Профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних была и остается одной из важнейших функций социального государства. В настоящее время на различных уровнях управленческой деятельности еще ведется поиск оптимальной структуры, призванной защищать права и свободы ребенка, создавать условия для его полноценного безопасного существования и развития [5, с. 74].
В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] впервые представлена развернутая государственная система органов и учреждений профилактики детской безнадзорности и беспризорности, включающая в себя:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления и учреждения социальной защиты населения;
- органы управления образованием и учреждения образования;
- органы опеки и попечительства;
- органы и учреждения по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел.
Кроме субъектов профилактики, проблемами данных социальных явлений занимаются органы и учреждения культуры, досуга, спорта, туризма, сотрудники уголовно-исполнительной инспекции, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Последние, в пределах своей компетенции, принимают участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем зачисления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних и органов опеки и попечительства [5, c. 94].
На комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) возложена координирующая роль в деятельности всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Заместитель Председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области Л.В. Трушкина указывает на «три отличительных магистральных направления в работе комиссий» [6]. Важно отметить, что каждое из направлений в определенной степени самостоятельно и обширно, требует соответствующие кадровые, интеллектуальные, инновационные, научные и финансовые ресурсы. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
во-первых, системообразующий орган, объединяющий все звенья все субъекты системы профилактики;
во-вторых, осуществляет правоприменительную практику, определяя меры воздействия в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения и в отношении родителей и иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей;
в-третьих, осуществляет взаимодействие между системой профилактики и системой правосудия, являясь ключевым звеном ювенальной юстиции.
Вопросы социальной защиты детства, в частности, порядка образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации в 2006 году была образована Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая является координирующим органом, созданным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [2]. В настоящее время ее председателем является Министр внутренних дел РФ Рашид Гумарович Нургалиев. До сих пор многие практики, общественные и научные деятели ощущают нехватку «федеральной КДН и ЗП как структуры, осуществляющей методологическую, аналитическую, аудиторскую деятельность» [7, с. 64].
Организационная система комиссий по делам несовершеннолетних, межведомственное взаимодействие в каждом регионе имеют свою специфику, но существует и ряд схожих направлений.
В целях осуществления определенных законодательством функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Саратовской области образуется система комиссий, представляющая собой трехуровневую вертикаль, которую составляют (в соответствии с Законом области [3]):
1. Межведомственная комиссия области (областная комиссия);
2. Комиссии в муниципальных образованиях области (в муниципальных районах и городских округах);
3. Общественные комиссии при администрациях городского или сельского поселения.
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области является постоянно действующим органом государственной системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Данная комиссия осуществляет меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики на территории области по вопросам выявления и устранения причин безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; содействует несовершеннолетним в реализации и защите прав и законных интересов; контролирует и оказывает методическую помощь комиссиям по делам несовершеннолетних муниципальных образований области.
Областную комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства Саратовской области, курирующий социальный блок, а в ее состав по согласованию входят представители всех заинтересованных государственных органов федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления области, общественных и иных организаций.
Организационно-техническое обеспечение деятельности региональной Межведомственной комиссии, а также координацию и развитие системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, в статусе органа исполнительной власти, осуществляет Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области.
Для осуществления оперативного управления и координации взаимодействия субъектов системы профилактики и выявлению безнадзорных и беспризорных детей, контроля за их жизнеустройством, систематического анализа ситуации, принятия решений по возникающим проблемам создается постоянно действующий штаб по профилактики безнадзорности и беспризорности при Межведомственной комиссии области.
В соответствии с Законом области [4], за счет субвенций в регионе действует 48 муниципальных комиссий, из них 38 комиссий – в муниципальных районах, 10 комиссий – в городских округах (из них 7 КДНиЗП – в городе Саратове и 3 – в закрытых административно-территориальных образованиях поселка Михайловского, поселка Светлого и города Шиханы). Данные комиссии возглавляют заместители глав администраций муниципальных районов и городских округов по социальной сфере. В их состав входит не менее 12 членов – представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций, а также штатные сотрудники комиссии. Причем, количество штатных сотрудников КДНиЗП, созданных при администрациях городских округов и муниципальных районов, определяется из расчета численности несовершеннолетнего населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. В целом, деятельность данных муниципальных комиссий направлена на реабилитационную работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, а также рассмотрение вопросов административной юрисдикции с позиции ювенального права.
В Саратовской области общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут образовываться при администрациях городских и сельских поселений по их собственной инициативе и функционировать на общественных началах. На данный момент времени, в состав муниципальных районов области включаются 392 поселения, при администрациях которых созданы 380 подобных общественных комиссий в целях ранней профилактики социального сиротства, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предупреждения фактов жестокого обращения с детьми. Незначительный охват территории поселений, близость органов местного самоуправления к населению данных муниципальных образований позволяет общественным КДН и ЗП оперативно выявлять неблагополучные семьи, информировать компетентные органы о фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и организовывать индивидуально-профилактическую работу с семьями, находящимися в социально опасном положении и детьми, проживающими в них. Более того, полномочие по организации и работе с детьми и молодежью является вопросом местного значения поселения.
Итак, в Саратовской области и ее муниципальных образованиях действует сложная система профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, представленная широкой сетью органов и учреждений. Важная роль в ней отводится комиссиям по делам несовершеннолетних, выполняющих функции координатора и, одновременно, выступающих за защиту прав детей. За одиннадцатилетний положительный опыт функционирования трехуровневой системы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области (рис. 1), ее специалистами был разработан ряд технологий согласованных действий со всеми ведомствами и учреждениями системы профилактики. Однако, на сегодняшний день их явно не достаточно. Проблема безнадзорности, правонарушений в среде несовершеннолетних, нарушения прав детей продолжает оставаться актуальной.
|
Рис. 1. Трехуровневая модель комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области
Сегодня комиссии по делам несовершеннолетних и другие субъекты системы профилактики работают уже с имеющимся фактом, явлением детской безнадзорности и его социальными последствиями. Данная проблема присуще не только Саратовской области, но и другим субъектам России. Поэтому, необходимо четко обозначить приоритет в развитии профилактики безнадзорности несовершеннолетних на ранней стадии и, прежде всего, на раннее выявление семейного и детского неблагополучия.
Литература
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 26, ст. 3177.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 11 мая.
3. Закон Саратовской области от 29 декабря 2004 г. № 120-ЗСО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области» // Саратов – столица Поволжья. – 2004. – 31 дек.
4. Закон Саратовской области от 29 июня 2005 г. № 62-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Неделя области. – 2005. – 8 июля.
5. Управление системой социальной защиты детства / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 347 с. – (Высшее образование).
6. Трушкина Л.В. О работе Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Саратовской области // URL: http://pravorebenka.narod.ru/docs_zashita/5_1SarTrushkina.doc (дата обращения: 08.10.2009).
7. Чернобровкин В.С. О координирующей практике работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Международная научно-практическая конференция «Дети должны жить в семье»: Резолюция. – С.-Петерб., 2008. – 25–28 июня. – С.64–66.