Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 5–6 классов при обучении баскетболу на занятиях по физической культуре
Каракисеков Алдияр Мейрамбаевич, студент
Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
В статье изучаются возможности формирования познавательных УУД в процессе занятий физической культурой средствами баскетбола. Автором проведен констатирующий этап эксперимента и выявлен недостаточный уровень сформированности ПУУД у учащихся 5–6 классов. Также предложен и внедрен в процесс комплекс средств баскетбола, реализуемый в учебном процессе по физической культуре, приоритетной целью которого является формирование ПУУД.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия (ПУУД), формирование, физическая культура, баскетбол
В современной российской системе образования проблема формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся является достаточно новым направлением исследований [1; 5; 6]. Переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале, предъявляет новые социальные запросы, которые требуют разработки концепции развития универсальных учебных действий у детей в системе общего образования [3; 4]. Актуальность исследования также определяется недостаточным количеством апробированных учебно-методических рекомендаций, пособий и разработок по формированию познавательных УУД на учебных дисциплинах, в том числе на уроках физической культуры (ФК) [2; 6; 10].
В соответствии с требованиями ФГОС ОО актуальной и до сих пор окончательно нерешенной задачей становится обеспечение развития познавательных универсальных учебных действий как психологическим компонентом фундамента образования [1; 3; 4; 5; 9]. Поэтому и в подготовке современного педагога необходим пересмотр содержания с целью соответствия требованиям ФГОС ВО и профстандарта «Педагог» [7; 8]. В соответствии со стандартами УУД обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Цель исследования: изучить условия эффективного обеспечения формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников в процессе обучения баскетболу на занятиях по физической культуре.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре в 5–6 классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методика развития и формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников в процессе обучения баскетболу на занятиях по физической культуре.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников.
- Проанализировать уровень сформированности познавательных УУД на уроках физической культуры.
- Разработать методику формирования познавательных УУД школьников 5–6 классов на уроках ФК средствами баскетбола и теоретически ее обосновать.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития и формирования познавательных УУД будет эффективным, если:
− будут изучены теоретические предпосылки их формирования средствами баскетбола на уроках физической культуры;
− будут разработаны средства оценки и проанализированы исходные показатели уровня сформированности познавательных УУД учащихся 5–6 классов;
− будет разработана и теоретически обоснована методика формирования познавательных УУД школьников 5–6 классов на уроках ФК.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами были выбраны соответствующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование; метод педагогического эксперимента; метод педагогического наблюдения; математико-статистические методы обработки результатов.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ СОШ № 2 в г. Заводоуковск, в период учебного процесса с апреля по май 2016г. В исследование приняли участие 24 школьника 5–6 классов.
Результаты исследования и их обсуждение. С целью выявления уровня сформированности познавательных УУД учащимся была предложена анкета, состоящая из 20 вопросов, которые направлены на логическое мышление при развитии познавательных УУД, а также умение ориентироваться в нестандартной обстановке, отвечать на простые вопросы учителя, уметь применять знакомый материал. Результаты анкетирования представлены в табл. 2.
Таблица 2
Анализ исходного уровня сформированности ПУУД учащихся 5–6 классов
№п/п |
Ф.И. учащегося |
Баллы |
Уровень познавательных УУД |
1 |
А.Е. |
19 |
высокий |
2 |
А.Р. |
13 |
средний |
3 |
В.Д. |
12 |
средний |
4 |
В.О. |
10 |
низкий |
5 |
Д.К. |
10 |
низкий |
6 |
З.В. |
14 |
средний |
7 |
К.П. |
9 |
низкий |
8 |
К.С. |
13 |
средний |
9 |
Л.Т. |
18 |
высокий |
10 |
М.Л. |
14 |
средний |
11 |
Н.Н. |
12 |
средний |
12 |
Н.Ф. |
12 |
средний |
13 |
П.Р. |
10 |
низкий |
14 |
Р.Д. |
10 |
низкий |
15 |
С.А. |
11 |
средний |
16 |
С.Н. |
10 |
низкий |
17 |
С.К. |
19 |
высокий |
18 |
Т.В. |
18 |
высокий |
19 |
Т.С. |
8 |
низкий |
20 |
Ф.Л. |
13 |
средний |
21 |
Ф.Р. |
20 |
высокий |
22 |
Ш.С. |
12 |
средний |
23 |
Ш.Л. |
9 |
низкий |
24 |
Я.Д. |
10 |
низкий |
Средний показатель |
12,8±3,1 |
||
Результаты проведенного нами анкетирования свидетельствует, о том, что средний показатель уровня сформированности познавательных УУД, составляет в среднем 12,7 баллов. Наименьший показатель уровня познавательных УУД составляет 8 баллов, а наибольший 20 баллов.
Высокий уровень характеризуется ответственным отношением к учебно-воспитательному процессу, стойким интересом и мотивом, творческим подходом к выполнению поставленных задач; поиском эффективных путей их решения (16–20 баллов).
Средний уровень характеризуется положительно-пассивным отношением к формированию познавательных учебных действий, стойким интересом и пониманием влияния занятий физической культурой и спортом на здоровье, но нежеланием совершенствоваться самостоятельно (11–15 баллов).
Низкий уровень характеризуется отсутствием интереса и мотивов к учебно-физкультурной деятельности, низким уровнем познавательных универсальных учебных действий, которые вызывают отрицательные эмоции при выполнении физических упражнений; отсутствием творческой инициативы и активного поиска при выполнении поставленных задач; низким уровнем проявления психомоторных компонентов и показателей физической подготовленности (10 и менее баллов).
Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента нами выявлено, что в целом уровень сформированности ПУУД учащихся 5–6 классов находится на уровне ниже среднего, около нижнего порога среднего уровня (12,8±3,1 балла). Следовательно, существуют резервы для повышения ПУУД, например, путем организации учебного процесса по физической культуре с использованием специальных средств баскетбола, направленных на формирование мышления, познавательных умений и действий и т. п.
А именно, нами разработан комплекс средств баскетбола, реализуемых в учебном процессе по физической культуре, приоритетной целью которого вместо обычной трансляции отдельных знаний, практических умений и навыков от обучающего к обучаемому, становится формирование способностей обучающегося самостоятельно ставить себе учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, приобретать навыки самому, видеть проблему и наметить пути её решения, работать с большим объемом информации; научить кратко и ясно излагать свои мысли.
Автором разработаны методические рекомендации и требования к использованию выделенных видов игровой деятельности в уроке, а именно: 1 — в подготовительной части: подвижная игра малой или средней интенсивностью 4–8 минут; 2 — в основной части: 3–4 подвижные, подготовительные игры (1–2 высокой или средней интенсивности) или одна спортивная игра; 3 — в заключительной части: подвижные игры малой интенсивности или психотехнические игры. Подвижные игры могут быть включены во все части урока, а их содержание будет зависеть от педагогических задач урока и контингента обучающихся.
Сложность будет заключаться в том, что занятие ФК должно иметь высокую моторную плотность, а при использовании методических разработок по формированию ПУУД, известных в современной практике, будут возникать вынужденные простои. Следовательно, чтобы уроки ФК соответствовали общей направленности образовательного процесса, т. е. формировали ПУУД, и параллельно эффективно решали чисто предметные задачи ФК, требуется разработать такую методику, т. е. выявить такие методы и приёмы, с помощью которых получится эффективно формировать ПУУД у учеников.
При разработке методики, нужно учитывать следующие рекомендации: 1. Занятия должны быть организованы по-новому, содержать постоянное обращение к мышлению обучающихся, к их восприятиям и ощущениям. Приоритет необходимо отдавать на самостоятельное обучение учащимся, т. е. дети не заучивают готовые знания, а сами могли доходить до решения двигательных задач. 2. Создавать задания в соответствии с возрастом детей. Если в 8–10 лет ученики ориентируются в изображениях, фотографиях, рисунках и по их образцу выполняют двигательные задания, то в 11–13 лет дети обязаны ориентироваться в таблицах, схемах, знать специальную терминологию и выполнять задания, исходя из словесного описания упражнений. Необходимо создавать условия для выполнения детьми фотографий, рисунков, схем. 3. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования — выявление отдельных деталей техники двигательного действия на основе своего опыта и опыта партнеров; самостоятельное создание разных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения [11].
Выводы. Проанализировав результаты анкетирования испытуемых, мы выявили их уровень сформированности познавательных УУД на уроках физической культуры. Результаты проведенного нами анкетирования свидетельствует, о том, что средний показатель уровня сформированности познавательных УУД, составляет в среднем 12,7 баллов, что соответствует нижнему порогу среднего уровня.
Нами выявлено, что наиболее эффективным средством формирования познавательных универсальных учебных действий выступает спортивная игра, под которой мы понимает вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Именно они являются ярким примером различных видов педагогического воздействия на учеников.
Нами разработана и внедрена методика проведения занятия по баскетболу с акцентированием внимания на развитие и формирование познавательных УУД. Она составлена с тем условием, что урок должен быть и организован по-новому, и содержательно насыщен приемам, с задачей обращения к мышлению учащихся, требовать не копирования выполнения упражнений, а самостоятельного решения двигательных задач, направлять на правильный путь решения их. Предполагается, что она окажет положительный эффект в ходе проведения дальнейшего педагогического эксперимента.
Литература:
- Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2013. — 159 с.
- Баранов А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий [Текст] / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. — 2006. — № 5. — С. 15–18.
- Кондаков А. М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с.
- Кумарина Г. Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности — способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Актуальные вопросы теории и практики [Текст] / Г. Ф. Кумарина. — М.: УЦ «Перспектива», 2012. — 172 с.
- Осипова Н. В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / Н. В. Осипова // Управление начальной школой. — 2010. — № 10.- С.15–22.
- Поливаев А. Г. Достижение результатов обучения по физической культуре в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст] / А. Г. Поливаев, Н. В. Фомичева, И. А. Иргашева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 4. — С. 58–60.
- Поливаев А. Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурного профиля в условиях требований профессионального стандарта «Педагог» [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 143–146.
- Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
- Прохорова С. Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст] / С. Ю. Прохорова // Управление начальной школой. — 2013. — № 8. — С. 10–16.
- Фомичева Н. В. Деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Н. В. Фомичева, А. Г. Поливаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 6. — С. 30–31.
- Фомичева Н. В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ишимский гос. педагогический ин-т им. П. П. Ершова». — Ишим, 2011. — 167 с.