В данной статье рассматриваются особенности оформления документов для государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с новыми административным регламентом, правилами оформления заявки и правилами составления документов, которые вступили в силу с 18 июля 2016 года. Затронуты некоторые противоречия данных документов и перспективы дальнейшего развития правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности.
Ключевые слова: программа для ЭВМ, база данных, государственная регистрация
Защита результатов интеллектуальной деятельности (РИД) на фоне развития инфокоммуникационных технологий приобретает особую актуальность. Среди объектов авторского и смежного права можно выделить программы для ЭВМ и базы данных, которые являются основным результатом интеллектуальной деятельности для ряда IT-компаний, а также студентов инженерно-технического профиля. Также эти РИД являются объектами авторского права, для которых возможна регистрация [1, статья 1259], что упрощает охрану интеллектуальной собственности, при этом срок государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных и выдачи свидетельства составляет два месяца [2, пункт 13], что удобно, когда нужно быстро получить охранный документ на результаты интеллектуальной деятельности.
С 18 июля 2016 года в соответствии с приказами Министерства экономического развития РФ № 210 и 211от 05.04.2016 изменился административный регламент и правила оформления заявки на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин или базы данных, что может вызвать некоторые затруднения, поскольку форма заявки и комплект документов несколько изменился. Рассмотрим необходимый комплект документов, обращая внимания на нововведения и особенности заполнения.
Основным элементом комплекта отправки является сама заявка на регистрацию, состоящая из заявления и депонирующих материалов. Заявление, а также дополнение к заявлению значительно изменили формы, адаптируюсь под требования Гражданского кодекса (ГК) и других документов Российской Федерации. Первое отличие, которое может ввести в заблуждение и заставить потрать некоторое время на изучение законодательства — это разделение баз данных на два вида: в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 ГК и с пунктом 3 статьи 1334 ГК. Приведем выдержки из этих статей.
Согласно статьи 1259 ГК, объектами авторских прав являются в частности программы для ЭВМ и базы данных, в отношении которых «возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса». В то время как статья 1334 ГК закрепляет исключительное право изготовителя базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. При этом авторство группы лиц, создавшей данный РИД, не указывается, о чем свидетельствует п. 19 правил оформления заявки, согласно которому «если заявка подается в отношении базы данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 1334 Кодекса, графа 7 (Сведения об авторе) не заполняется» [3]. Таким образом, для закрепления авторских прав, а именно это и нужно большинству заявителей, необходимым пунктом будет база данных, государственная регистрация которой осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 1259 ГК.
Рассмотрим графу 1 заявления, в которой отражено название регистрируемого объекта. В пункте 12 Правил оформления [3] говорится что «название не должно явным образом характеризовать представленный объект в качестве объекта, не являющегося программой для ЭВМ и базой данных как таковой». Этот пункт явно запрещает называть программы, реализующие какой-либо метод или алгоритм просто «Метод такой-то» или «Алгоритм такой-то», что явно отражает их суть, говорит об их назначении, но, по мнению экспертов ФИПС, «может ввести в заблуждение». Также эксперты не любят названия, начинающиеся со слов «Система», и даже «Программное обеспечение», поэтому для экономии времени и нервов рекомендуется называть «Программа для реализации метода» или обезличено, чтобы не было возможности найти мнимые несоответствия регламенту.
Еще одним нововведением стало появление подтверждения отсутствия сведений, содержащих государственную тайну. Таким образом, сотрудникам образовательных учреждений, предприятий и т. д. при регистрации объектов авторского права необходимо получать разрешение о возможности открытого опубликования, подтверждающее отсутствие в документах сведений ограниченного распространения. Также необходимо получать экспертное заключение по экспортному контролю, т. к. одним из пунктов контрольных списков является программное обеспечение и открытое опубликование без разрешения ФСТЭК или внутрифирменных программ экспортного контроля может быть признано нарушением федерального закона «Об экспортном контроле». Появилась и графа, отражающая наличие в регистрируемом объекте авторского права персональных данных.
В графе Сведения об авторе в новой форме заявления отсутствует пункт Подпись автора, что значительно упрощает подготовку документов, поскольку сбор подписей у авторов и руководителя организации само по себе мероприятие небыстрое, а в случае обнаружения ошибок заполнения может привести к неоднократному перезаполнению бумаг.
Также в сведениях об авторах появилась графа Гражданство. Однако в заявлении и дополнении к нему не сказано, что это относится к авторам, не являющимися гражданами Российской Федерации [3, пункт 20]. При описании творческого вклада авторов следует избегать таких явно не относящихся к написанию кода задач, как разработка технического задания и алгоритмов, т. к. эксперты иногда считают их недостаточно творческими или не относящимися к процессу разработки программы для ЭВМ, хотя разработка полного технического задания и работающего алгоритма являются чуть ли не самыми важными задачами, поскольку написания кода в этом случае сводится в подстановке готовых конструкций языка программирования.
Также появились Сведения о плательщике. И если в самой форме не указаны условия заполнения данной графы, то в правилах оформления четко указано, что если уплата государственной пошлины осуществлялась непосредственно правообладателем, графа 8 не заполняется [3, пункт 22].
Если количество авторов больше одного, то необходимо заполнять Дополнения к заявлению. Когда таких дополнений несколько, они «нумеруются последовательно». Однако поля под номер дополнения нет, и как «посоветовала» информационная служба ФИПС, нумерация дополнений производится на полях.
Далее рассмотрим депонируемые материалы, к которым относятся материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных и реферат.
Важной особенностью нового регламента является предоставление материалов, идентифицирующих программу для ЭВМ или базу данных помимо бумажного вида, в электронном виде на машиночитаемом носителе в формате PDF/A. При этом титульный лист, как и раньше должен содержать название, правообладателя и авторов, но подписи данных лиц теперь не требуется. Также из нового регламента исчезло требование сшивать листинг с указанием количества подшитых страниц. При консультации в ФИПС было рекомендовано ограничить размер листинга на бумажном носителе до 10 листов. При представлении фрагментов исходного текста страницы, помимо сквозной нумерации, могут иметь указанную в скобках нумерацию, отражающую их положение в полном исходном тексте [3, пункт 29], который записан на машиночитаемый носитель.
Также возможно противоречивыми пунктами, касающимися депонируемых материалов, являются пункты 29 Правил оформления заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ или баз данных [3] и 15 Правил составления документов [4], являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных. В одном случае говорится о том, что при подаче заявки на регистрацию на бумажном носителе депонируемые материалы предоставляются в электронной форме на машиночитаемом носителе, в другом же случае формулировка не такая жесткая и содержит фразу, что наряду с документами на бумажном носителе МОЖЕТ быть предоставлена копия документов в электронном формате. Это, как и ограничение в 10 листов на бумажный листинг являются серьезным вопросом, на который нужно было бы обратить внимание составителям данных документов.
Изменения коснулись и реферата, а точнее его объема, который составляет 900 знаков, в то время как раньше ограничения накладывались только на аннотацию.
Если перечисленные выше документы с некоторыми изменениями были и в старой редакции Административного регламента и Правил оформления, то Согласие на указание сведений об авторе в заявлении на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных и Согласие на обработку персональных данных были введены приказами Министерства экономического развития от 05.04.2016.
Согласие на обработку персональных данных помимо стандартной информации о названии программы, Ф. И. О., адресе места жительства содержит информацию о документе, удостоверяющем личность субъекта персональных данных, дате его выдачи и выдавшем органе. При этом о необходимости заполнения номера документа здесь явно не сказано, но данная информация обязательна для заполнения. Это упущение, недопустимое для официальных документов может привести к запросам, которые отсрочат получения свидетельства.
Вторым новым документом стало Согласие на указание сведений об авторе в заявлении на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных. Это единственный документ, отправляемый в ФИПС, на котором присутствует подпись автора. Для каждого автора заполняется своё Согласие, таким образом, упрощается сбор комплекта документов, т. к. авторы могут приносить документы независимо.
Очевидно, что данные изменения назрели с необходимостью соблюдения ряда законов Российской федерации, таких как Закон о гостайне, Закон о персональных данных, Закон об Экспортном контроле. Но ряд мер являются постепенным переходом к электронной подаче документов, быстрой обработке заявок, но это также и принесет ряд проблем. Заявка в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Получение же такое подписи весьма затратно. Электронная подпись на 365 дней на специализированных сайтах стоит около 3000 рублей, что является весьма существенной суммой для авторов, желающих зарегистрировать свой результат интеллектуальной деятельности.
Изменения в административном регламенте и правилах оформления и составления заявок только вступили в силу, поэтому все подводные камни нововведений пока неизвестны, но уже видны некоторые неточности и недосказанности в описании, которых не должно быть в официальных документах.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 4 от 03.07.2016 N 354-ФЗ.
2. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных и выдаче свидетельств о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, их дубликатов // Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 апреля 2016 г. № 210.
3. Правила оформления заявки на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин или базы данных // Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 апреля 2016 г. № 211.
4. Правила составления документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, и их формы // Приказ Министерства экономического развития РФ от 5 апреля 2016 г. № 211.