На христианском Востоке существует множество литургических обрядов, относящихся к различным литургическим типам. Месопотамский тип литургий включает в себя литургию под названием «литургия святых апостолов Фаддея и Мария». Это литургия была в употреблении еще до отделения несториан, поэтому особенно важна для изучения. Имеющиеся сведения об этом обряде находятся в сочинениях древнего автора Ефрема Сирина. Списки с текстом данной литургии датируются учеными примерно IV веком.
Ключевые слова: литургия, христианство, обряд, месопотамская, список, источник, апостольская
В период VI-VIII вв. суточное богослужение приняло нынешний свой вид не только в православной Церкви, но и в отделившихся за это время от нее еретических обществах — несториан, монофизитов и монофелитов, а также о всей западной половине христианского мира. Знакомство с богослужебными чинами всех этих церквей проливает много света на историю нашего богослужения, тем более, что в рассматриваемый период последнее имело много сходного в разных церквах и в мало культурных странах Востока могло сохраниться неизменнее чем наше. [4, с. 238]
Начиная наше исследование месопотамского типа литургий необходимо упомянуть, что в своем многообразии христианские литургии разделились на множество групп и типов. Попытки классификации типов литургии по их характерным особенностям делались не раз. Существует несколько схем литургических типов. [2, с. 39] Мы будем следовать схеме Ф. Э. Брайтмана, с исправлениями, сделанными И. А. Карабиновым. По данной схеме интересующая нас литургия апостолов Фаддея и Мария относится к месопотамскому типу литургий.
Нужно заметить, что Несторианская церковь является одной из многочисленных христианских церквей востока, отделившаяся от Константинопольского патриархата в 431 году. Это отделение произошло из-за осуждения на III Вселенском соборе (Эфесском) ереси Нестория: «Несторию определили изгнание, и епископам, какие тогда находились в Константинополе, велели избрать вместо него другого иерарха». [1; 135] В Деяниях вселенских соборов мы находим информацию, что Нестория сослали в Элефантину, город на реке Нил. [1; 135] Это был окраинный пограничный город. Сам Несторий не являлся основателем Восточной церкви. Появилось она позднее, после его смерти. Сегодня отделившаяся церковь называется — Ассирийская церковь Востока или Сиро-персидская церковь (официальное название Святая Апостольская Соборная (Кафолическая) Ассирийская Церковь Востока), также встречаются названия: Несторианская церковь, Персидская церковь. Месопотамский тип литургии находится в употреблении в этой церкви.
Переходя теперь к литургиям месопотамского типа, отметим, что это евхаристическое богослужение христиан, населяющих восточные пределы Малой Азии, Персии и отчасти Индии, a когда-то распространявшееся вплоть до Монголии. [2, с. 54] Также данные литургии месопотамского типа находятся у живущих в азиатской Турции и Персии неправославных обществ, известных под именем несториан, или халдеев. [5, с. 501]
Итак, в литургическом употреблении несториан сохранились три литургии: так называемая «апостольская» или святых апостолов Фаддея и Мария, литургия Нестория и литургия Феодора Мопсуестийского. Первая из них совершается по несторианским церковным установлениям от Страстной недели до конца церковного года, т. е. до предпраздненства Рождества Христова. [2, с. 54] Не православие несториан, состоящее в неправильном учении о соединении в Иисусе Христе двух природ, Божеской и человеческой, началось в Ѵ в. но, несмотря на отступление этих христиан от Вселенской Церкви в столь ранее время, некоторые из существующих у них литургий не имеют ни малейшего следа ереси, потому что относятся к глубочайшей древности, предшествующей введению у них несторианства, и доныне с уважением сохраняются, служа памятником прежнего Православия здешних жителей. [5, с. 501]
Важнейшая из несторианских литургий есть литургия святых Апостолов, как она называется в большей части сирийских списков, или литургия святых Апостолов Адея (Фадея) и Мария, как она надписывается в некоторых из них. [5, с. 503] Именно эта, древнейшая, литургия, употреблявшаяся еще до отделения несториан, и будет нас интересовать.
Как уже было выше сказано, данная литургия носит названиелитургия святых Апостолов Адея (Фадея) и Мария. Фадде́й — апостол от семидесяти, по происхождению еврей, родился в сирийском городе Эдессе. По преданию Придя в Иерусалим на праздник, Фаддей услышал проповедь св. Иоанна Предтечи и, приняв от него крещение в Иордане, остался в Палестине. Увидев Иисуса, он сделался Его учеником, и был избран им в число тех 70 учеников, которых Господь посылал по двое на проповедь в те города и местности, которые намеревался посетить. «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти», (Лк 10:1). Дойдя с проповедью до финикийского города Вирита (ныне Бейрут), он основал там Церковь и в том же городе мирно скончался в 44-м году.
Марий (Аддаи и Мари) — святой, по преданию спутник Фаддея и четвертый патриарх Ассирийской церкви Востока. Возглавлял церковь с 80 по 120 год.
А. Петровский в своем исследовании апостольских литургий рассматривая литургию святых Апостолов Адея (Фадея) и Мария так пишет о принадлежности ее данным авторам: «Так, одни из последних — жители Месопотамии, христиане с первого века и последователи Нестория с пятого, приписывают составлениесвоей литургии апостолам Фаддею и Марию. Просветителям Месопотамии и близлежащих стран. Прямым доказательством этого служит существование надписанной именами этих апостолов литургии. Доказательство слабое и единственное, если не считать замечания одного из сирских писателей, что ап. Марий совершая литургию одевал белый паллиум». [4, с. 173] Но раз церковная традиция говорит о проповеднической деятельности в пределах Месопотамии, то вполне последовательно к ним возводить начало литургии. [4, с. 174]
К. Керн об авторстве литургии склоняется в следующему мнению: «Апостольское в них — традиция и общее содержание молитв, тогда как остальное — продукт позднейших наслоений». [2, с. 54.]
В свою очередь А. Петровский приводит доказательство древности литургии ап. Фаддея и Мария: «Но литургия имеет в призывании одну характерную фразу константинопольской Церкви «преложив их Духом Святым…», которая не могла быть заимствована после разделения церквей в 431 году. Поэтому месопотамская литургия должна быть еще древнее сравнительно с этой датой». [3, с. 174]
В «Собрании древних литургий» относительно датировки литургии приводятся доводы, что она относится к древним обрядам: «Независимо от этого местного предания древность рассматриваемой литургии подтверждается многими внутренними и внешними признаками. Во-первых, то самое обстоятельство, что нет в ней никаких следов несторианского учения, доказывает ее существование до V в., а то, что никем не указывается и нельзя указать ни данного времени, ни определенного лица, которому бы до V в. принадлежало ее составление после времен апостольских, подобно двум другим несторианским литургиям, оправдывает приписываемое ей название апостольской. Кроме того, краткость и простота молитв ее свидетельствуют о близости ее к самой первоначальной форме Евхаристического богослужения». [5, с. 504]
В дальнейшем относительно происхождения литургии в «Собрании древних литургий» делается вывод: «Впрочем, при всей глубокой древности и своей оригинальности, рассматриваемая литургия в том виде, в каком она дошла до нас по спискам, подобно другим, так называемым апостольским, не может быть приписана вполне св. апостолам вообще или в частности св. Фадеею. Поэтому достаточно будет сказать, что она имеет одно древнейшее начало с литургиями, считавшимися во Вселенской Церкви за апостольские, и в основе своей содержит относящиеся к этому богослужению предания, прямо произошедшие из апостольского источника. Первая, которая служит для прочих некоторым образцом (canon) и из которой обыкновенно заимствуются многие общие молитвы... [5, с. 505] Таким образом, если под литургией апостолов в словах Леонтия следует разуметь первую из тех, которые имеют несториане, то в ней можно признать древнюю форму сирийской литургии, каковая употреблялась в месопотамских церквах прежде разделения церкви несторианской ересью». [5, с. 506]
В Собрании древних литургий приведена литургия из источника, о котором говориться следующее: «Сирийские списки, с которых сделан и издан Ренодотом перевод рассматриваемой литургии св. апостолов, по словам его, не слишком древние и принадлежали частным лицам, но приняты им в основание единственно по недостатку более древних. Таковы списки, принадлежавшие Диарбекирским священникам Илие и Исе, и написанный патриархом католических несториан Иосифом I в конце XVII в. Впрочем, достоверность этих списков в том отношении, что они представляют подлинное древнее богослужение несториан или халдеев, не подлежит сомнению, а латинский перевод, изданный в его собрании восточных литургий, отличается простотой и верностью». [5, с. 509]
Относительно структуры месопотамской литургии не из древних списков, а в обряде, находящемся в употреблении сегодня, то А. Петровский говорит следующее: «Мы имеем полное право настаивать на той мысли, что и эту, так называемую апостольскую литургию нельзя считать произведением апостольского века. Наиболее древние молитвы восходят только к VII веку, а все остальное содержание составляет продукт позднейших веков». [5, с. 200–201] Т. е. Древний текст литургии не раз перерабатывался и дополнялся. Имеющийся обряд сегодня в употреблении у несториан отличается от древнего апостольского обряда.
Единственным источником изучения древней месопотамской литургии по словам А. Петровского служат сочинения Ефрема Сирина (306–373 гг.) — один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт. Но в них нет ни одного места, в котором был бы подробно описан весь состав месопотамской литургии IV века, указана связь и расположение ее отдельных частей. [4, с. 203]
А. Петровский приводя слова Ефрема Сирина упоминает, что приходящие в храм на для молитвы должны приносить приношения для таинства евхаристии. При приношении совершалась ходатайственная молитва за живых и мертвых. И ходатайственная молитва входила в состав молитв евхаристии. После поминовения живых и мертвых евхаристическая молитва заканчивалась призыванием Святого Духа. Далее следует причащение верующих. Этим ограничиваются все данные в творених Ефрема Сирина[4, с. 202–203].
Делая вывод относительно происхождения текстов данной литургии, то можно сказать что четких фактов, указывающих на то, что она принадлежит руке апостолов Фаддея и Мария не имеется. Существую лишь общие сведения, подтверждающие принадлежность литургии к древнейшим временам. Касательно датировки, то без сомнения известные списки имеют древний текст, без поздних наслоений данная литургия относится к древнейшим христианским литургиям. Структура древней литургии известна из творений Ефрема Сирина и перевода, приведенного в «Собрании древних литургий».
Литература:
- Деяния Вселенских соборов
- Керн К. Евхаристия. Из чтений в православном богословском институте в Париже. — Киев: Изд-во им. свт. Льва, 2005. –
- Петровский А. Апостольские литургии восточной церкви. — СПб.: «Печатня С. П. Яковлева», 1897. –
- Скабаланович М. Толковый типикон. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. –
- Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. — М.: Даръ, 2007. –