Проблема безопасности во все времена была для человека одной из самых значимых. В начале XXI века для каждого государства все более актуальной становится идея интеграции усилий человечества в борьбе за его выживаемость, сохранение жизни на Земле, за чистоту экологии, за ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций различного характера.
Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) сейчас приобретает многосторонний, интегрированный характер и охватывает все сферы жизни. Большие людские потери в повседневности, неправильное поведение людей в чрезвычайных ситуациях приводит, в свою очередь, к неоправданным потерям, необходимость патриотического воспитания молодежи – то есть сама жизнь способствовала зарождению и развитию дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) на всех ступенях обучения.
Несмотря на свой молодой возраст, предмет ОБЖ уже успел зарекомендовать себя как один из важнейших элементов общеобразовательного процесса. Во многих регионах России он получил настоящее признание местной педагогической общественности, став при этом для самих учащихся полезной и практико-применимой в жизни дисциплиной. Сегодня можно с уверенностью сказать, что ОБЖ, преодолев многие сложности, наконец-то стал неотъемлемой частью образовательного процесса.
Как учебная дисциплина предмет ОБЖ впервые введен в программы государственных общеобразовательных учреждений приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 года № 169 на основании постановления Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 года № 253 «О допризывной подготовке молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР» с целью формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привития навыков распознавания и оценки опасностей, а также безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе. Этим постановлением определены задачи по разработке программы нового курса, укреплению материально-спортивной базы общеобразовательных заведений, принятию дополнительных мер для совершенствования воспитательной и профилактической работы с молодежью. Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года № 46 утверждена должность преподавателя-организатора ОБЖ, заменившая должность военного руководителя общеобразовательного учреждения.
Рекомендации по реализации программы предмета ОБЖ были выражены в совместном письме Минобразования России и ГКЧС России от 4 февраля 1994 года 15-М/22-201-10. В нем указано, что для изучения курса ОБЖ его целесообразно планировать в общеобразовательных учреждениях во всех классах не менее 1 часа в неделю, в 10 классе – 2 часа, в учреждениях начального профессионального образования – 140 часов на весь период обучения.
Важную роль в становлении и развитии предмета ОБЖ сыграли принятие Закона Российской Федерации от 13 января 1996 года № 12-ФЗ "Об образовании", федеральных законов Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне", от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне".
За прошедшие 18 лет существования ОБЖ и БЖД накоплен немалый опыт преподавания этих предметов. Произошла определенная коррекция содержания российского образования в сторону более серьезного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в обыденных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны и продолжают совершенствоваться основы теории безопасности и педагогики безопасности, обеспечивающие фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий, формирующих личность, гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества и государства, окружающей среды. Появились учебники, учебные пособия по ОБЖ и БЖД. В вузах страны введена новая специальность 033300 - "Безопасность жизнедеятельности". Квалификация - учитель безопасности жизнедеятельности. Эта специальность уже открыта в 40 вузах страны, в ряде из них состоялись первые выпуски педагогов по этой специальности. Подготовлены научные и педагогические кадры. Так Л.А. Михайлов защитил докторскую диссертацию по теме: "Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете".
В настоящее время подготовка учащихся и студентов образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в ходе преподавания курсов "Окружающий мир", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Эта подготовка является обязательной и организуется в соответствии с минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (федеральным компонентом образовательных стандартов), государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования и примерными программами, согласованными с МЧС России и утвержденными Минобразованием РФ.
Правовую основу содержания и методики преподавания ОБЖ также составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", изданное в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне", определившего в качестве одной из основных задач в области гражданской обороны (ГО) — "обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий", а в числе лиц, подлежащих обучению — учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования.
Обоснованием введения данного курса в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения может служить положение о том, что школьный возраст – наиболее благоприятный для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности. Именно в этом возрасте легко сформировать мотивы, побуждающие детей и подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе и на природе, что будет основой для самостоятельного принятия безопасного стиля жизни в обществе, коллективе, семье, в окружающей среде.
Курс предназначен для воспитания личности «безопасного типа» - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. ОБЖ – неотъемлемая составная часть подготовки всесторонне развитой личности.
Изучение данного предмета способствует формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитию основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае появления опасностей.
Курс ОБЖ – это самостоятельный курс социально-общественных и естественных знаний, включающий изучение основ здорового образа жизни, изучение правил поведения в современной повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях, изучение приемов в оказании первой медицинской и особенно реанимационной помощи, изучение основ военной службы и выработку разумного мировоззрения на роль личности в системе «природа – человек - общество».
Основы безопасности жизнедеятельности — междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.
Из этих определений видно, что многие предметы общего образования имеют точки соприкосновения с ОБЖ. При этом ОБЖ не ставит своей целью изложить часть материала этих предметов. Наоборот, ОБЖ дает новое видение явлений, изучаемых биологией, физикой, химией, экологией и другими предметами в школе, формирует в сознании учащихся объективно существующие законы и закономерности, вскрытые основами безопасности, и тем самым делает интегрированные знания учащихся более глубокими и практичными. Конечной целью ОБЖ является выработка мировоззрения человека будущего по проблемам глобальной и национальной безопасности и основам здорового образа жизни, и это делается на основе знаний учащихся, полученных по другим предметам математических, общественных и естественных наук.
Предмет ОБЖ направлен, в первую очередь, на обеспечение безопасности человека. Именно в процессе воспитания, обучения и роста личности должны закладываться основы осознания важности и необходимости оптимального обеспечения условий сохранения жизни и здоровья человека в процессе его жизнедеятельности.
Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» призван не только обучать действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, но и воспитывать человека с новым мировоззрением, присущим личности безопасного типа.
«Основы безопасности жизнедеятельности», как и все другие учебные дисциплины, осуществляет следующие функции: образовательную (вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков), воспитательную (формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции), развивающую (формирование творческого мышления, развитие социального интеллекта).
Предмет ОБЖ в силу специфики своего содержания, индивидуальной направленности имеет реальные возможности формирования собственными методами и средствами системы специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренной адаптации к условиям среды обитания, а также успеха в сложных, наиболее опасных видах деятельности. Необычное название предмета, его ориентация на личность повышают интерес учащихся к нему, что является первым шагом к его успешному усвоению. Задача преподавателя — организовать учебный процесс так, чтобы курс способствовал всестороннему развитию личности учащегося, с опорой на знания, полученные в ходе освоения других дисциплин.
Восемнадцать лет преподается предмет ОБЖ в общеобразовательных учреждениях, за это время накоплен определенный педагогический опыт. В этой связи назрела необходимость в обобщении этого опыта, а также в поиске новых подходов к подаче материала, повышению значимости предмета. Есть и более трудная задача — с помощью межпредметных связей добиться того, чтобы этот курс стал интегрированным, составной частью всего школьного образования.
Благодаря интеграции в сочетании с межпредметными связями в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, школьники начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер, и учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.
Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного курса зависят от множества условий.
Учителю необходимо, прежде всего, проанализировать уровень подготовленности учеников своего класса, оценить их психологические особенности и познавательные интересы. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции.
Успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, знания предмета географии помогают детям получить необходимые умения на уроке ОБЖ по теме «ориентирование на местности». Но даже если такое точное указание на возможное партнёрство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что "изолированное" преподавание нередко ущербно и недостаточно.
Мир един, он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это так же есть основание для применения межпредметных связей.
В программах многих дисциплин есть немало перекрестных тем, общих проблем и вопросов, нередко изучаются явления и процессы, рассматриваются с разных позиций те же объекты - всё это возможно интегрировать.
Например, при изучении темы «изменение среды обитания человека в городе» в 5 классе возможно использование межпредметных связей ОБЖ с биологией или природоведением, где можно рассмотреть животных характерных и нехарактерных для городской среды, изменение состава воздуха, провести практические занятия по экологической обстановке возле школы и т.д. При изучении темы «аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ» в 8 классе материал на уроках ОБЖ тесно связан с изучением ядовитых веществ на уроках химии, их влиянии на окружающую природу (уроки биологии), и т.д.
Но всё же наиболее глубока основа объединения, когда учителя выявляют в процессе преподавания своих предметов такие поля взаимодействия, которые сближают перспективные цели обучения. Чтобы воплотить замысел, достичь поставленных целей и реализовать задачи, требуется разрабатывать соответствующую технологию обучения, учитывая организацию деятельности учителя и ученика в условиях интегрированного урока, который нередко вызывает различные споры и разногласия.