Родословная башкир — шежере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 15.08.2016

Статья просмотрена: 3942 раза

Библиографическое описание:

Хафизова, А. И. Родословная башкир — шежере / А. И. Хафизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33213/ (дата обращения: 20.12.2024).



Башкирский народ, как и другие народы нашей страны, имеет большую и чрезвычайно богатую событиями историю. Перед историками Башкортостана стоит ответственная задача — раскрыть перед современниками историю своего народа, от этапа к этапу проследить мужественную борьбу трудящихся за свободную и счастливую жизнь.

В поисках документальной базы жизни башкир были обнаружены интереснейшие факты. Оказалось, что в Башкирии существуют летописные памятники, которые содержат большое количество информации о башкирском народе. Эти документы — башкирские шежере.

Шежере — башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов. Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Самые ранние шежере датируются временами булгарского периода, то есть возраст некоторых из них составляет более тысячи лет. После принятия ислама генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере», что в дословном переводе на русский язык означает «дерево», в смысловом же переводе — «родословие». Известный этнограф Р. Г. Кузеев, ставший одним из первых исследователей башкирских шежере, перевел это понятие как «генеалогическая летопись». То есть содержание шежере значительно шире простого родословия. В его работах содержатся глубокие наблюдения генеалогии башкирских родов, начиная с глубокой древности. Автор пришел к выводу, что шежере — это не просто родословие, а генеалогическая летопись [1, с. 67].

Башкирские родословные составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписывались, знания о них передавались детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы рода. В целях охранения памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов башкиры излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде, ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией среди башкир. Потерять шежере считалось большим позором.

Шежере в некоторой степени носят характер исторического документа, своеобразного письменного памятника: в них наряду с историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально — этических нормах, сюжеты произведений народного творчества, литературные фрагменты. Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период в несколько веков и более. Из исследований шежере можно почерпнуть факты об устройстве общества того времени, информацию о межплеменных отношениях, некоторых давних событиях.

В настоящее время среди башкир наблюдается тенденция к увеличению интереса своими историческими корнями. В Башкортостане ежегодно отмечается праздник «Шежере — байрам». В ходе праздника старшее поколение повествует младшему о своей родословной, упоминая об известных личностях и примечательных событиях в истории рода. Помимо вышесказанного, существуют сайты, собирающие шежере в единую базу данных. Подобная структура может служить для поиска родственников или информации о своих предках.

Для изучения генеалогии башкирских родов большое значение имеет исследование семьи и брака у башкир. В данном отношении особый интерес представляют монографии А. З. Асфандиярова. Автор увлекательно описывает свадебные обычаи и обряды, детально анализирует формы семьи, брака и развода, имевшихся у башкир [3, с. 101].

В 2002 году был издан первый выпуск сборника документов «Башкирские родословные», составителями которого стали ученые Р. М. Булгаков и М. Х. Надергулов. Это сразу стало крупным событием и новой вехой в истории изучения башкирских родословных, так как данный труд имеет огромное фундаментальное значение в плане дальнейшего исследования этого вида источников. Здесь, наряду с публикацией множества шежере различных племен и родов, был представлен их анализ, транслитерация текстов и комментарии [4, с. 245]

Северо — запад нашей республики сыграл важную роль в этногенезе башкирского народа. И тому пример — история башкирского рода Гирей. До момента вхождения в состав башкирского народа этот род имел собственную государственность, история которой отражена в ряде средневековых источников.

Монгольское название кереит состоит из корня «Кере» и суффикса множественности «ит». Таким образов слово Кере+ит переводится «вороны». В башкирской родоплеменной номенклатуре используется единственное число данного этнонима — Гэрэ, или Гирей [5, с. 34].

Согласно одной из версий, Кереиты изначально жили в Монголии. Во время нашествия Бату-хана, гирейцы всегда находились в авангарде его войск, так как были самыми сильными и беспощадными. Таким образом, гирейцы оказываются здесь, на территории России. Именно поэтому род Кереит ныне есть в составе башкир, казахов, ногайцев и крымских татар.

Кереиты вошли в состав башкирского народа, вероятнее всего в XIII в., став его неотъемлемой частью. Переселившись в Башкирию Кереиты, или Гереи, воспринимают башкирский язык и новую для них религию — Ислам.

Первоначально Гирейцы, вероятнее всего, жили на юге Башкортостана. В Ишимбайском районе республики до сих пор проживает южная ветвь этого племени. Однако в XV веке их, как представителей других башкирских родовых структур призывают на службу правители вновь образованного Казанского ханства. Они получают тарханные ярлыки и земли вдоль Белой, Яика и Мензели. И составляют наряду с другими башкирами, табыно–ириктинцами, кыпчаками, тамьянцамии другими служилый слой ханства [5, с. 156].

В эпоху Казанского ханства башкиры активно вовлекались в военно — политическую жизнь Казанского ханства. Придя на новые места, они теснят более древних обитателей края. Башкирские роды юрми, еней, буляр, которые сегодня населяют восточную часть Татарстана. Башкиры рода Гирей ныне проживают во многих деревнях Краснокамского, Илишевского, Янаульского, Татышлинского районов. Как мы видим, Гирейцы населяют северо — западную часть Башкортостана.

Еще совсем недавно поиск собственных корней многим показался бы глупой и бессмысленной затеей. Сегодня же восстановление генеалогии подобно строительству моста через разрыв между поколениями, который образовался в результате социальных потрясений прошлого столетия. Печальным результатом этого разрыва стала утрата значительной частью северо — западных башкир собственной этнической идентичности. Однако все возвращается на круги своя. Гирейцы вспомнили о своем происхождении и перед ними открылась грандиозная перспектива славной истории башкирского народа.

Литература:

  1. Кузеев Р. Г. Башкирские шежере. Уфа — 1960.
  2. Асфандияров А. З. История сел и деревень Башкортостана. Уфа — 1998.
  3. Булгаков Р. М., Надергулов М. Х. Башкирские родословные. Уфа — 2002.
  4. Имангулов И. Ф. Хроники Прикамья. Уфа — 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): башкирский народ, башкир, Башкирия, Казанское ханство, род, родословная.


Задать вопрос