В статье рассматривается инвестиционная политика городского образования (МО) как теория эффективного управления инвестиционным процессом. При этом предполагается учитывать целостный подход данного управленческого воздействия, где стратегические и тактические шаги должны быть неразрывно связаны с федеральными целевыми программами.
Ключевые слова: городское образование, общественно-финансовая система, инвестиционная политика муниципального образования
На современных этапах становления российской экономики трудности научного поиска и фактической апробации теоретических основ и методологии улучшения систем муниципального управления инвестициями имеют особую актуальность. Инвестиционная политика муниципального образования (МО) рассматривается нами как теория эффективного управления инвестиционной деятельностью.
В ее основе лежит стратегическая идея организации инвестиционной политики и комплекс тактических мероприятий по регулировке финансовых взаимоотношений в инвестиционных действиях всех значений, а целью — обеспечение устойчивого и действенного функционирования системы публичного воспроизводства в определенных финансовых критериях.
Формируемая и реализуемая как теория эффективного управления воспроизводственным комплексом территориального образования, инвестиционная политика владеет возможностями влиять на эффективность функционирования общественно-финансовой системы, формируя качество, количество инвестиционных ресурсов и производительную емкость воспроизводственного комплекса местности.
Особенность прогрессивной отечественной инвестиционной политики основной массы муниципальных образований заключается как в дискоординации списка приоритетных направлений инвестирования (неимение комплексного стратегического плана), так и в специфике инструментов их реализации.
Руководство территориальных образований, с одной стороны, пытается ограничить свою роль в формировании инвестиционного потенциала социально экономической системы МО. С другой стороны, в попытке размежевать производственную структуру местности муниципального образования резко инициирует некоторые процессы.
Формирование инвестиционного потенциала и эффективная реализация инвестиционного процесса усложняется и крайне неэффективной организацией участия администрации муниципального образования в инвестиционном процессе.
Невзирая на то, что Правительство РФ на протяжении 2005–2009 гг. проводило значительную работу по совершенствованию механизмов реализации федеральных целевых программ и их оптимизации, качество почти всех из них пока что не дотягивает для удовлетворения современных потребностей.
Состав запланированных мероприятий продумывается и просчитывается нерегулярно при утверждении наиболее частных программ на уровне МО, а в дальнейшем приводит к необходимости их исправления.
Итоги прогноза реализации федеральных целевых программ в малой мере употребляются при исследовании новых программ, имеющих те же цели. Незадействованными в основной массе случаев остаются механизмы софинансирования программных мероприятий из внебюджетных источников. Законодательно никак не установлено устройство снабжения устойчивости финансирования программных мероприятий в размерах, определенных при их утверждении.
В передовых критериях нарастания изменчивости наружной среды инвестиционная политика территориального образования не имеет возможность быть наиболее реактивной, а со временем должна приобрести черты целостного стратегического управления. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью МО представляет собой процесс принятия и воплощения стратегических решений в инвестиционной сфере общественно-финансовой системы, центральным звеном которого считается стратегический отбор метода реализации инвестиционной миссии муниципальных органов власти и достижения его инвестиционных целей, базирующийся на сравнении инвестиционного ресурсного потенциала общественно-финансовой системы местности МО с способностями и угрозами наружной среды.
По нашему мнению, первоначальным этапом стратегического управления инвестиционной деятельностью муниципального образования считается определение ресурсного потенциала, классификация внешних рисков и возможностей инвестиционной деятельности.
Главными ограничениями в эффективном формировании инвестиционной политики на сегодняшний день считаются недостающее формирование производственной (автотранспортной и энергетической) инфраструктуры; недостаток обученных сотрудников на рынке труда. Можно также отметить лимитирование, как невысокую отдачу городского управления и отсутствие единства и скоординированности финансовой деятельности на региональном и отраслевом уровнях. Формирование инвестиционных сценариев МО обязано включать в себя оценку вероятных источников инвестирования и примерный список направлений инвестирования применительно к любому из отмеченных сценариев финансового развития.
Можно предложить последующие инвестиционные сценарии:
- инерциальный — проистекает фиксирование имеющегося расположения в инвестиционном процессе, а власть МО самоустраняется от его регулировки;
- сырьевой — власть муниципального образования деятельно стимулирует частные инвестиции и само финансирует масштабные инвестиционные планы, обеспечивающие добычу и исследование месторождений полезных ископаемых;
- промышленный — этот сценарий предусматривает финансирование в большей степени частными инвесторами исследований новейших товаров на базе имеющихся научно-технических заделов. Власть МО принимает участие в инвестиционном процессе в большей степени как «посредник» и «источник»;
- современный — происходит целенаправленное инвестирование в инноваторскую систему общественно-финансового развития, гарантируется воспроизводство и наращивание денежных средств. На основании сценарных мониторингов происходит формирование уже качественно наполненной инвестиционной стратегии муниципального образования.
Ассоциация между сценарным моделированием и перечнем определенных управленческих мероприятий осуществляется с помощью исследования инвестиционной стратегии МО. Стратегию возможно представить в облике системы общепризнанных мероприятий, которая создает структуру побудительных мотивов субъектного взаимодействия в инвестиционной сфере, подключая формальные (законы, программы) и неформальные (традиции, кодексы поведения) способы лимитирования, а еще факторы принуждения и чувства долга. На этапе тактической реализации инвестиционной политики территориального образования разрабатывается система организационно-финансовых мероприятий, направленная на снабжение финансового и инвестиционного становления общественно-финансовой системы в соответствии с конкретным в рамках стратегии целевым сценарием и приоритетными направленностями деятельности органов управления.
Конкретно на данном шаге оцениваются бюджетные и организационные способности имеющегося механизма координации инвестиционной деятельности, способности выстраивать взаимодействие с бизнес-средой и публичными субъектами инвестиционного процесса. Создаются специализированные институты, развиваются организационные способности имеющихся государственных, платных и публичных структур. Оформляются и реализуются среднесрочные и годовые программы финансового и общественного развития и многоуровневая система целевых инвестиционных программ, в рамках которых создаются инвестиционные бюджеты.
Для предупреждения вероятных ошибок и недоработок, своевременного выявления отклонений от стратегического плана инвестиционного развития общественно-финансовой системы МО, нужно эффективно проводить этап ревизионного контролирования и оценок, который включает в себя последующие события: сравнение фактических характеристик с намеченными; анализ отклонений и их обстоятельств. Не считая того, на данном этапе создается механизм обратной взаимосвязи, который в зависимости от результата обязан давать сигналы для пересмотра целей инвестиционной деятельности или способов достижения данных целей. Общественная система показателей оценки воздействия инвестиционной политики МО на действенное функционирование социально-экономической системы должна в себя включать последующие аспекты:
− количество привлекаемых вложений в общественно-финансовую систему;
− свойства привлекаемых вложений в общественно-финансовую систему;
− воздействие инвестиционной политики на применяемую емкость (продуктивность) общественно-финансовой системы.
Таким образом, суть инвестиционной политики муниципального образования содержится в системном подходе к стратегической идее организации инвестиционного процесса, координирующей потребности и инвестиционные ресурсы в соответствии с ценностями развития социально-экономической системы, и комплекса тактических мероприятий по регулировке финансовых взаимоотношений в инвестиционных процессах всех значений, воздействующего на количество, качество вложений и на производительную мощность воспроизводственного комплекса местности.
Литература:
- Саак А. Э. Инвестиционная политика муниципального образования: учебное пособие. — Питер, 2010. — 336 с.
- Ример М. И. Экономическая оценка инвестиций: учебник для вузов. -3-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2010. — 416 с.
- Фролова И. Г. Системная идентификация особенностей и структуры инвестиционного потенциала региона как объекта управления // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 36 (93). С. 55–57.
- Чебодаев В. П. Инвестиционная система муниципального образования // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2007. Вып. 1. С. 189.
- Инвестиционная политика на территории муниципального образования / Под общ. ред. В. И. Шеина. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001. 310 с.