Формирование личностных универсальных учебных действий старшеклассников на уроках физической культуры средствами гиревого спорта
Чеботарёв Юрий Юрьевич, студент
Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
В статье рассматривается процесс формирования личностных универсальных учебных действий (ЛУУД) в условиях урока физической культуры старшеклассников. Автором предложены и апробированы приемы формирования ЛУУД средствами гиревого спорта. В исследовании автор получил прирост уровня сформированности ЛУУД у старшеклассников под воздействием разработанных приемов и средств гиревого спорта.
Ключевые слова: личностные универсальные учебные действия, формирование, физическая культура, гиревой спорт
В соответствии с концепцией государственных стандартов общего образования (2009) универсальные учебные действия (УУД) являются фундаментальным ядром содержания общего среднего образования [1; 2; 3; 9]. Вместе с тем следует отметить, что вопрос возможностей использования нестандартных форм развития личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов, разработан крайне слабо [3; 4; 7; 8].
Неисчерпаемыми возможностями для общего интеллектуального и психоэмоционального развитии старшеклассника располагает такая область учебной деятельности, как физическая подготовка, в частности силовые виды спорта, такие как тяжелая атлетика, бодифитнесс и гиревой спорт [8]. Таким образом, формирование личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов средствами гиревого спорта — задача общественной значимости, чем и обусловлена актуальность темы исследования.
Стоит отметить, что способности к формированию у детей универсальных учебных действий заложены в требованиях ФГОС ВО и профессионального стандарта «Педагог» к будущих учителям, в том числе учителям физической культуры [5; 6]. Поэтому современный учитель физической культуры обязан уметь разрабатывать программы развития УУД доступными средствами, приемами и методами.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность процесса формированию личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов средствами гиревого спорта.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по физической культуре учащихся старших классов. Предметом исследования выступает формирование личностных УУД учащихся старших классов с использованием средств гиревого спорта.
Для достижения цели исследования потребовалось решение ряда конкретных задач:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
- Выявить специфику и возможности гиревого спорта в процессе формирования личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов.
- Разработать и внедрить методику по формированию личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов средствами гиревого спорта.
- Определить эффективность формирования личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов средствами гиревого спорта.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс формирования личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов будет эффективным, если:
− будут изучены содержание и особенности формирования личностных УУД у учащихся старших классов;
− будут определены специфика и возможности гиревого спорта по формированию личностных УУД;
− будет разработана и внедрена в образовательный процесс общеобразовательной организации методика формирования личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов.
Методы и организация исследования. В процессе исследования применялись следующие методы: изучение литературы по теме исследования; педагогический эксперимент; выявление, описание, анализ, опрос, беседа, обобщение педагогического опыта конструирование на его основе нового опыта; сравнение, обобщение; психолого-педагогическое обследование; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Новозаимская СОШ» с января по март 2016 г. В исследовании приняли участие 20 учащихся десятых классов, по 10 детей в экспериментальной и контрольной группах, соответственно.
Результаты исследования и их обсуждение. При диагностировании уровня личностных универсальных учебных действий старшеклассников мы использовали методику из «Программы развития универсальных учебных действий» Е. В. Ивановой (модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина).
В качестве структурных элементов диагностики ЛУУД нами определены такие методики оценки, как:
- Рефлексивная оценка занятий по гиревому спорту в цикле физической культуры;
- Действия самоопределения и смыслообразования;
- Проба на познавательную инициативу;
- Шкала выраженности учебно-познавательного интереса;
- Диагностика мотивации.
Система работы по формированию личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов посредством гиревого спорта включала в себя объединение общепедагогических и предметно-технических приемов.
Общепедагогические приемы включают в себя установление ценностных ориентиров образования в целом и физической подготовки в частности; определение понятий, функций, состава и характеристик ЛУУД; определение связи ЛУУД с содержанием учебной программы; выявление условий, которые обеспечивают плавный переход программы формирования ЛУУД во всех ступенях образования.
Предметно-технические приемы, вошедшие в экспериментальную методику, включают в себя обучение дыханию, обучение рывку, обучение толчку, развитие силовой выносливости, развитие силы, развитие гибкости, развитие скоростно-силовых способностей, развитие координационных способностей.
Таблица 1
Динамика уровня личностных универсальных учебных действий старшеклассников
Уровни |
Доля испытуемых |
Различия уровня сформированности ЛУУД |
||||
ЭГ |
КГ |
|||||
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
|||
1 — Показатели действий рефлексивной оценки |
||||||
Высокий |
20 % |
30 % |
10 % |
10 % |
20 % |
|
Средний |
80 % |
70 % |
90 % |
90 % |
-20 % |
|
Низкий |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
|
2 — Показатели действий самоопределения и смыслообразования |
||||||
Высокий |
10 % |
20 % |
0 % |
0 % |
20 % |
|
Средний |
50 % |
50 % |
50 % |
50 % |
0 % |
|
Низкий |
40 % |
30 % |
50 % |
50 % |
-20 % |
|
3 — Показатели действий познавательной инициативы |
||||||
Высокий |
70 % |
90 % |
70 % |
70 % |
20 % |
|
Средний |
30 % |
10 % |
30 % |
30 % |
-20 % |
|
Низкий |
0 % |
0 % |
0 |
0 % |
0 % |
|
4 — Показатели выраженности учебно-познавательного интереса |
||||||
Уровень 1 |
10 % |
30 % |
20 % |
20 % |
10 % |
|
Уровень 2 |
40 % |
40 % |
30 % |
30 % |
10 % |
|
Уровень 3 |
20 % |
30 % |
30 % |
30 % |
0 % |
|
Уровень 4 |
10 % |
0 % |
10 % |
10 % |
-10 % |
|
Уровень 5 |
20 % |
0 % |
10 % |
10 % |
-10 % |
|
Уровень 6 |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
|
5 — Показатели мотивации |
||||||
Уровень 0 |
0 |
0 % |
0 % |
0 % |
0 % |
|
Уровень 1 |
10 % |
0 % |
10 % |
10 % |
-10 % |
|
Уровень 2 |
30 % |
0 % |
30 % |
30 % |
-30 % |
|
Уровень 3 |
60 % |
100 % |
60 % |
60 % |
40 % |
|
Проведенный эксперимент показал, что по всем структурным элементам диагностики ЛУУД в ЭГ наблюдается прирост в отличие от КГ. Особо стоит отметить прирост показателей мотивации учащихся под воздействием средств гиревого спорта. Т. е. включение в учебный процесс средств гиревого спорта и участие в соревнованиях привело к формированию адекватной учебной и спортивной мотивации у старшеклассников.
Таким образом, по результатам данного эксперимента можно утверждать, что организация учебного процесса по физической культуре с использованием средств гиревого спорта привела к повышению эффективности сформированности ЛУУД по таким структурным элементам как действия рефлексивной оценки, действия самоопределения и смыслообразования, действия познавательной инициативы, выраженности учебно-познавательного интереса, мотивации.
Выводы. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил установить, что вопросу развития УУД учащихся в школах на современном этапе уделяется широкое внимание, однако, не до конца отработаны механизмы, условия, приемы и способы их формирования у детей. Тем более, не до конца решены вопросы формирования личностных УУД в условиях занятий физической культурой и спортом в общеобразовательной школе.
Нами выявлена специфика и возможности гиревого спорта в процессе формирования личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов. Так, установлено, что разработанная на базе занятий по гиревому спорту методика развития личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов и внедрение ее в образовательный процесс общеобразовательной организации позволили достичь повышения уровня развития личностных универсальных учебных действий учащихся старших классов. Данные, зафиксированные в ходе эксперимента, показал, что по всем структурным элементам диагностики ЛУУД в ЭГ наблюдается прирост в отличие от КГ. Особо стоит отметить прирост показателей мотивации учащихся под воздействием средств гиревого спорта.
По результатам данного эксперимента можно утверждать, что организация учебного процесса по физической культуре с использованием средств гиревого спорта привела к повышению эффективности сформированности ЛУУД по всем структурным элементам.
Литература:
- Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011. — 375 с.
- Гильядов С. Р. Управление развитием универсальных учебных действий в исследовательской деятельности школьников [Текст] / С. Р. Гильядов // Педагогическое образование и наука. — 2013. — № 2. — С. 134–139.
- Климанова Л. Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования [Текст] / Л. Ф. Климанова // Управление начальной школой. — 2010. — № 1. — С. 20–25.
- Поливаев А. Г. Достижение результатов обучения по физической культуре в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст] / А. Г. Поливаев, Н. В. Фомичева, И. А. Иргашева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 4. — С. 58–60.
- Поливаев А. Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурного профиля в условиях требований профессионального стандарта «Педагог» [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 143–146.
- Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
- Прохорова С. Ю. Особенности оценивания учебных достижений старших школьников [Текст] / С. Ю. Прохорова, О. А. Еремеева // Управление начальной школой. — 2010. — № 1. — С. 35–48.
- Фомичева Н. В. Деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Н. В. Фомичева, А. Г. Поливаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 6. — С. 30–31.
- Шевцова Е. А. Формирование универсальных учебных действий у старших школьников [Текст] / Е. А. Швецова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2013. — № 2. — С. 28–32.