Актуальность
Концепция CRM отработана годами, а ее использование способно с большой долей вероятности гарантировать, что клиенты вернутся снова. Так что, несмотря на отсутствие высокого градуса инновационности, компании продолжают активно развивать и внедрять CRM, к чему их подталкивает ужесточающаяся конкуренция.
Актуальность исследования состоит в том, что:
‒ CRM-системы набирают все большую популярность в России.
‒ Количество вендоров и интеграторов CRM-систем растет с каждым годом, увеличивается конкуренция;
‒ CRM-системы необходимы любому бизнесу, который работает напрямую с клиентами и стремится расширять число покупателей;
‒ в CRM-системах заложено множество готовых инструментов, которые позволяют перевести работу на качественно новый уровень;
Российский рынок CRM систем
1.1. Этапы становления
Российский рынок информационных технологий, а также рынок корпоративных решений класса ERP и CRM, следует путем, пройденным западными компаниями, с опозданием на несколько лет. Перед большинством российских ИТ-компаний кризис 1998 года поставил принципиальную проблему: выживания и удержания своих позиций на рынке. В подобных условиях о построении стратегии долгосрочного развития, безусловно, уделялось минимум внимания. Постепенно наметившийся экономический подъем, повышение общего уровня жизни и возобновление развития частного бизнеса теперь все больше приближают нас к западным условиям работы. Большинство российских компаний сталкиваются с проблемами, аналогичными тем, что решались западными коллегами несколько лет назад — в частности, с проблемой ужесточающийся конкуренции. Очевидно, что решить ее — т. е. повысить собственную конкурентоспособность на рынке можно уже «опробованным» методом — т. е. за счет внедрения клиентоориентированных технологий ведения бизнеса.
Между тем, похоже, что продвижение CRM на российском рынке не будет в точности копировать западную модель, в силу субъективных особенностей развития рынка и условий построения бизнес-отношений. Потребуется еще некоторое время, чтобы прийти к западному стилю работы с клиентами, предполагающему отделение информации от работника с последующей формализацией ее в рамках корпоративных бизнес-процессов. В определенном смысле распространению передовых технологий препятствуют также сами клиенты, традиционно стремящиеся к закрытости и нераспространению контактной информации.
Тем не менее, интерес к CRM со стороны все большего участника рынка очевиден. Особую активность проявляют банковские и финансовые структуры, телекоммуникационные компании и, собственно, сама сфера IT.
1.2. Отраслевая статистика внедрений за последние 5 лет
Особенность автоматизации CRM такова, что в разных отраслях системы могут автоматизировать совершенно разные процессы и области деятельности, а также быть нацелены на достижение абсолютно разных результатов. Поэтому на рынке приобрели популярность так называемые вертикальные или отраслевые решения, так как там проработаны основные роли и порядок работы пользователей, используются лучшие практики для построения бизнес-процессов, характерных для отрасли.
По данным Gartner [7], в России степень проникновение CRM ниже, чем на сложившихся CRM рынках: 70 % крупных российских компаний уже применяют ту или иную систему CRM [4]. Поэтому с каждым годом показатели проникновения CRM систем уменьшаются.
Рис. 1
По сравнению с предыдущими годами российский рынок CRM систем развивается гораздо быстрее других технологических сегментов корпоративного ПО. По оценкам TAdviser, в 2011 году российский рынок внедрений CRM вырос в объеме на 30 % [4].
Как видно на рис.2 основными потребителями систем управления взаимоотношениями с клиентами являются компании сферы финансов (в основном это банковские и страховые организации), торговые компании, автодилеры, а также компании отрасли высоких технологий, и в частности телекоммуникационные.
Рис. 2
Рис. 3
После 2011 года видно значительное снижение темпов роста внедрений CRM систем. Это обусловлено уменьшением крупных внедрений на тысячу рабочих мест, особенно в банковской сфере, как это видно на рис.3 и рис.4, где большинство проектов уже подошли к завершению. Именно поэтому по числу внедренных проектов в 2012–2013 годах лидируют компании в сфере торговли.
Они вовлечены в процесс «плотного» взаимодействия с клиентами, а автоматизация процессов лояльности и маркетинга дает наибольший результат при удержании старых клиентов и для привлечения новых [2].
В 2013 году заметен спрос среди компаний, занимающихся строительством и транспортировкой.
Рис. 4
Рис. 5
В 2014 и 2015 годах темпы роста все также продолжают снижаться, но он мог быть и больше, так как на динамику рынка повлияла, сложившая сложная экономическая ситуация в стране в конце 2014 года, а также рост курса валют. Но несмотря на все негативные факторы, CRM пользуются своей популярностью в силу относительно невысокой стоимости владения по отношению к привлечению новых клиентов и удержанию старых.
В 2014 и 2015 годах на лидирующие позиции вновь вырывается сфера финансов. Связано это с тем, что многие компании в сфере финансов, работающие раньше только с корпоративными клиентами, решили выйти на розничный рынок.
Также в эти года в Топ-5 проникают медицина и консалтинг, так как очень быстро появляются частные организации в данных сферах, а значит возрастает конкуренция на рынке.
Рис. 6
1.3. География CRM-проектов
Большинство проектов внедрений систем взаимоотношений с клиентами в России приходится на Центральный федеральный округ (60,35 %), причем львиная доля всех проектов реализуется в Москве. К Северо-Западному ФО относятся 11,54 % выполненных внедрений. Здесь так же, как и в ЦФО, основная масса CRM-проектов достается одному городу — Санкт-Петербургу. Третье место среди федеральных округов занимает Приволжский ФО с долей 8,89 %.
Если рассматривать статистику по количеству реализованных CRM-проектов в российских городах, то безусловным лидером является Москва. По состоянию на 2015 год известно о 794 внедрениях CRM-систем, выполненных в российской столице. На втором месте традиционно расположился Санкт-Петербург (136 проектов). Третье место у Новосибирска (51 проект), четвертое и пятое — у Екатеринбурга и Нижнего Новгорода (37 и 29 проектов соответственно) [4].
Таблица 1
№ |
Город |
Проекты |
1 |
Москва |
794 |
2 |
Санкт-Петербург |
136 |
3 |
Новосибирск |
51 |
4 |
Екатеринбург |
37 |
5 |
Нижний Новгород |
29 |
6 |
Казань |
21 |
7 |
Самара |
20 |
8 |
Тюмень |
13 |
9 |
Челябинск |
13 |
10 |
Краснодар |
12 |
Обзор экономических показателей
2.1. Интеграторы CRM
Аналитические компании IDC и Gartner в 2011 году оценили российский рынок CRM в $170 млн (лицензии + поддержка + услуги по внедрению) и $120 млн (лицензии + поддержка) соответственно. Согласно выкладкам Gartner, на российский рынок CRM систем в 2011 году пришелся почти 1 % мирового рынка CRM систем. Всего же мировой рынок CRM в оценках Gartner в 2011 году составил $12,6 млрд, причем услуги по внедрению CRM в отдельности аналитики оценили в $50 млрд [7].
Несмотря на то, что российский рынок CRM на фоне мирового пока не очень заметен, темпы местного рынка, по данным Gartner, почти втрое выше темпов прироста рынка глобального — 30 % против 13,5 %.
Рис. 7
Таблица 2
Доходы системных интеграторов на рынке CRM вРоссии, 2011, тыс. рублей
№ |
Компания |
Доходы от проектов в 2011 |
1 |
Ситроникс ИТ |
507 344 |
2 |
КРОК |
123 760 |
3 |
ФБ Консалт |
101 790 |
4 |
КОРУС Консалтинг |
80 000 |
5 |
Норбит |
74 880 |
6 |
Монолит-Инфо |
54 300 |
7 |
BMicro |
15 530 |
8 |
БИТ |
8 749 |
В 2012 году среди интеграторов наибольшее число CRM-внедрений, по данным базы TAdviser [4], выполнили Terrasoft, 1С-Рарус, Первый БИТ, Manzana Group, Asoft и другие. Всего было внедрено 286 проектов. Terrasoft остается лидером среди российских разработчиков CRM, имея обширную базу клиентов в России и на Украине. Так, в 2012 году была разработана модель интеграции продуктов Terrasoft с системой YouScan для профессионального мониторинга русскоязычных социальных медиа [2].
Рис. 8
В 2013 году лидерами также остаются компании Terrasoft и 1С-Рарус. Всего за 2013 год 239 реализованных интеграторами проектов [5].
Рис. 9
При рассмотрении доходов некоторых системных интеграторов (Таблица 3), которые публикуют свою выручку почти все показали положительную динамику выручки, кроме компании «Компас», чья выручка упала почти в половину. Лидером по доходам от CRM-проектов стала компания «Техносерв Консалтинг». Максимальный рост доходов зафиксирован у компании «Норбит», также и сравнивая 2011 и 2012 года рост доходов составил 35 %.
Таблица 3
Доходы некоторых системных интеграторов на рынке CRM вРоссии, 2012–2013, тыс. рублей
№ |
Компания |
Доходы от проектов 2012 |
Доходы от проектов 2013 |
Рост доходов 2012–2013,% |
1 |
Техносерв Консалтинг |
1 236 900 |
1 353 494 |
9,4 |
2 |
1С-Рарус |
485 000 |
552 000 |
13,8 |
3 |
Норбит |
101 200 |
157 000 |
55,1 |
4 |
КОРУС Консалтинг |
100 000 |
101 000 |
1 |
5 |
ELMA |
38 000 |
55 000 |
44,7 |
6 |
FreshOffice |
18 982 |
27 631 |
45,6 |
7 |
Компас |
350 |
200 |
-42,9 |
По итогам 2014–2015 гг. можно увидеть, что российский рынок CRM-решений продолжает расти, даже не смотря на сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Происходит обострение конкуренции: с каждым годом компании-лидеры теряют свои позиции, и появляются в топах новые компании.
Рис. 10
Рис. 11
По итогам 2014 года (Таблица 3) большинство системных интеграторов, предоставивших данные, показали также положительную динамику выручки, в среднем +26 % по 12 компаниям. Лидером по доходам от CRM-проектов стала компаний «Техносерв Консалтинг» (1,666 млрд руб.). Также в первую пятерку вошли AT Consulting, «1С-Рарус», «Норбит» и «Инфосистемы Джет».
Таблица 4
Выручка системных интеграторов на рынке CRM вРоссии, 2014г., тыс. руб.
№ |
Компания |
Выручка за 2014 |
Динамика доходов 2013–2014,% |
1 |
Техносерв Консалтинг |
1 666 015 |
23,1 |
2 |
AT Consulting |
1 234 660 |
30,8 |
3 |
1C-Papyc |
717 600 |
30 |
4 |
Норбит |
270 000 |
72 |
5 |
Инфосистемы Джет |
269 354 |
- |
6 |
КОРУС Консалтинг |
109 000 |
7,9 |
7 |
Maykor-GMCS |
91 000 |
-28,3 |
8 |
Монолит-Инфо |
62 400 |
40,2 |
9 |
FTS |
42 000 |
10,5 |
10 |
ASoft |
35 000 |
29,6 |
11 |
Системы КлиК |
34 197 |
58 |
12 |
Манго Телеком |
12 100 |
255,9 |
Максимальный рост доходов в процентном соотношении зафиксирован у компании «Манго Телеком» — это +255,9 % (в 2013г. выручка данной компании составила 3 400 тыс. руб).
2.2. Вендоры CRM
Самыми популярным вендором в России по количеству внедренных CRM-решений является компания Terrasoft (Таблица 4). За период наблюдений с 2005 по 2015 года база проектов пополнилась информацией о 477 внедрении CRM-систем, разработанных данной компанией [4].
Таблица 5
№ |
Вендор |
Количество продуктов самого вендора |
Внедренных проектов |
1 |
Terrasoft |
27 |
480 |
2 |
Microsoft |
11 |
319 |
3 |
1C-Papyc |
12 |
261 |
4 |
1C: Первый БИТ |
4 |
183 |
5 |
Системы КлиК |
4 |
110 |
6 |
Asoft |
3 |
108 |
7 |
Oracle |
20 |
90 |
Рис. 12
В 2013 году лидером по количеству внедренных проектов стала компания-вендер 1С-Рарус на базе 3х своих продуктов. На втором месте компания Terrasoft — 64 проекта, но ей удалось внедрить 17 своих систем.
Рис. 13
В 2014 году между собой конкурируют компании Terrasoft (55 проектов) и Microsoft (53 проекта). Но общее число внедренных проектов уменьшилось в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 60: 322 проекта против 262. Также в Топ-5 вошла американская компания “Oracle”.
Рис. 14
В 2015 году компания Microsoft занимает лидирующую позицию — 44 внедренных проекта. На данной диаграмме можно увидеть, что в 2015 году в пятерку лучших вендеров по количеству внедрений вошла российская компания «Системы КлиК».
2.3. CRM-системы на российском рынке
При обзоре колебаний российского рынка важно также рассмотреть сами CRM-системы. По статистике за последние пять лет в десятку самых популярных систем в России вошли следующие (Таблица 6):
Таблица 6
№ |
Название продукта |
Вендор |
Интеграторов |
Проектов внедрений |
1 |
Microsoft Dynamics CRM |
Microsoft |
38 |
247 |
2 |
БИТ: CRM 8 |
1С:Первый БИТ |
1 |
160 |
3 |
1C: CRM ПРОФ |
1С-Рарус |
47 |
133 |
4 |
Terrasoft CRM |
Terrasoft |
10 |
119 |
5 |
Bpm'online sales |
Terrasoft |
1 |
110 |
6 |
Клиент-Коммуникатор (КлиК) |
Системы КлиК |
4 |
109 |
7 |
ASoft CRM |
ASoft |
3 |
107 |
8 |
1C: CRM КОРП |
1С-Рарус |
29 |
104 |
9 |
Oracle Siebel CRM |
Oracle |
21 |
79 |
10 |
Bmp'online bank |
Terrasoft |
2 |
66 |
Рис. 15
В 2013 году по количеству внедрений лидируют решения, созданные на базе 1С. Это 1С: CRM КОРП и 1С: CRM ПРОФ — 26 % от общего числа внедрений.
Рис. 16
В 2014 году на лидирующей позиции также остается решение на базе 1С — 1С: CRM ПРОФ. Также набрало популярность и выбралось в Топ-5 система ELMACRM+, вышедшая в 2013 году. А в 2015 году эта система становится самой популярной по количеству внедрений. В этом же году в ТОП-5 входит система Клиент-Коммуникатор, разработанная в 2013 году.
Рис. 17
Заключение
Целью исследования было следующее: провести обзор колебаний российского рынка систем управления взаимоотношениями с клиентами за последние пять лет.
Результат обзора показывает, что с развитием новых ИТ технологий российский рынок CRM становится насыщеннее, возрастает конкуренция.
Проведя обзор российского рынка CRM-систем с разных сторон, можно сделать следующий вывод:
‒ отраслевая структура спроса на российском рынке CRM-систем с годами меняется незначительно: наиболее активно системы внедрялись в сфере финансов и торговли;
‒ востребованность CRM-решений растет, в связи с этим растет число вендоров и интеграторов CRM-систем, следовательно, возрастает и их конкуренция;
‒ большинство компаний показывают положительную динамику роста выручки относительно прошлых лет.
Литература:
- Электронный журнал «Управляем предприятием» No 08 (19) август 2012: URL: http://upr.ru/magazine/19
- Terrasoft: [Электронный ресурс].URL: https://www.terrasoft.ru/products/crm/definition
- Tadviser: [Электронный ресурс]URL: http://www.tadviser.ru/index.php/CRM
- Специальное исследование: Российский рынок программного обеспечения CRM: тоги 2012года и прогноз на 2013 год: URL: https://drive.google.com/file/d/0BzQy9ZwUn-JeNFp4bmRnNUhSd0U/edit?pref=2&pli=1
- Интернет-издание о высоких технологиях «CNews» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cnews.ru/
- Gartner: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gartner.com/technology/
- Хабрахабр: Что такое CRM-системы и как их правильно выбирать? [Электронный ресурс]URL: https://habrahabr.ru/post/249633/
- Практика CRM. CRM-система должна быть основным инструментом работы: [Электронный ресурс]. Москва. URL: http://www.crm-practice.ru/articles/3485/