Понятие времени является одним из базовых при построении практически любой онтологии. Представление о мире, появляющееся на разных этапах развития мысли, определяет и особенности понимания времени, находящего отражение в психических переживаниях. В современной науке происходит разделение времени на многие времена, и в первую очередь, на выделение объективного и субъективного времени, как атрибута материи или как мыслительной формы. Представление о времени не сводимы к единому пониманию физического или математического времени. В различных областях познания оно выступает как дление, мера, ресурс, ценность, объект познания, в связке с историей, движением, пространством, как контекст разворачивания активности. С этих позиций рассмотрения время выступает как объект, нечто объективное, не характеризующее переживания человека относительно того, что он обозначает как время. Вопрос о переживании человеком времени поставила феноменология в лице Ф.Брентано и, в первую очередь, Э.Гуссерля. Основным в понимании субъективного времени, времени человека становится понимание не того, что есть время, а как оно воспринимается человеком, как появляется сознание времени, что приводит к обсуждению структур сознания, организующих переживание времени.
В психологической науке традиционные исследования переживания времени связаны с двумя основными направлениями. С одной стороны, время рассматривается как отражение объективного времени, его определенных физических свойств, что представлено в исследованиях психофизиологических и нейрофизиологических основ отражения времени (Н.Д.Багрова, Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, Э.Герон, М.Ю.Забродин, Х.Эренвальд, С.Шервуд и др.), особенностей восприятия времени (Н.И.Моисеева, Д.Г.Элькин, Е.Н.Соколов, Ж.Пиаже, А.Пьерон и др.), оценки временных интервалов (Ф.Дондерс, В.Вундт, Б.И.Цуканов, П.Фресс и др.), а также выделение факторов, которые приводят к искажению в восприятии, ощущении, переживании объективного времени.
С позиций данного подхода время рассматривается как математическая мера, шкала, которая накладывается личностью для описания изменчивости психических процессов. Однако при этом выделены свойства времени, которые отличались от свойств объективного, физического времени: обратимость, временные инверсии, неравномерность и др. – что поставило вопрос о природе времени.
Для описания подобных загадок времени человека в к.XIX в. появились представления о субъективно переживаемом времени, которое существует независимо от физического и может быть выделено как собственное время психики. Реляционный подход к пониманию времени снял «кажимость» психологического времени (С.Л.Рубинштейн) и сделал возможным рассмотрение его свойств через отношения между объектами и процессами системы. Время, начиная с работ М.И.Сеченова, начало рассматриваться как необходимая характеристика существования психического (Л.М.Веккер, Т.Н.Березина, Л.П.Гримак, Дж.Кафка, П.Жане и др.). Появились направления, ставящие проблему субъективного времени в контексте личностного развития: мотивации, динамики осознаваемого и бессознательного, изучение жизненного пути, его специфичных временных, биографических, событийных характеристик, жизненных планов, многочисленные исследования временной перспективы, в условиях осуществления деятельности и общения и др. Несмотря на многочисленные исследования психологических аспектов времени, сознание времени подменено различными представленностями времени в сознании.
Обсуждая психологическое время, необходимо разделять время как объект и переживание времени, которые не совпадают, и понимание особенностей времени в сознании человека через анализ времени как объекта невозможно. Возникает необходимость изучения времени ни как свойства психики или материи, отражения объективного времени в ощущениях, переживаниях, а восприятия, осознание того, что человек обозначает как «время».
Время появляется в сознании в действительных и возможных формах при обращенности сознания на «время». Для раскрытия этого положения мы обращаемся к идеям Ф.Брентано и Э.Гуссерля об интенциональности сознания: вещь не существует до тех пор, пока на нее не обращено сознание, при обращенности сознания на вещь и возникает вещь для каждого человека, представление и образ этой вещи. Время появляется в сознании в определенных ситуациях, когда возникает необходимость выделения того, что оформляется во «времени», и это появление связано с различными психическими переживаниями (мышление, чувствование, волнение, опыт), в которых «время» и является личности, поскольку оно им как-либо осознается. Время, в нашем понимании, не существует безотносительно переживаний, которые возникают у личности.
Переживание является целостным актом, включающим в целостную структуру то, что переживается, и сознание. Однако если бы сознание не было бы определенным образом организовано, то мы не могли бы переживать время. Организация нашего сознания такова, что она «позволяет» нам ощутить, пережить невидимую реальность – время. Вслед за И.Кантом мы рассматриваем время как форму сознания, которая является условием познания мира, представленности явлений в сознании. Форма задает то, что многое воспринимается как целостное единство в специфическом содержании. Как отмечал М.К.Мамардашвили, «форма то, что сцепилось в истории в некоторую необратимую целостность… нечто устойчивое, наличное, относительно постоянное в человеческой социально-исторической жизни, что-то невидимое, что противостоит изменчивости и сохраняется» [1, с. 144].
Способы оформления времени в переживании как следы остаются в языке, культуре, посредством деятельности «накладываются» на индивидуальное сознание. Личность использует различные языковые обозначения времени, не всегда отражая в нем свои переживания времени, а используя языковые обороты, которые в большей степени представлены в общественных отношениях (например, время – деньги). Спросив у человека «что такое время?», вряд ли можно в ответе выделить переживания времени. Понимание особенности переживания времени личностью возможно, когда возникают ситуации, требующие от человека самоопределения относительно времени, когда можно выделить психологические механизмы, в результате которых оформляется и переживание, и содержание времени, и организация активности человека в различных ситуациях.
В качестве такого механизма мы выделяем временную трансспективу как временную структуру, временной гештальт, определяющий способы структурирования человеком времени жизни, активности, чувство времени.
Понятие «временная трансспектива» была предложена В.И.Ковалевым в рамках концепции личностной организации времени как особое деятельное отношение, которое структурирует различные интервалы времени прошедшей, актуально-протекающей и предстоящей собственной жизни в оптимальные личностно-временные образования. Данное отношение интегрирует прошлое и будущее и ложится в основу целостного созидательно-преобразовательного акта [2]. Введенное понятие охватывает различные аспекты представленности времени в сознании человека, поэтому современные исследователи заменяют данным понятием предложенное ранее – временную перспективу, чтобы отразить не только представление человека о будущем, но и то, как он конструирует прошлое и настоящее (Л.В.Бороздина, И.А.Спиридонова, И.В.Дубровина и др.).
В своих исследованиях мы рассматриваем временную трансспективу как психологический механизм интеграции, удержания темпоритмических характеристик процессов различного уровня организации, создания определенных устойчивых связей функционального пространства деятельности, и находящий отражение в восприятии, переживании времени, мотивационных тенденциях, представлениях, отношения ко времени (придание времени ценности) [3]. Временная трансспектива как гештальт задает единую представленность в сознании времени и то, в каких ситуациях возникает переживание времени, переживания, которые связаны со временем как с неким символом реальности и который задает содержание этой реальности, оформленное в времени. Человек находится как бы внутри такой временной структуры, которая организует собой выполнение отдельных актов согласования различных ритмов и циклов, динамических особенностей процессов, втянутых в пространство активности, мгновенной фиксации события, организованного по типу данной структуры.
Наши исследования показали, что существует определенная структура сознания времени, которая устроена иерархически, имеет различные уровни. Данная структура может быть выделена при проектировании и осуществлении деятельности как временном объекте. В качестве такой деятельности была рассмотрена стратегическая деятельность, при которой необходимо решение задачи психологического «согласования времен», различных явлений в целостности.
Анализ полученных результатов показал типичные образы восприятия и переживания времени, способы организации себя во времени, отношения ко времени, временные способности, которые устойчивыми и воспроизводимыми.
Низший уровень характеризуется «исчезновением» времени как объективного, расписание, последовательность событий задает некоторую иллюзию временности, но в переживаниях раздробленность, скачкообразность событий. В ситуации содержательной неопределенности организация деятельности невозможна.
На втором уровне появляется рефлексия временности, как единое переживание различных ощущений, восприятий, конструируется предметная реальность как предметность для меня, что приводит к изменчивости временного кругозора в зависимости от возникающих задач. При заданности сроков, необходимости выполнения работы к определенному сроку возникает ощущение «дела – не мои, время – не мое».
Третий уровень определяется ценностью момента (ситуации) как несущего возможности самореализации личности, достижения определенных целей развития, своевременностью, соединение в актуально-действенном настоящем различных вариантов прошлого и будущего. Время переживается как непрерывно-прерывистое, , связано с выделением общего, посредством феноменологической рефлексии. Выход в надситуативную позицию связан с пониманием уникальности ситуации, недетерминированной прежним ходом развития событий, ее нетипичности как неповторимого сочетания различных условий, ресурсов и потенциальных вариантов развития действительности, определяющих ценностность самой ситуации.
Выделенные характеристики повторяются и в последующих исследованиях, устойчивы и воспроизводимы на разных выборках, что позволяет говорить о некой форме, общей организации, от которой зависят ее отдельные компоненты.
Анализ результатов показывает, что проектирование деятельности возникает в соотнесении с определенным основанием конструкции времени, образующую особую общность. Данная организация позволяет воспринять то, что наглядно не может быть воспринято – время. Подобная структура и задает, каким образом человек понимает время. Временные структуры характеризуют различную организацию сознания. Выделяя различные типы организации сознания, важно обсуждать и разные формы времени. При обсуждении стратегической деятельности мы предположили, что существует тип сознания, который был обозначен как стратегическое сознание, для которого, как мы полагаем, существует иная, отличная от иных, форма времени.
Таким образом, изучение психических структур, возникающих в психических актах сознания и задающих содержание времени, позволит описать психологические механизмы, определяющие особенности времени человека. Выделение форм времен направлено на понимание возникновения переживаний времени и их содержания, ситуаций, в которых они появляются.
1. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии М.: Аграф, 2002. – 320 с.
2. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. – С. 216 – 230.
3. Дьячук А.А. Временная трансспектива как психологический механизм стратегической деятельности руководителя. – Красноярск: Автореферат … канд.психол.наук, 2005. – 24 с.