Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
Так что же такое проектная деятельность?
Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.
Проект — это пять «П»:
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Задачи развития:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
− комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
− межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
− творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
− групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир»,
− индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
− исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).
План работы воспитателя по подготовке кпроекту:
- Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
- Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями.
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта).
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор (накопление материала).
- Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта (разнообразные формы представления).
Этапы реализации проектной деятельности:
- ВЫБОР ТЕМЫ (источники могут быть разные: события, праздники, даты, явления, предметы, и т. д.) КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ: Что мы знаем? Что хотим узнать?
- СБОР СВЕДЕНИЙ ключевой вопрос: Что мы узнали? Создание условий для познавательной деятельности в разных формах: литература, предметы, опыты, эксперименты, встречи, экскурсии, телефонные звонки и т. д.
- ВЫБОР ПРОЕКТОВ обсуждается вместе с детьми. Ключевые вопросы: Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации? Предложить варианты. Их обсудить. Сделать выбор. Наметить шаги для реализации, распределить роли, план деятельности.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ Необходимо создать условия для реализации. Участие детей в разных видах деятельности. Ключевые вопросы: Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно? Ответ — практический. Создание нового продукта: праздник, спектакль, благотворительное дело, газета, книга, практическое дело и т. д.
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ Ключевой вопрос: Что получилось? Некоторые проекты — «самопрезентующиеся» — спектакли, концерты, в которых дети участвую в разных ролях. Но необходимо участие детей и в организации: где, когда, кого пригласить, какие сделать билеты? Для других — необходимы специальные формы: выставки, в которых дети участвуют как экскурсоводы, авторы изделий.
Правила для педагогов при работе над проектом:
- Глубоко изучите тему проекта;
- При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
- Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
- Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
- Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Последовательно и регулярно работайте над проектом.
- Создавайте атмосферу сотворчества.
- Используйте индивидуальный подход.
- Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
- Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая конкретное участие соблюдайте добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.
Т. о., метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проект «Будь здоров!»
Краткосрочный проект
Проблема:незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.
Обоснование проблемы:
− неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.
− недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста,
− нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.
− невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
− Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
− Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей,
− Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
− Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Выполнение проекта:
Девиз проекта:
Физическое воспитание — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.
В работе с детьми:
ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
− Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия)
− Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»
− Воздушное контрастное закаливание.
БЕСЕДЫ:
− Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».
− «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу».(Приложение № 1)
− «Беседа о здоровье, о чистоте» Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций (Приложение № 2)
− Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры)
− Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки) (Приложение № 3)
− Сказка-беседа «В СТРАНЕ БОЛЮЧКЕ».(Приложение № 4)
ЗАНЯТИЯ:
− Физкультурное занятие «В стране здоровья».
− Показ открытого занятия«Мой веселый звонкий мяч» (Приложение № 5)
ИГРЫ:
− Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».
− Дидактические игры «Мяч на поле», «Мяч в ворота» (на дыхание),упражнение «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее?» и др.
− Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу», «Черное и белое» и т. д.
− Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.
− Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.(Приложение № 6)
− Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Вовкина победа» А. Кутафин и др.
− Выставка рисунков о спорте.
В работе с родителями:
− Была проведена консультация«Физоборудование своими руками»
− Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
− Наглядность в виде информационных файлов«Народная мудрость гласит»
− Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»
− Была проведена выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка.
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
− Совместное развлечение с детьми и родителями«Папа, мама я спортивная семья». (Приложение № 7)
− Организована фотовыставка «Путешествие в страну здоровья».
− Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.
Результат проекта: Проект«Будь здоров!»разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. 91 % родителей с огромным желанием приняли участие в спортивном развлечении; заинтересовались физоборудованием, изготовленного из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома.
Литература:
- Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога. // Первое сентября, № 9–2004, с. 12–15.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2003, с. 20–24.
- Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2004. — с. 42.
- Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.