Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках обучающиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Урок — это форма организации обучения с целью овладения обучающимися изучаемым материалом. Именно на уроке формируется мировоззрение, закладываются основы воспитания и стремления к самообразованию человека завтрашнего дня. В связи с этим на преподавателя ложится не только обязанность подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, но и большая ответственность. Каждый день для педагога — это творческий поиск. Постоянно приходиться искать ответы на вопросы: каким должен быть урок сегодня?, как разбудить эмоции на лицах студентов?, как их заинтересовать, заставить удивляться, сопереживать?, что разбудит душу ребенка, даст эмоциональный толчок к последующей поисковой активности учащегося, поможет учителю выполнить свою работу более качественно и эффективно?
Исследования ученых показали, что человек запоминает только 10 % того, что он читает, 20 % того, что слышит, 30 % того, что видит, 50–70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80 % при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. Когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, сам ставит проблему, вырабатывает и принимает решение, формулирует выводы, делает прогнозы, он запоминает и усваивает материал на 90 %. Только 10 % людей способны учиться с книгой в руках. Из вышесказанного следует, что только десять процентов обучающихся (т. е. 2–3 человека из группы) способны получить знания, умения и навыки методами традиционной школы. А остальные 90 %? Они тоже способны учиться, но не с книгой в руках, а используя другие способы познания.
Задача преподавателя — создание условий, в которых обучающийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания, то есть обучающийся, ранее находящийся в полном подчинении учителя, становится активным участником образовательного процесса. Существует множество методов, которые педагог может использовать для того, чтобы повысить познавательность учащихся. Для этого каждый педагог использует свои методы, действенные в каждой конкретной ситуации. Методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.
Активные методы обучения — это методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать игровую среду, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого студента найти свое место, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, проявить инициативу и самостоятельность на уроке.
Активные методы обучения можно разделить на четыре группы, которые для наглядности представлены в таблице:
№п/п |
Название группы |
Перечень методов, формирующих группу |
1 |
1 группа: методы формирования новых знаний и способов деятельности |
объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы рассказ, лекция, объяснение, изучение литературы, показ, демонстрация, выполнение задания по алгоритму, опрос и др. Данные методы тренируют память и дают знания, но не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей; проблемный и частично-поисковый методы проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения и др. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения и т. п.; исследовательский метод решение задач творческого уровня, самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, моделирование, проектирование, конструирование, постановка эксперимента и др. Благодаря данному методу школьник постепенно познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты. |
2. |
2- группа: методы организации деятельности учащихся |
методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые и сюжетные игры метод кейсов, практикум, тренинг, выступления учащихся с докладами и др.; методы самостоятельной работы учащихся выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материалов учебника, действия с моделями, схемами, таблицами, приборами, лабораторная работа и т. п. |
3. |
3-я группа: методы контроля и самоконтроля |
Степень владения данной группой методов позволяет оценить эффективность деятельности учителя по определению результативности учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся. тестирование, анкетирование, викторина, письменные работы, устные и письменные опросы, зачет, экзамен и др. |
4. |
4-я группа: методы формирования личностных результатов |
беседа, убеждение, внушение, поручение, соревнование, пример, аналогия, рефлексивные методы, воспитывающие ситуации и др. |
В рамках преподавания технологии парикмахерского искусства может быть использован разработанный мной урок в форме викторины, где в полной мере применяются методы обучения второй и четвертой группы.
Разработка урока в форме викторины по МДК 04.01 «Выполнение работ по профессии парикмахер» для студентов первого курса, обучающихся по специальности «Парикмахерское искусство».
План занятия
- Организационная часть.
- Проведение конкурса.
- Награждение победителей и участников.
Ход занятия
- Организационная часть — 7 мин
‒ Приветствие участников викторины, жюри и зрителей.
‒ Расстановка участников по местам.
‒ Объяснение правил и этапов проведения викторины.
‒ Раздача участникам необходимого материала.
- Проведение конкурса --60 мин
Викторина состоит из трех этапов.
1 ЭТАП.
Ведущий по очереди каждому участнику задает короткий вопрос, который выбирается случайным образом. Участник должен быстро дать ответ, если он не отвечает, вопрос переадресовывается следующему участнику.
Таким образом, после пяти кругов опроса участников, проводится независимое голосование, и участники сами определяют, кто должен покинуть игровое поле.
По итогам пяти голосований, после каждого круга опроса, остается всего три участника.
2 ЭТАП.
Участникам предлагается подумать, затем осмысленно и коротко дать ответ на вопрос «Почему вы выбрали профессию парикмахер». На обдумывание дается 10 минут, в это время на экран проектора для просмотра выводиться короткий фильм на тему «Парикмахерское искусство — жизнь или творчество».
После просмотра каждый участник в течении одной минуты отвечает на поставленный вопрос.
Жюри определяет кто по итогам рассказа будет выбирать дорожку для игры в следующем туре первым, вторым и третьим.
3 ЭТАП.
На выбор участникам предлагается три дорожки:
на 1)-два вопроса и нет права на ошибку
на 2)-три вопроса и допускается один неправильный ответ
на 3)-четыре вопроса и допускается два неверных ответа.
Участники по очереди, самостоятельно вытягивают карточки с вопросом, на обдумывание дается 1 минута, если ответ верный, то он продвигается на один шаг вперед к победе.
Таким образом, в третьем туре выявляется победитель викторины, который может оказаться на любой из дорожек!!!
- Награждение победителей и участников -- 13 мин.
Победители викторины, занявшие первое, второе и третье место получают дипломы победителей.
Все участники получают сертификаты.
Оставшиеся вопросы, задаются обучающимся, находящимся в зрительном зале. Тем, кто ответит как минимум на три вопроса, также выдается сертификат участника.
Многие из обучающихся при подготовке к такому уроку используют дополнительную литературу, изучают журналы, читают интересные факты в интернете о парикмахерском искусстве. Они считают необходимым подготовиться для того чтобы выиграть!
Познавательная активность студента выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т. п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.
На уровень активности обучающихся сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с ними на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Познавательная активность учащихся на уроках напрямую связана с работой учителя, а именно от того каким образом он строит ход урока, и насколько нестандартно подойдет к его проведению. Сочетание активных методов обучения и использование их в различных вариациях, как показывает мой опыт, дает в итоге хорошие результаты: обучающиеся заинтересовываются в изучении нового материала, активно работают, и на последующих уроках оперируют полученными знаниями.
Литература:
- Смолкин А. М. Активные методы обучения / А. М. Смолкин. — М.: Просвещение, 1991. — 150 с.
- Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. — М.: Академия, 2004. — 224 с.
- СластенинВ.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Кругликов В. Н. Методы активизации познавательной деятельности. СПб.: Знание, 2006. — 190 с.