Сравнительный анализ физической итехнической подготовленности футболистов различного амплуа встуденческой команде
Акишев Денис Владимирович, студент
Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
В исследовании проведен анализ различий и модельных характеристик игроков различного амплуа в технической и физической подготовке. Выявлены особенности подготовленности игроков и установлены различия по показателям специальной быстроты и скоростной выносливости.
Ключевые слова: футбол, игровое амплуа, физическая подготовка, техническая подготовка, студенческий спорт
В настоящее время для достижения более высоких результатов в игровой и соревновательной деятельности необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки команды как в целом, так и отдельных её звеньев, а также игроков различного амплуа в отдельности [1; 3]. Для этого необходимо искать все более эффективные средства и методы обучения и совершенствования тренировок [2; 4; 10].
На сегодняшний день в футболе все более остро встает вопрос о необходимости раскрытия максимальных индивидуальных физических возможностей, технических и тактических действий игроков [1; 3; 7].
Для эффективной подготовки футболистов в различных игровых специализациях необходимо разрабатывать программу подготовки с учетом их индивидуальных качеств [2; 3; 4; 8], а для этого необходимо провести характеристику физической, технической и тактической подготовки игроков с использованием объективной оценки их действий [1; 5; 6; 7]. Подобные исследования свидетельствуют о влиянии индивидуально-психологических особенностях личности студентов на эффективность различных видов деятельности, в том числе и на спортивной деятельность [7; 8; 9]. Поэтому необходимо провести сравнительный анализ различных качеств и сторон деятельности футболистов. В связи с этим актуальной на данный момент является проблема исследования различий в физической, технической, тактической и психологической подготовки футболистов разных амплуа, решение которой позволит повысить результативность игровых действий в соревновательной и игровой деятельности игроков и команды в целом.
В своем исследовании мы ограничились изучением уровня физической и технической подготовленности студентов-футболистов различного амплуа.
Цель исследования: проанализировать различия в физической и технической подготовленности игроков различных амплуа в студенческой футбольной команды.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования выбраны следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; метод контрольных испытаний; математико-статистическая обработка данных.
Для решения поставленных задач было организовано специальное исследование, которое проводились на базе футбольной команды Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (ИПИ) с февраля по июнь 2016 г. Количество, принимавших участие в исследовании составило 18 человек (4 нападающих, 6 защитников и 8 полузащитников) в возрасте от 18 до 21 года, имеющих 1 юношеский — 2 взрослый разряды.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный на первом этапе эксперимента анализ научно-методических материалов по подготовке игроков различного амплуа в спортивных играх позволил заключить, что, во-первых, в футболе особое внимание должно уделяться индивидуализация тренировочных нагрузок для полевых игроков; во-вторых, среди специалистов существует большое разнообразие мнений по вопросу о ведущих факторах технико-тактического мастерства игроков различного амплуа в футболе; в-третьих, исследований, связанных с разработкой структуры спортивной подготовки игроков различного амплуа в футболе, основанной на контроле индивидуальных показателей физической и технико-тактической подготовленности, в настоящее время выполнено недостаточно.
На следующем этапе эксперимента для выявления уровня подготовленности футболистов различного амплуа нами было проведено контрольное тестирование (табл.1).
Таблица 1
Показатели технической ифизической подготовленности студентов-футболистов
Амплуа* |
Ф. И. |
Бег сместа, с |
Бег 30 мс хода, с |
Прыжок вдлину, см |
Челночный бег, с |
Ведение мяча, обводка стоек иудар по воротам, с |
Жонглирование мячом вдвижении, м |
|||
6 м |
15 м |
40 м |
3х10 м |
5х10 м |
||||||
н |
Др. Н. |
1,21 |
2,54 |
5,54 |
3,59 |
243 |
6,17 |
8,20 |
5,60 |
39 |
п |
Кн. М. |
1,30 |
2,64 |
5,79 |
3,82 |
225 |
6,20 |
9,00 |
4,23 |
45 |
з |
Дон. А. |
1,22 |
2,52 |
5,49 |
3,63 |
254 |
6,15 |
8,45 |
8,45 |
31 |
н |
Фил. А. |
1,12 |
2,31 |
5,48 |
3,65 |
249 |
6,80 |
9,30 |
6,65 |
41 |
п |
Мак. Д. |
1,19 |
2,45 |
5,82 |
3,78 |
252 |
6,25 |
9,55 |
4,20 |
38 |
п |
Гор. В. |
1,29 |
2,69 |
5,89 |
3,92 |
231 |
7,50 |
10,50 |
5,50 |
27 |
з |
Мих. О. |
1,24 |
2,61 |
5,63 |
3,60 |
240 |
5,15 |
8,80 |
7,10 |
26 |
п |
Д. А. |
1,32 |
2,63 |
5,91 |
3,81 |
248 |
6,25 |
9,25 |
6,35 |
37 |
п |
Мал. А. |
1,34 |
2,62 |
5,79 |
3,73 |
230 |
6,40 |
9,10 |
5,20 |
24 |
з |
Уд. Е. |
1,12 |
2,35 |
5,45 |
3,49 |
239 |
4,98 |
8,78 |
6,12 |
26 |
з |
Вас. И. |
1,20 |
2,57 |
5,76 |
3,59 |
224 |
6,00 |
9,10 |
7,12 |
45 |
п |
Гл. А. |
1,24 |
2,60 |
5,86 |
3,80 |
235 |
5,95 |
9,15 |
5,02 |
54 |
з |
Бык. В. |
1,16 |
2,42 |
5,49 |
3,51 |
252 |
5,43 |
8,91 |
7,19 |
12 |
п |
Ив. Д. |
1,32 |
2,59 |
5,82 |
3,88 |
239 |
6,78 |
9,56 |
6,13 |
34 |
н |
Саж. В. |
1,20 |
2,49 |
5,50 |
3,50 |
268 |
5,25 |
8,91 |
7,11 |
28 |
н |
Рач. А. |
1,23 |
2,58 |
5,53 |
3,49 |
254 |
6,87 |
9,89 |
7,22 |
64 |
з |
Сер. М. |
1,20 |
2,60 |
5,52 |
3,52 |
249 |
5,97 |
8,78 |
6,67 |
21 |
п |
Мет. А. |
1,29 |
2,68 |
5,81 |
3,80 |
230 |
7,10 |
10,0 |
6,85 |
11 |
Средний |
1,23 ± 0,06 |
2,55 ± 0,10 |
5,67 ± 0,13 |
3,67 ± 0,12 |
242,33 ± 12,09 |
6,18 ± 0,69 |
9,18 ± 0,63 |
6,26 ± 1,17 |
33,50 ± 14,56 |
|
* — н — нападающий, п — полузащитник, з — защитник
По полученным результатам мы видим, что уровень развития специальных физических качеств у студентов-футболистов находятся на приемлемом для данной квалификации игроков уровне. По всем беговым тестам стандартное отклонение не значительное, что свидетельствует о статистически одинаковом уровне данных показателей. Однако, в технических тестах (ведение с обводкой, жонглирование) стандартное отклонение достигает 18–43 %, что говорит о достаточно существенных различиях в технической подготовке игроков.
Выделив группы игровых амплуа и определив средние значения, мы выявили следующие различия в технической и физической подготовленности игроков (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей физической итехнической подготовленности игроков различного амплуа
Амплуа |
n |
Бег сместа, с |
Бег 30 мс хода, с |
Прыжок вдлину, см |
Челночный бег, с |
Ведение мяча, обводка стоек иудар по воротам, с |
Жонглирование мячом, раз |
|||
6м |
15м |
40 м |
3х10 м |
5х10 м |
||||||
Нападающие |
4 |
1,19 |
2,48 |
5,51 |
3,56 |
253,50 |
6,27 |
9,08 |
6,65 |
43,00 |
Полузащитники |
8 |
1,29 |
2,61 |
5,84 |
3,82 |
236,25 |
6,55 |
9,51 |
5,44 |
33,75 |
Защитники |
6 |
1,19 |
2,51 |
5,56 |
3,56 |
243,00 |
5,61 |
8,80 |
7,11 |
26,83 |
В целом, уровень специальной быстроты, координации и прыгучести полузащитников отстает от показателей защитников и нападающих, что на наш взгляд является парадоксальным. Средняя линия в футболе является наиболее физически подготовленной, однако, в нашем исследовании не применялись тесты на изучение уровня развития общей и скоростной выносливости, в которых полузащитники достаточно серьезно должны превосходить партнеров по команде.
Обращает на себя внимание отставание полузащитников в показателе бега на короткие дистанции, т. е. в стартовом разгоне, который также важен в игре для полузащитника. Показатели времени бега на дистанциях 6 м, 15 м и 40 м отличаются в пользу нападающих. Хотя защитники не отстают в показателях бега на 6 м и 30 м с хода. Стоит также отметить превосходство нападающих в показателях в прыжке в длину с места.
Однако, несмотря на преимущество нападающих в тестах на быстроту, в тестах на координацию и специальную быстроту (челночный бег) защитники опережают своих партнеров. Возможно это обусловлено спецификой ведения борьбы на поле и особенностью защитных действий.
С другой стороны, защитники объективно уступают нападающим и игрокам средней линии в показателях по технической подготовленности (обводке и жонглировании).
Выводы. В современном футболе актуальным остается вопрос изучения различных сторон подготовленности игроков разного амплуа и разработки и уточнения модельных характеристик игроков защиты, полузащиты и нападения.
Результаты проведенного исследования показывают, что уровень развития быстроты и взрывной силы игроков полузащиты значительно ниже показателей нападающих, и даже защитников.
При этом показатели у последних двух категорий по беговым тестам почти не отличаются и совпадают (бег 6 м, бег 30 с хода). Более того, игроки защиты опережают остальных в тестах «челночный бег 3х10 м» и «челночный бег 5х10 м». Однако, они значимо уступают нападающим и полузащитникам в технических тестах.
Полученные данные позволяют выработать модельные характеристики игроков различного амплуа студенческой футбольной команды массовых разрядов, а также скорректировать учебно-тренировочный процесс с учетом отстающих показателей подготовленности игроков.
Литература:
- Голомазов С. В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства [Текст] / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. — М.: Спорт Академ Пресс, 2006. — 80 с.
- Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. 3-е изд. — М.: Советский спорт, 2009. — 200 с.
- Монаков Г. В. Подготовка футболистов. Теория и практика [Текст] / Г. В. Монаков. — М.: Советский спорт, 2005. — 288 с.
- Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В. Н. Платонов. — Киев: Олимпийская литература, 1997. — 583 с.
- Поливаев А. Г. Автоматизированная система оценки коэффициента полезности игрока в мини-футболе [Текст] / А. Г. Поливаев // Омский научный вестник. — 2015. — № 4(141). — С. 219–224.
- Поливаев А. Г. Анализ показателей соревновательной деятельности мини-футболистов на чемпионате Европы на основе расчета коэффициента полезности игрока (КПИ) [Текст] / А. Г. Поливаев // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 9. — С. 75–77.
- Поливаев А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596.
- Поливаев А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 46–47.
- Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
- Швыков И. А. Футбол в школе [Текст] / И. А. Швыков. — М.: Терра Спорт, Олимпия Пресс, 2002. — 144 с.