В статье анализируется система семейных ценностей студентов юридического факультета, приводятся результаты эмпирического исследования.
Ключевые слова: брак, функции семьи, семейные ценности
В современном мире одним из актуальных и перспективных направлений является исследование проблем семьи и изменений, происходящих в ней. Интерес к данному вопросу связан с появлением в функционировании современных молодых семей кризисных тенденций, касающихся всех сфер ее жизнедеятельности. Семья — особая группа лиц, связанных духовными, материальными, кровно — родственными отношениями, а также социальная ячейка общества, выполняющая определенные социально-экономические функции. [1, c. 331] Важнейшая социальная функция семьи — репродуктивная. Она связана с рождением в семье того или иного числа детей. От выполнения этой функции зависит воспроизводство населения страны, республики, региона, т. е. темпы роста населения. Эта проблема более чем злободневна. Она регулярна освещается как в научной литературе, так и в периодической печати. Суть проблемы состоит в том, что для обеспечения даже простой замены поколений необходимо, чтобы примерно у ¼ семей был третий ребенок, а у остальных — 2 ребенка. Важная социальная функция семьи — воспитательная: передача детям правил общения, поведения, взаимоотношений с другими людьми, формирование личности ребенка, его духовное психическое и физическое развитие. [2, c. 129] И именно современная молодежь (родители моложе 30 лет) в основном и выполняют эти функции. Реализация всех данных функций невозможна без сложившейся системы ценностей, особую роль в которой занимают семейные ценности. Это и определило в работе актуальность исследования системы семейных ценностей современных студентов.
Респондентами анкетного опроса стали студенты юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета. Для изучения предмета исследования была составлена анкета, которая включила в себя 12 вопросов. Задача вопросов была выявить: важность для молодых людей официального брака; оптимальный возраст для вступления в брак; возможные мотивы заключения официального брака; кто должен быть главой семьи; кто из супругов должен материально обеспечивать семью; количество планируемых детей и стиль их воспитания; какие отношения желали бы сохранить с родителями после вступления в брак.
В выборку попали 45 студентов-юристов в возрасте от 18 до 23 лет, из них 38 % юношей и 62 % девушек. Основной частью выборки оказались студенты от 18 до 20 лет.
Первой задачей исследования необходимо было узнать, важен ли для молодых людей официальный брак как семейная ценность. Таблица 1 показывает, что большинство респондентов определенно планируют в будущем вступать официальный брак. Данный ответ превалирует как у респондентов женского пола, так и мужского. Но стоит также заметить, что 3 % парней не намериваются жениться, а из числа девушек такой ответ никто не предпочёл выбрать. Таким образом, молодые люди ориентируется на официальную регистрацию своих отношений, а не просто на сожительство.
Таблица 1
Распределение желания заключать официальный брак по полу респондентов
Варианты ответа |
Женский |
Мужской |
Всего |
Да, определенно |
24 |
12 |
36 |
Да, скорее всего |
2 |
2 |
4 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
Нет, скорее всего |
2 |
0 |
2 |
Нет, определенно |
0 |
3 |
3 |
Всего |
28 |
17 |
45 |
Второй задачей исследования особенностей семейных ценностей студентов следовало выяснить оптимальный возраст для заключения официального брака. Большинство респондентов отметили подходящим возрастом для создания семьи для мужчины с 25 до 30 лет. (Рис. 1) Для женщин оптимальный возраст оказался ниже, чем у мужчин, с 21 до 25 лет. (Рис. 2)
Рис. 1. Оптимальный возраст для заключения брака для мужчин, %
Рис. 2. Оптимальный возраст для заключения брака для женщин, %
Третьей задачей, поставленной в ходе исследования, было выявление возможных мотивов заключения официального брака в качестве семенной ценности. Обработанные результаты показали, что преобладающим мотивом при вступлении в брак является «любовь», так отметили 51 % респондентов. На следующем месте оказалось «желание создать семью», 40 %. И на третьем — «расчет», 7 %. (Табл. 2)
Таблица 2
Причины заключения официального брака
Варианты ответа |
Выборы |
% |
Любовь |
23 |
51 |
Желание создать семью |
18 |
40 |
Рождение ребенка |
1 |
2 |
Расчет |
3 |
7 |
Всего |
45 |
100 |
Очередной задачей необходимо было узнать, кто должен быть главой семьи. Результаты оказались следующими: подавляющее большинство студентов отдают своё предпочтение варианту ответа, где супруги — равноправные члены семьи и совместно принимают решения (73 %). На следующем месте оказалась форма организации семьи, где главой семьи является мужчина (27 %). И никто не предпочел из респондентов, чтобы главой семьи являлась женщина. Из этого следует, что на сегодняшний день партнерский тип семейных отношений является наиболее желаемый и распространенный. (Рис. 3)
Если рассмотреть результаты исследования этой задач по полу респондентов, то здесь прослеживается разногласие между девушками и парнями. Так среди выбравших ответ «глава семьи является мужчина» 58 % парней и 42 % девушек, а на вариант ответа, когда супруги являются равноправными членами семьи, указали 70 % девушек и 30 % парней.
Рис. 3. Форма организации семьи, %
Пятой задачей исследования было выявить значение ценностей материального плана. (Рис. 4)
Рис. 4. Кто из супругов должен материально обеспечивать семью, %
Больше половины респондентов предпочитают, что семью должен материально обеспечивать мужчина и 44 % опрошенных полагают, что обязанности по обеспечению семьи должны разделять оба супруга. Вариант ответа, где женщина должна содержать семью выбрали всего 2 % респондентов. По полу респондентов, распределение ответов оказалось следующим. Девушки в данном вопросе оказались более консервативны и полагаются на мужчину (57 %). А мнение респондентов мужского пола разделилось одинаково по вариантам ответа «муж» и «вместе» (47 %).
Шестой задачей исследования необходимо было узнать такую семейную ценность, как планируемое количество детей. Как показал опрос, больше половины молодых людей желают иметь 2 детей (53 %), 36 % респондентов хотят 3 детей и 7 % 1 ребенка. Всего 2 % хотят более 3 детей и столько же процентов не собираются заводить их. (Рис. 5)
Рис. 5. Распределение количества планируемых детей, %
Также важно было выяснить, какому стилю воспитания молодые люди отдадут, скорее всего, своё предпочтение. Подавляющее большинство опрошенных (82 %) ориентируется в воспитании своих будущих детей на авторитетный стиль. Следующий по популярности стоит авторитарный стиль воспитания (16 %). И всего 2 % респондентов отметили либеральный стиль, и никто не выбрал попустительский. (Рис. 6)
Рис. 6. Предпочитаемый стиль воспитания, %
Последней задачей исследования семейных ценностей студентов необходимо было выявить, какие отношения хотели бы сохранить с родителями после заключения брака молодые люди. Превалирующая часть молодежи (93 %) планируют поддерживать с родителями близкие отношения после заключения официального брака, но жить отдельно от них. Всего 7 % отметило, что хотели бы сохранять отношения с родителями, при этом живя с ними вместе. Из этого следует, что нуклеарная семья в современном мире усиливает свои позиции. (Табл. 3)
Таблица 3
Стремление сохранить близкие взаимоотношения сродителями после вступление вбрак
Варианты ответа |
Выборы |
% |
Да, и продолжить жить вместе с родителями |
3 |
7 |
Да, но жить от родителей отдельно |
42 |
93 |
Нет |
0 |
0 |
Проведенное исследование, посвященное изучению особенностям семейных ценностей современных студентов, позволило сделать следующие выводы. Во-первых, нынешняя студенческая молодежь ориентируется на официальную регистрацию своих отношений. Во-вторых, считает оптимальным возрастом для вступления в брак девушкам в 21- 25 лет, парням 25–30. В-третьих, в качестве семейных ценностей современные студенты предпочитают равенство в правах и обязанностях, а в материальных ценностях, считают, что семью должен в основном обеспечивать муж. В-четвертых, планируют двое или трое детей, стиль воспитания авторитетный. И также видят ценность в том, чтобы супружеская пара сохраняла близкие отношения с родителями после заключения брака, при этом живя отдельно.
Литература:
- Психология и педагогика: учебное пособие / ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2006. — 384 с.
- Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак / В. А. Сысенко. — М.: Мысль, 1986. — 255 с.