The article presents an analysis of legislative reforms in the field of management of solid municipal waste. It has been established that the existing conditions of modern Russian society characterized by the increase of the volume of municipal solid waste and decrease in the share of their processing, low efficiency of enterprises in the industry. To the introduction of tariffs in the sphere of solid municipal waste eliminated the problems identified, you need to make the right choice for the operator of the regional waste management. In this connection, the current becomes conducting proper business valuation, taking into account the existence of assets, the level of costs and revenues which are regulated by the state.
Key words: recycling of waste, management, assets, business, pricing, secondary resources
В начале двадцать первого века мировое сообщество стало осознавать то, что нарастающее количество экологических проблем, обусловленное ускоренным экономическим развитием, может уже в ближайшем будущем спровоцировать катастрофические последствия. Необходимость и актуальность решения проблем в сфере обращения с отходами, нарастая, приобретают явный неотложный характер [5]. Становление нового мировоззрения общества требует формирования нестандартных подходов к организации процесса обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), на основе учета инструментов государственного регулирования, адаптированных к современным тенденциям.
Загрязнение окружающей среды огромными объемами образующихся отходов приобретает на сегодняшний день все более значительные масштабы, являясь важнейшей экологической проблемой, решение которой в нашей стране на данный момент не соответствует современным мировым стандартам [3]. Ситуация усугубляется ежегодным ростом объемов твердых коммунальных отходов, что сопровождается крайне низкой долей их переработки промышленными методами (рис.1).
Рис. 1. Динамика вывоза обработанных и переработанных твердых коммунальных отходов, тыс. кубометров [2]
Отсутствие благоприятных условий для стимулирования переработки отходов влечет за собой низкий объем ТКО, вовлеченных в рециклинг и оборот [1]. Решение данной проблемы во многом связано с низкой эффективностью функционирования предприятий, вовлеченных в сферу обращения с отходами, отсутствием средств на обновление и модернизацию процессов переработки [6]. Указанные обстоятельства послужили предпосылками для внесения изменений в нормативно-законодательную базу, регулирующую данный вид деятельность. 30.05.2016 было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее — Постановление 484), в котором определяется порядок тарифообразования для Региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Функции по государственному регулированию процесса тарифообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами передаются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органам местного самоуправления (в особых случаях). Изменения направлены на то, чтобы тарифы компенсировали экономически обоснованные расходы, направленные на реализацию инвестиционных и производственных программ, обеспечивали необходимый уровень доходности деятельности предприятий переработки и инвестированного капитала, который используется в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности.
Постановление 484 описывает базовые правила ценообразования в сфере обращения с ТКО, определяет механизм, методы и принципы регулирования тарифов. Тарифы будут устанавливаться ежегодно, срок действия тарифов не должен быть менее года. Кроме того, законом установлен запрет на превышение утвержденных тарифов в регулируемых видах деятельности в сфере обращения с ТКО, разрешая использовать цены, определенные по соглашению сторон.
Прежде всего, государственное регулирование производится в отношении:
‒ тарифа на обезвреживание ТКО;
‒ тарифа на обработку ТКО;
‒ тарифа на захоронение ТКО;
‒ единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
В указанном документе утверждены:
‒ механизм расчета необходимой валовой выручки;
‒ особенности определения единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО;
‒ методы регулирования тарифов (метод доходности инвестированного капитала, метод индексации, метод экономически обоснованных расходов.
Следует отметить, что. в современных условиях тарифная политика способно выполнять функции рычага воздействия на повышение эффективности функционирования сферы обращения с отходами ТКО. При помощи правильно сформированных тарифов для предприятий данного вида деятельности использование устаревших технологий сбора, размещения и транспортировки отходов, способствующих потерям вторичных ресурсов и загрязнению окружающей среды, будет экономически невыгодным [4].
Несмотря на явные позитивные возможности, которые будут получены в результате проведения реформирования сферы обращения с отходами, существуют и различные проблемы, которые могут возникнуть. Так, одним из основополагающих аспектов нововведений является необходимость выбора регионального оператора по обращению с отходами ТКО на конкурсной основе из числа наилучших предприятий, задействованных в данном виде деятельности. Предполагается, что данные мероприятия позволят повысить прозрачность бизнеса, снизить риски коррупционных проявлений. Однако, в отдельных экономически менее развитых субъектах федерации может не оказаться ни одной компании, которая отвечала бы предъявляемым требованиям. Кроме того, наличие главного требования по наименьшей приведенной стоимости бизнеса как одного из параметров деятельности в сфере обращения с ТКО может привести к тому, что конкурировать за статус регионального оператора по обращению с отходами ТКО будут не профессиональные качества соперничающих компаний, а цены. Проблемы могут возникнуть также из-за большой региональной дифференциации как социально-экономического развития, так и сферы обращения с отходами.
В связи с этим на первый план выходит задача по правильной и корректной оценке стоимости бизнеса в сфере обращения с отходами. Главной особенностью данного процесса становится наличие активов, уровень расходов и доходов которых будет регулироваться государством, а также таких активов, которые относятся к конкурентному рынку. Различие связано с тем, относятся ли перерабатываемые отходы к коммунальным или они получены на производстве. Также важным становится понимание того, каким образом будет происходить процесс тарифообразования в дальнейшем, а также как провести оценку конкурентной позицию исследуемой компании.
В качестве еще одной проблемы установления единого тарифа на услуги региональных операторов можно указать совмещение принципов регулирования, которые соединяют в себе обязательное проведение торгов, которые направлены на снижение цены, а также административное установление цены при помощи тарифного регулирования. К последствиям совмещения столь различных подходов способно привести к установлению тарифов в сфере обращения с отходами, не позволяющих оказывать услуги необходимого объема и качества, что не может быть приемлемой для отрасли, которая влияет на санитарную и экологическую ситуацию в стране.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что внедрение в сферу обращения с ТКО механизма государственного регулирования тарифов может позволить увеличить стоимость и результирующую составляющую деятельности предприятий данной отрасли, повысить эффективность и конкурентоспособность деятельности. Однако, все это станет возможным только при условии решения выявленных в данной статье проблем.
Литература:
- Островский Н. В. Территориальные схемы как средство управления обращения с отходами // Вопросы управления. 2015. № 5 (17) С.186–191.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b_oxr15/Main.htm
- Перова И. Т., Али-заде Т. К. Отрасль обращения с твердыми бытовыми отходами в фокусе ГЧП: общий взгляд и институциональные российские особенности // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 41 С.41–58.
- Таслунов А. Н., Барабанов А. С. Анализ тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Вологды) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 6 С.106–118.
- Хизбуллин Ф. Ф., Саттаров А. Р., Хакимов Р. Т. К вопросу организации переработки твердых бытовых отходов в Российской Федерации // ТТПС. 2014. № 3 (29) С.82–87.
- Ячменева В. М., Сиволап А. В. Ограничения в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами // БИ. 2014. № 5 С.188–193.