Развитие рынка платных услуг в России и Пермском крае | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 20.08.2016

Статья просмотрена: 1303 раза

Библиографическое описание:

Пузакова, А. А. Развитие рынка платных услуг в России и Пермском крае / А. А. Пузакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 195-200. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33263/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы развития рынка платных услуг России и Пермского края. Автором описаны виды и объемы платных услуг, предоставленных населению России и Пермского края в частности. Проанализирована динамика объемов платных услуг населению за 2008−2014 гг. России и Пермского края.

Ключевые слова: структура сферы услуг, платные услуги населению, Пермский край

В настоящее время сфера платных услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики, суммарная доля которых в валовом внутреннем продукте по официальным данным в последние годы составляет более 70 % от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как 65 % для развивающихся стран, 75 % экономически развитых стран, в России находится в пределах 60 % [1].

Согласно данным федеральной службы статистики Российской Федерации спрос на платные услуги населению страны, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает, обгоняя производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.

В табл. 1 представлен объем платных услуг населению России за последние семь лет [2].

Таблица 1

Объем платных услуг населению России за последние семь лет

Год

Объем платных услуг вмлн.рублей

2008

4 079 603,00

2009

4 504 455,00

2010

4 943 482,00

2011

5 540 654,08

2012

6 036 838,58

2013

6 927 482,00

2014

7 467 521,00

На рис.1 видно, что рост объема сферы платных услуг населению страны за последние семь лет носит положительную динамику и стабильный характер.

Рис. 1. Динамика роста платных услуг населению России за период 2008–2014 гг., в млн.рублей

Многие черты экономики России специфические, в том числе и в сфере услуг, обусловлено это особенностями регионального экономического развития. Для анализа возьмем такой регион как, Пермский край, расположенный на Западном склоне Северного и Среднего Урала, относящийся к Приволжскому федеральному округу (ПФО).

В табл. 2 представлен объем платных услуг населению Пермского края за период с 2008–2014 гг. [4].

Таблица 2

Объем платных услуг населению Пермского края за последние шесть лет

Год

Объем платных услуг вмлн.рублей

2008

68 629,30

2009

78 573,60

2010

90 667,60

2011

102 886,50

2012

112 432,20

2013

124 279,10

Анализируя данные Пермстата за период с 2008–2013 годможно сделать вывод, что рост объема сферы платных услуг населению Пермского края за последние шесть лет носит положительную динамику и стабильный характер (рис 2).

Рис. 2. Динамика роста платных услуг населению Пермского края за период 2008–2013 гг., в млн.рублей

Сфера платных услуг охватывает достаточно большое число видов деятельности, которые объединяются в группы с помощью различных классификаций, используемых как на международном, так и национальном уровне. Например, согласно классификации Всемирной торговой организации выделяется более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать категорий [3].

В Таблице 3 представлена структура платных услуг населению России за последние семь лет [2].

Таблица 3

Структура платных услуг населению России за период 2008–2014 гг.(в процентах китогу)

Наименование оказанной услуги

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Бытовые

9,9

9,9

9,9

9,6

9,9

10,8

10,8

Транспортные

21,6

20,3

19,0

19,3

19,6

18,7

18,6

Связи

19,7

19,5

19,2

18,8

18,7

17,7

17,0

Жилищные

5,2

5,5

5,8

5,9

5,9

5,7

5,9

Коммунальные

17,6

19,3

21,1

21,8

21,1

21,1

21,0

Гостиниц и аналогичных средств размещения

2,6

2,4

2,3

2,3

2,3

2,3

2,4

Культуры

1,6

1,7

1,7

1,6

1,6

1,7

1,7

Туристские

1,8

1,7

2,0

2,0

2,0

2,1

2,0

Физической культуры и спорта

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,7

0,7

Медицинские

4,8

4,9

5,1

5,2

5,5

6,0

6,4

Санаторно-оздоровительные

1,4

1,4

1,2

1,2

1,3

1,2

1,2

Ветеринарные

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Правового характера

2,5

1,9

1,7

1,6

1,4

1,2

1,2

Системы образования

7,0

6,9

6,6

6,3

6,3

6,5

6,5

Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста инвалидам

...

...

...

0,1

0,1

0,2

0,2

Другие услуги

3,5

3,8

3,6

3,5

3,5

3,9

4,2

В Таблице 4 представлена структура платных услуг населению Пермского края за последние шесть лет [4].

Таблица 4

Структура платных услуг населению Пермского края (в процентах китогу)

Наименование оказанной услуги

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Бытовые

11,5

11,3

10,7

10,6

11,6

12,1

Транспортные

16,5

16

14,1

14,1

14,4

14,6

Связи

20,6

17,2

15,5

16,4

15

13,9

Жилищно-коммунальные

21,5

22,6

28,2

25,5

25,1

24,9

Гостиниц и аналогичных средств размещения

1,1

1

0,9

0,9

0,9

0,8

Культуры

0,6

0,6

1,4

1,4

1,5

1,5

Туристские

1,8

1,8

1,8

2,2

2,5

2,7

Физической культуры

0,5

0,5

0,6

0,7

0,7

0,7

И спорта

Медицинские

5,3

5,9

4,9

5,1

5,6

6

Санаторно-оздоровительные

2,7

2,4

2,1

2,2

2,3

2,3

Ветеринарные

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Правового характера

3,8

1

1,3

1,3

1,1

0,9

Системы образования

7,8

7,6

6,4

6,5

6

6,1

Социальные

0,1

0,2

0,2

Прочие платные услуги

6,2

12

12

12,9

13

13,2

Из таблиц 3,4 представленных выше видно, что лидерами от общего объема потребления платных услуг населения России в 2014 году являются коммунальные, транспортные, бытовые. Данные услуги имеют социальную значимость, массовый спрос и являются традиционными видами услуг, которые имеют важное значение в обеспечении условий жизни населения России, и носят характер «обязательных». Хотелось бы проследить тенденцию роста на такие виды услуг, которые являются «лидерами» по спросу населения на них. Среди них особое место занимают услуги связи, услуги системы образования, туристические услуги, в том числе гостиницы и аналогичных средств размещения (табл. 5).

Таблица 5

Объём платных оказанных услуг, которые являются «лидерами» по спросу населения России за период 2008–2014 гг.(в процентах китогу) [2]

Наименование оказанной услуги

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Услуги связи

19,7

19,5

19,2

18,8

18,7

17,7

17,0

Туристические услуги, в том числе гостиницы и аналогичные средства размещения

4,4

4,1

4,3

4,3

4,3

4,4

4,4

Услуги системы образования

7,0

6,9

6,6

6,3

6,3

6,5

6,5

Другие услуги

3,5

3,8

3,6

3,5

3,5

3,9

4,2

На рисунке 3 видно, что рост объема платных оказанных услуг, которые являются «лидерами» по спросу населения России за период 2008–2014 гг.Среди них первое место занимают услуги связи, услуги системы образования, затем туристические услуги, в том числе гостиницы и аналогичных средства размещения.

Рис. 3. Динамика роста платных услуг, которые являются «лидерами» по спросу населения России за период 2008–2014 гг.(в % к итогу)

В табл. 6 представлен объем платных услуг на душу населению России за последние семь лет [2].

Таблица 6

Объем платных услуг на душу населения России за период 2008–2014 гг.(в рублях)

Наименование оказанной услуги

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Туристические, в том числе гостиницы и аналогичные средства размещения

1 264,50

1 289,60

1 489,20

1 667,40

1 833,50

2 147,50

2 212,60

Системы образования

2 014,80

2 172,60

2 282,80

2 429,70

2 646,10

3 130,40

3 330,40

Связи

5 625,50

6 144,10

6 654,90

7 305,30

7 867,50

8 546,90

8 684,50

На рис.4 и 5 отчетливо видно, что из «лидеров» платных услуг по спросу населения России за период 2008–2014 гг. первое место занимает рынок услуг связи. По сравнению с туристическими услугами и услугами системы образования, услуги связи высокими темпами растут в верх.

Рис. 4. Динамика роста платных услуг на душу населения России по видам за период 2008–2014 гг.(в рублях)

Рис. 5. Графики роста платных услуг на душу населения России по видам за период 2008–2014 гг.(в рублях)

Следовательно, можно сделать вывод, что основные предпосылки роста значимости платных услуг в современной экономике обусловлены появлением новых видов деятельности в сфере услуг в связи с влиянием научно-технического прогресса, усложнением производства и перенасыщением рынка товарами повседневного спроса, спада отечественного производства, чрезмерным увеличением доли импортных товаров, увеличением объема неорганизованной продажи контрафактной продукцией, что сопровождается рядом негативных явлений: таких как плохое качество и несоответствие стандартам безопасности.

Литература:

  1. Дудакова И. А., Гладкова Ю. В. Инновационное развитие сферы услуг России как основа построения сервисной экономики // Вестник ДГТУ, 2010. Т.10. № 6(49)
  2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — [URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#] (дата обращения 12.07.2016).
  3. The World Travel Organization [Электронныйресурс] — [URL:http://www.wto.org/#] (дата обращения 22.07.2016).
  4. Территориальный орган Федеральной служба государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс] — [URL:http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/enterprises/trade//#] (дата обращения 10.08.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, Пермский край, население России, средство размещения, динамик роста, оказанная услуга, спрос населения России, услуга связи, услуга системы образования, число гостиницы.


Ключевые слова

структура сферы услуг, платные услуги населению, Пермский край

Похожие статьи

Проблемы использования и перспективы использования туристического потенциала Хабаровского края для развития внутреннего туризма

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие внутреннего туризма в Хабаровском крае. Дана характеристика сущности и особенностей внутреннего туризма. Раскрыта организация внутреннего туризма в России. Определены проблемы и перспективы использов...

Анализ рынка общественного питания в Воронежской области

В данной статье проанализирован рынок общественного питания в Воронежской области. Также дана характеристика сферы общественного питания в данной области, перечислены преобладающие типы заведений, их размещение и потребители. Рассмотрен гастрономичес...

Современное состояние и тенденции развития молочного скотоводства Пермского края

В статье представлены результаты анализа рынка сырого молока Пермского края. Рассмотрено современное состояние скотоводства Пермского края: характеристика действующих предприятий, объемы производства продукции, меры государственной поддержки. Определ...

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области

В статье представлены и проанализированы основные показатели развития туризма в Калининградской области. Дана краткая характеристика туристической отрасли в регионе.

Анализ развития сервисной отрасли в России

В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.

Состояние и развитие индустрии гостеприимства в Калининградской области

Статья содержит оценку текущего состояния рынка общественного питания и коллективных средств размещения в Калининградской области, а также включает анализ количества предприятий в период с 2012 по 2019 год.

Современные тенденции развития сферы общественного питания Калининградского региона

Данная статья посвящена особенностям развития сферы общественного питания Калининградской области. Автор рассматривает основные факторы, влияющие на данную сферу, а также анализирует динамику показателей ее развития. В итоге сформулированы основные т...

Тенденции развития медицинского туризма

В настоящей работе рассмотрена информация о медицинском туризме. Представлены информация о странах, наиболее привлекательных в данной сфере, основные причины поездок людей с целью лечения. Рассмотрена организация работы по развитию медицинского туриз...

Проблемы системы ЖКХ на региональном и муниципальном уровне на примере Республики Башкортостан

В статье анализируются проблемы системы ЖКХ на региональном и муниципальном уровне на примере Республики Башкортостан, проводится анализ статистических данных по опросам населения, выдвигаются предложения по устранению выявленных проблем.

Похожие статьи

Проблемы использования и перспективы использования туристического потенциала Хабаровского края для развития внутреннего туризма

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие внутреннего туризма в Хабаровском крае. Дана характеристика сущности и особенностей внутреннего туризма. Раскрыта организация внутреннего туризма в России. Определены проблемы и перспективы использов...

Анализ рынка общественного питания в Воронежской области

В данной статье проанализирован рынок общественного питания в Воронежской области. Также дана характеристика сферы общественного питания в данной области, перечислены преобладающие типы заведений, их размещение и потребители. Рассмотрен гастрономичес...

Современное состояние и тенденции развития молочного скотоводства Пермского края

В статье представлены результаты анализа рынка сырого молока Пермского края. Рассмотрено современное состояние скотоводства Пермского края: характеристика действующих предприятий, объемы производства продукции, меры государственной поддержки. Определ...

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области

В статье представлены и проанализированы основные показатели развития туризма в Калининградской области. Дана краткая характеристика туристической отрасли в регионе.

Анализ развития сервисной отрасли в России

В статье проанализированы основные тенденции развития сервисной отрасли России. Представлена статистика услуг. Рассмотрены условия, благоприятствующие развитию сервисного обслуживания и росту его роли в российской экономике.

Состояние и развитие индустрии гостеприимства в Калининградской области

Статья содержит оценку текущего состояния рынка общественного питания и коллективных средств размещения в Калининградской области, а также включает анализ количества предприятий в период с 2012 по 2019 год.

Современные тенденции развития сферы общественного питания Калининградского региона

Данная статья посвящена особенностям развития сферы общественного питания Калининградской области. Автор рассматривает основные факторы, влияющие на данную сферу, а также анализирует динамику показателей ее развития. В итоге сформулированы основные т...

Тенденции развития медицинского туризма

В настоящей работе рассмотрена информация о медицинском туризме. Представлены информация о странах, наиболее привлекательных в данной сфере, основные причины поездок людей с целью лечения. Рассмотрена организация работы по развитию медицинского туриз...

Проблемы системы ЖКХ на региональном и муниципальном уровне на примере Республики Башкортостан

В статье анализируются проблемы системы ЖКХ на региональном и муниципальном уровне на примере Республики Башкортостан, проводится анализ статистических данных по опросам населения, выдвигаются предложения по устранению выявленных проблем.

Задать вопрос