Государственное регулирование в социальной сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 19.08.2016

Статья просмотрена: 1315 раз

Библиографическое описание:

Вараев, У. С. Государственное регулирование в социальной сфере / У. С. Вараев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33276/ (дата обращения: 19.12.2024).



Социальнаяполитикапредполагаетсобойчастьсовокупнойполитической деятельностистраны,которая касается,прежде всего,взаимоотношениймежобщественнымигруппами,обществоми его членами, связанных с изменением в общественнойструктуре, увеличениемблагополучия жителей, улучшением качества жизни граждан страны, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, улучшением образа жизни.Эти сведения являютсяодним изглавных, так как определяют уровень благосостояние и процветания страны, ведь, по сути, удовлетворенность граждан напрямую связана с развитием государства в целом.Именно поэтомуэтатемаявляется актуальной в настоящее время.

Сегодня под социальной политикой государства понимают воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей и прежде всего повышения уровня жизни, предоставление социальных услуг населению [3]

Приоритетной задачей государственной деятельности в социальной сфере является обеспечение конституционных социальных гарантий для граждан.

Задачи социальной политики заключаются в следующем:

− социальная защита человека и его основных социально — экономических прав;

− предоставление условий для повышения уровня благосостояния отдельного человека и общества в целом;

− сохранение определенного статуса различных общественных групп, а также отношений между этими группами, формулирование подходящей социальной структуры общества;

− развитие системы социальной инфраструктуры (система транспорта и связи, жилищно-коммунальное хозяйство и т. д.);

− создание экономических стимулов участия в общественном производстве;

− предоставление максимальных условий для развития и процветания личности, а также удовлетворение ее потребностей и возможность для самореализации и самовыражения в трудовых отношениях [4].

Социальнаяполитикастраныдолжна обращать внимание не только на материальные и политические интересы общества, но и духовные интересы общества, она является одной из самый главных и стратегически важных направлений развития государства. Согласно статье 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]

Социальнаяполитикастраныреализуется с помощьюсистемыгосударственных проектовобщественного обеспеченияи системыпредоставленияобщественныхуслуг. Главноеположениев социальном регулированиипринадлежитгосударству,чтосоздаети формируетединуюконцепциюи ключевыенаправления общественной политики,гарантируетзаконодательную и правовуюоснову.Примеромэтомуявляется началос 5 сентября 2005года4первенствующихгосударственныхпроектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса».ПомнениюПрезидентаРФ,Путина В. В.- «Во-первых,именноданныесферыопределяюткачествожизнинаселенияи общественноесамочувствие. Во-вторых, в конечномсчете,решениеименноданныхвопросовоказывает большое влияниена демографическуюситуациюв странеи,чтокрайневажно, формируетнеобходимыестартовыеусловия дляразвития,такназываемого человеческогокапитала».

Многиеобъективныетрудностипостроенияв Российской Федерацииновойэкономики в течениемножествалетдополнялись субъективнымипричинами. В настоящеевремяв Российской Федерациисуществуетнемалоострыхпроблем,касающихся государственной социальнойполитики,средикоторыхболееважнымиявляются:низкийуровень пенсионных выплат и реальныхдоходовнаселения.

Немаловажноезначениев формированиероссийской моделиобщественнойполитикиоказалитакие факторы,какэкономическаяспециализациясубъектовРФ.Характерные чертыгосударственных образований,этническоеразнообразиеи т. п.

Российская Федерацияявляетсясамоймного субъектной федерацией в мире, в еестатусвходят85 субъектов,имеющихразличныйадминистративный статус, социально — экономическийуровеньразвития, территориальные, возрастные и прочиеразличия. [6]

Последнееразличиепроявляетзначительноевлияниенасоциально — экономическое положениерегиона. Примеромэтомуявляетсято,чтоКраснодарскийкрайбыл и остается в основномрегиономдля комфортногопроживаниялюдейпенсионноговозраста,тогда какв районахкрайнегосеверапреобладают жителитрудоспособноговозраста.Подобнаяасимметрияделаетдостаточнопроблематичнымведение единойгосударственной социальнойполитики,использованияединых социальныхстандартов, выполнение государствомединогонабора общественных функций.

Маленькие пенсиипостояннобылии остаютсяосновнойпроблемойдляроссийского населения. ПомеркамМеждународнойорганизациитруда(МОТ) и Европейскогокодекса общественногообеспечения минимальныйразмерпенсиидолженсоставлять50 %от заработной платыработника. В РФэтоотношение составляетв среднем35,8 %.

Следующейважнойпроблемойв российскихусловияхразвитияобщественнойполитикиявляется незначительныйуровеньреальныхдоходовжителей, ихчрезмерная дифференциация,присутствиеслабо защищенныхслоевнаселения, в т. ч. в бюджетной сфере.СогласноданнымГоскомстатаРФ дифференциацияподоходамв РФв 2013 г.достиглатакогоуровня,чтонадолю10 %болееобеспеченного населенияприходилось33 %общегообъемаденежныхдоходов(в 2013 г. — 33,1 %). Надолю10 % наименееобеспеченногонаселения — 1,8 %.Последовательныйростреальныхдоходовнаселения на протяжениипоследних10летпривелк повышениюспросажителейнаобщественныеблага и обслуживание,чтов дальнейшемвызвалопоследующегоповышение предложенияплатныхуслуг. И прежде всего,предложенияплатныхмедицинскихуслуг в сферыздравоохранения, а такжеплатных образовательныхуслуг в сферыобразования. В настоящеевремяпо — прежнемуощущаетсяострый дефициткачественных общественныхуслуг и дефицитквалифицированныхкадровв образовании, здравоохранении и т. д. [2]

Нафедеральномуровнеразработанастратегияи ключевыенаправлениясоциальнойполитикистраны, сформирована нормативнаябазасубъектовРФ,котораярегулируетвопросыфункционирования и формированияобщественнойсферырегионов. Такжеразработаныи утвержденыстандартыфинансовой поддержкисоциальнойсферысубъектовРФдлярешения основнойпроблемыгосударственной социальнойполитики — формирование единогообщественногопространства,цельюкоторогоявляется недопущение межрегиональныхразличий. [2]

Яркимобразцомсглаживаниясоциально- экономическихразличий регионов являетсягосударственное регулированиеэкономикисоциальнойсферыв двухрегионах — Крыма и Севастополя. В томчисле доведениеуровнязаработной платы в бюджетнойсфере, пенсий, пособий, стипендийвплоть до установленныхроссийскихстандартови утверждениенормативов. В утвержденнойКонцепциидолгосрочногосоциально — экономическогоразвитияРФвплоть до2020года предусмотренодолгосрочноеи краткосрочноепланирование.Продолжениемасштабныхэкономических реформ в Россиисвязанос применениемновыхподходовк управлениюсоциально–экономическим развитием.Этообусловленоповышениемроличеловеческихресурсов в рыночной экономике, а также демографическойобстановкой,котораяв существеннойстепенипредставляетограничивающимфактором социально — экономическогоростав России.

Ключевымнаправлением,которымзанималисьгосударственныеи муниципальныеорганывласти,является демографическаяполитика. В прошломгодуудалосьпереломитьнегативнуютенденцию,которая отслеживаласьв РФв течениидолгихлет — впервыезароссийскуюисториюразвитиястраныестественный приростнаселениясоставилприблизительно5 тыс. чел.Несмотрянато,чтоколичествоженщинв репродуктивномвозрастеснизилось,тем не менееудалосьповыситьпоказательрождаемости.

Длярешенияпроблем,таких,какдефициткадровв общественнойсфере,финансоваязаинтересованность специалистовсоциальнойсферы,нужныкардинальныемеры. Преждевсего, увеличениязаработной платы работникамбюджетнойсферыпосредствомдвух приоритетныхгосударственныхпроектов«Образование» и «Здоровье», а такжецелевых федеральныхи региональныхпрограммв социальнойсференаоснове механизмамногоканального финансированиясоциальнойсферы. В 2013годунаблюдалась тенденцияростаденежныхдоходовнаселения. Денежныедоходы за2013год вырослина3,3 %, заработная платана5,3 %. Также в последнеевремяотмечаетсяследующаятенденция:еслив среднем постранеза 2013годзаработная платавырослана5,3 %,тов социальнойсфереростреальнойзаработной платысоставил13,3 %.

В результатесоотношениемеждузаработной платой в экономике в целомувеличилосьс 76 % в 2012 г.до 80 % в 2013 г. Так,наиболееверным и перспективнымрешениемдефицита кадровв здравоохранении и в образовании представляетсятакойподходк ситуации, при которомбудетгарантироватьсяреальное увеличение заработной платы. В ближайшие тригодапланируетсядифференцированноеувеличениезаработной платы последующимкатегориям персонала — 200 %врачам,чтоподразумеваетразмервышесреднейзаработной платыпорегиону(субъектуРФ)более,чемв 2раза,среднемумедицинскомуперсоналу(медсестрам) — 100 %,младшемумедицинскомуперсоналу(санитарампредполагаетсяповышениена80 % к 2017году.

Чтокасаетсясферыобразования,тотутвыделяетсязаработнаяплатапедагогическихработников дошкольныхобразовательныхучреждений,выравниваемаяс оплатой в образовательныхучреждениях (школах),которая, в своюочередь,должна бытьувеличенав 1,8раза.Частьфедеральныхсубсидий планируетсянаправитьв 2014 г.наликвидациюочередейв детскиеобразовательныеучреждения.Для средних учебных заведенийпредполагаетсяпередатьчасть средствпопрограмме «образование»на модернизациюработысредних учебных заведений,наматериальнуюподдержкупедагогических работников.Дляростазаработной платыпедагогических работниковв начальноми среднемобразовании необходимопривлечьработодателейприосвобожденииихотвыплаты налоганаприбыльи т. д.Так, в высших учебных заведенияхповысилизаработнуюплатупрофессорско–преподавательскомусоставудо среднейв экономике.Кроме тогодолженбытьувеличентакойисточникдохода,как научнаядеятельность.

За10последнихлетдинамикафинансированияобщественнойсферысущественноопережалатемпы экономическогороста, в результатечегосуммарныйудельный весгосударственныхи частных общественныхрасходовв ВВПвозросс14,7 %до23,6 %. Итак,Россиявсегдаимеласвойособенныйпутьразвития, и социальнаясфера несталаисключением. В нынешнеевремясоздаютсяи разрабатываютсямножествозаконов и нормативныхактовв области государственногорегулированияэкономики в социальнойсфере,нацеленныенамаксимальное удовлетворениепотребностейнаселенияи обеспеченияихкомфортногопроживания.Безусловно,еще осталосьмножествовопросови нерешенныхпроблеми есть, кудастремится,однакогосударствосделало большойшагк достижениюпредельновысокогоуровняжизнии благосостоянияроссийскихгражданв рамках социальнойполитики.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7 – ФКЗ) // Российская газета. — 21.01. 2009. – № 7(4831).
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях организации государственной социальной политики»// Российская газета. — 2012. — № 5775.
  3. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: Учебник. — М.: Экономика, 2013. — 496 с.
  4. Соловьева И. А. Особенности механизма государственного регулирования экономики // Евразийский международный научно-аналитический журнал. — 2011. — № 4. — С. 73–80.
  5. Самойлов В. В. Государственно — правовое регулирование социально-экономических и политических процессов: Учебник. — М.: Юнити, 2013. — 272 с.
  6. Ниналалова Ф. И. Социальные расходы как приоритет бюджетной политики государства // Финансы и кредит. — 2013. — № 48 (576). — С. 16–21.
  7. Туищева М. Р. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура // Вопросы инновационной экономики. — 2012. — № 1. — С. 35–39.


Задать вопрос