виде он проявлялся в требовании учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Между тем, он должен реализовываться в педагогической деятельности постоянно, во всех ее видах:
· в ориентации обучения и воспитания на сенситивные периоды развития (например, эмпатия формируется в первые месяцы и годы жизни, и если этот период упущен, то наверстать упущенное невозможно);
· в обязательной исчерпанности каждого этапа развития ребенка - каждый этап должен быть пройден полностью, чтобы обеспечить благоприятные условия для перехода к новому, ибо пропущенный или не до конца пройденный этап оставляет след в дальнейшей жизни;
· в ориентации на динамику возрастного развития, проявляющуюся в смене ведущей деятельности и позиций в воспитательном процессе воспитателей и детей. Здесь должно учитываться все: и то, что мотивация деятельности у младшего школьника и старшеклассника далеко не одинакова, и то, что наряду с ведущей деятельностью существует множество других. Ведущая - не значит единственная.
Принцип культуросообразности - воспитание человека в диалоге с культурой, прежде всего с национальной. Нам важно подчеркнуть в понятии «культура» ее деятельностный характер: культивирование - взращивание (не случайно Б. Пастернак под культурой понимал «плодотворное существование»). В философском смысле культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей и способов производства, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
Необходимость этого принципа обусловлена тем, что появившийся на свет человек - tabula rasa (чистая доска), которому не передается по наследству код социального поведения. Человекообразование происходит в ходе постоянного анализа индивидом ценностей материальной и духовной культуры и преодоления конфликта между пониманием значения ценности и ее реальной реализацией. Таким образом, люди осуществляют преемственность социального и духовного опыта. Одна из задач воспитания - создавать или, по меньшей мере, способствовать созданию воспитывающей социокультурной среды.
Если говорить о материальном окружении человека, то не может не удручать некрасивость, захламленность не только городского, но и сельского экстерьера. Это прямо-таки провоцирует человека на соответствующее отношение к месту обитания от варварски-агрессивного до равнодушно-бездеятельного. Может ли воспитательная практика позитивно влиять на формирование воспитывающей социокультурной среды? Еще в начале 60-х годов прошлого века один из создателей методики коллективной творческой деятельности И. П. Иванов, опираясь на идеи Н. К. Крупской, сформулировал главную цель участников совместной деятельности - заботы: участвовать в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать. Этот тезис нуждается в современной интерпретации. Плохо, когда стремятся улучшить чью-то жизнь без его согласия, да, собственно, и с согласием, это не очень-то хорошо. Но улучшить окружающую жизнь можно, улучшая самого себя, путем самосовершенствования. Если я стану более умелым, добрым, отзывчивым, терпимым, энергичным и т.п., то моя жизнь изменится к лучшему. Самое важное в этой формуле - думать над тем, как улучшать, а не ухудшать жизнь вокруг, т.е. направлять мысли на созидание, совершенствование.
Принцип культуросообразности реализуется и в преодолении антигуманных тенденций, проявляющихся в антикультуре. Это реакционные человеконенавистнические идеи расового, национального, религиозного превосходства, отрицание моральных норм, пошлость, легализация уголовного жаргона и мата («Матом не ругаются, на нем разговаривают» - заголовок публикации в газете) и т.п.
Реализация принципа культуросообразности требует воспитания в диалоге с национальной культурой. Она должна включать в себя национальные мифы и предания; всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; дела и слова своих святых, героев, гениев и вождей; фольклор, родной язык и литературу; обычаи и обряды, национальную архитектуру, дизайн утвари, изобразительное искусство, хореографию и музыку, народный костюм; меры, средства и способы измерения, средства ориентирования, гадания и знамения, национальные игры и виды спорта, народную медицину; знание национальной культуры земледелия, животноводства, орудий труда и технологий и многое другое.
Однако ориентация в первую очередь на национальную культуру не означает негативного отношения к культурам других народов. Но, «не любя свой народ, не полюбишь ничей» (Е. Евтушенко), а самое главное - своя национальная культура становится понятной и усваивается в сравнении с другими. Стало быть, необходимо формировать интерес и уважение к культурам других народов.
Принцип целостности жизни и воспитания человека означает, что воспитание пронизывает всю жизнедеятельность людей, а не является тем, что происходит в определенное время в специально отведенных местах. Воспитание - это всегда диалог. И жизнь - тоже диалог. Жить - значит участвовать в диалоге - вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками, - как утверждал М.М. Бахтин.
Из диалогического понимания воспитания следует, что воспитание - не воздействие, а взаимодействие участников, их общение. А если это так, то воспитание - не однонаправленный процесс (от взрослого к ребенку, от учителя к ученику) передачи знаний о должном поведении, готовых оценок, мнений, способов деятельности, а сотворчество, совместная выработка позиций, взглядов, отношений, форм сотрудничества.
В этом взаимодействии развиваются и совершенствуются и ребята, и взрослые. Взаимодействие невозможно без взаимного доверия. «Доверие - это аффективное т.е. эмоциональное, мыслимое, страстное предвосхищение и оценка смысла событий» (В.П. Зинченко). В основе аффекта, как правило, находится переживаемое состояние внутреннего конфликта между требованиями, предъявляемыми к человеку, и возможностями их выполнить. Если педагог ориентирован на оптимистический подход к ребенку, рано или поздно он встретит адекватный отклик, поскольку человек склонен отвечать доверием на доверие. Если ученик для учителя - ленивое неблагодарное существо, склонное к обману, пустому времяпрепровождению и легко поддающееся всевозможным порокам, то есть полное основание предполагать, что такого рода предположения получат адекватное воплощение.
Важнейший вопрос теории и практики воспитания - вопрос эффективности воспитательной деятельности и ее критериев. Критерии эффективности воспитательной работы заинтересованно обсуждаются учеными десятки лет, и пока не удалось найти более или менее приемлемого решения.
Более века назад А.П. Чехов в письме к своему брату Николаю очень хорошо определил критерии воспитанности. По мнению Антона Павловича, воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы; сострадательны и болеют душой даже от того, что не увидишь простым глазом; уважают чужую собственность, а потому и платят долги; чистосердечны и боятся лжи как огня (уместно вспомнить мысль писателя А. Солженицина - «жить не по лжи»), не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома; не унижают себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; несуетны; уважают свой талант.
А еще раньше критерии воспитанности от противного, прекрасно определил К.Д. Ушинский: «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к нарушению законов чести... вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться».
Думается, что для практической педагогики эти критерии могут служить надежным показателем эффективности воспитания.
Но есть еще один очевидный критерий - эффективность воспитания определяется тем, насколько человек готов и способен к самовоспитанию. Действительно, никто не сможет воспитать человека, если он этого не хочет, всячески противится и не воспитывает себя сам. Среди необходимых условий самовоспитания - самоанализ, адекватная самооценка, самокритичность, самоконтроль, воля, напряженная деятельность.
Если дошкольники и младшие школьники ориентируются в основном на оценки и мнения взрослых, то подростки и юноши уже в немалой степени руководствуются мнением своих сверстников. Поэтому, важное значение для самовоспитания имеет гармонизация отношений личности со средой, ближайшим окружением: школой, внешкольными учреждениями, компаниями по месту жительства, стихийными группировками. Везде есть взрослые, и от них во многом зависит, чтобы в разных объединениях не было взаимоисключающих отношений.
Успешность самовоспитания тех или иных качеств и черт характера определяется тем, насколько автоматически совершается то или иное действие, насколько оно стало привычным. Разумеется, на этом пути существует немало промежуточных звеньев, и умелый воспитатель всегда найдет возможность тактично показать воспитаннику, что его движение к самосовершенствованию не остается незамеченным. Подобное стимулирование и подкрепление воспитанников со стороны педагогов чрезвычайно важно. В противном случае высокая требовательность к себе как важное условие самовоспитания будет накладываться на постоянное недовольство собой, что ведет к дискомфорту личности, убеждает ее в собственной никчемности, развивает комплекс неполноценности.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Бачинин В.А. Духовная культура личности. Философские очерки. М.: Политиздат, 1986. 186 с.
3. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986. 198 с.
4. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М.: Просвещение, 1990. 256 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
6. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Март, 2002. 194с.
7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в школе: от коллективизма к взаимодействию. Практическое пособие. Ростов-на-Дону: ТЦ Учитель, 2001. 244 с.