Реконструкция ренессансного печного изразцового набора Замковой горы г. Кричева (по материалам археологических раскопок 1973–1976 гг. М. А. Ткачева) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 16.08.2016

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Шуткова, Н. П. Реконструкция ренессансного печного изразцового набора Замковой горы г. Кричева (по материалам археологических раскопок 1973–1976 гг. М. А. Ткачева) / Н. П. Шуткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 300-304. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33289/ (дата обращения: 16.11.2024).



На основании материалов археологических раскопок Замковой горы города Кричева в 1973–1976 гг. М. А. Ткачева выделен комплекс артефактов, которые по морфологическим, орнаментальным и технологическим показателям относятся к одному ренессансному печному изразцовому набору. Осуществлена реконструкция печного изразцового набора. Рассмотрена его хронология.

Ключевые слова: печные изразцы, реконструкция, ренессанс, Кричев

Коллекция печных изразцов Замковой горы г. Кричева (Могилевская область, Республика Беларусь) из археологических раскопок М. А. Ткачева в 1973–1976 гг. хранится в фондах Института истории НАН Беларуси (759 артефактов), Исторического музея г. Кричева (13 артефактов), Национального исторического музея Республики Беларусь (5 артефактов), Музея древнебелорусской культуры (1 артефакт). Общее количество составляет 778 артефактов. В отчетах археологических полевых исследований для найденных изразцов были указаны широкие границы бытования — XVI-XVIII вв. [1]. Из всей коллекции только единичные экземпляры изразцов были опубликованы в альбоме-каталоге «Беларуская кафля» (1989) [2, № 34,37,45,53–54,73,91,93–95,131–132,146,148–149]. Коллекция изразцов достаточно интересная и представительная, поэтому требует более детального изучения и введения в широкий научный оборот.

В ходе работы с материалом удалось выделить комплекс печных изразцов, которые по ряду морфологических и технологических показателей, орнаментальному мотиву могут быть отнесены к одному печному набору.

Реконструкция.Стенные изразцы печного набора (Рис.1:1–2) представлены только зеленополивными экземплярами. Из них составлялась основная часть зеркала печи. Размер лицевой пластины составляет 17х17 см. В объем лицевой пластины вписан квадрат с размером стороны 10 см. Внутри квадрата имеется рельефный выступ высотой 2,5–3 см. От внешних сторон квадрата к рамке идут покатые стенки. Рамка имеет ширину 0,9 см, округлая в сечении. Лицевая пластин украшена рельефным (0,1–0,2 см) геометрическим орнаментом. Толщина лицевой пластины (измерения осуществлялись без учета высоты рельефа) составляет 0,9–1 см, толщина румпы идентична. С тыльной стороны лицевой пластины хорошо читаются следы от ткани. Ткань в данном случае использовалась для равномерного вдавливания глиняной пластины в матрицу с целью получения высокого рельефного выступа и мелких элементов рельефного декора. Излом черепка плотный, с небольшим количеством примесей дресвы, темнее по цвету к поливе. Полного варианта румпы не сохранилось, на изломе видны примеси крупных (0,3 см) частиц песка, есть овальные отверстия 2 см в диаметре. Жгутик между лицевой пластиной и румпой растирался или отсутствует.

Рис. 1 Стенной изразец

Из изразцов с таким высоким рельефным орнаментом как у стенных создать угловую часть для облицовки печи представлялось бы трудной задачей. Чтобы ее упростить мастера изготавливали в отдельной матрице изразец с плоской лицевой пластиной и невысоким геометрическим орнаментом в одном стиле со стенными изразцами (Рис.2:1–2). Такое же решение в облицовке прослеживается на реконструированной печи конца XVI –начала XVII в. из Заславского замка [4, Мал.231]. Кричевский изразец для облицовки угла печи имел ½ ширины (9/9,5 см) стенного изразца и соединялся с целым стенным изразцом. В таких наборах соединение могло быть только с целым стенным изразцом. Изделия зеленополивные, с рельефным (0,1–0,2 см) геометрическим орнаментом, одноступенчатой рамкой по краю пластины (шириной (w)-0,6 см; высотой (h)-0,3 см). Толщина румпы — 1 см. Черепок на изломе трехслойный с небольшим количеством примеси дресвы до 0,3 см. Жгутик между лицевой пластиной и румпой растирался. Дефекты: чрезмерное использование поливы, которая выходила на уровень высоты рельефного изображения.

Рис. 2: 1 — фрагмент изразца для облицовки угла печи; 2 — реконструкция фрагмента 1

Ярусность печи придавали двухчастные карнизные изразцы с рельефными (0,1–0,4 см) геометрическими элементами косых линий и мелких кружочков (Рис. 3). Сохранился только один зеленополивной экземпляр. Толщина лицевой пластины — 1,2 см. С тыльной стороны видны следы от ткани, которые идентичны стенному изразцу. На изломе черепок плотный, темнее к поливе. Румпа полностью не сохранилась, имеет толщину 1 см. Жгутик между лицевой пластиной и румпой растирался.

B:\NADIA\ААА статьи\2016 год\В СТАДИИ НАПИСАНИЯ\КРИЧЕВ\Молодой ученый\рис. 3.jpg

Рис. 3. Фрагмент двухчастного карнизного изразца

Верх печи украшали коронки с геометрическими и растительными элементами (Рис. 4). Встречены терракотовые и зеленополивные экземпляры. Эти находки позволяют утверждать, что печной набор состоял из терракотовых и зеленополивных изразцов. Зеленополивными изразцами облицовывались самые видные стенки печи в помещении. Высота рельефного рисунка на коронках — 0,1–0,2 см. Имеют одноступенчатую рамку только внизу пластины (w-0,7 см; h-0,9 см). Толщина лицевой пластины 1,1 см. Черепок серый от воздействия огня. Сначала изготавливалась глиняная пластина с рельефным рисунком. Отдельно изготавливался крепежный шип, который мастер устанавливал с тыльной стороны почти по центру пластины. Шип также имел отступы от правого и левого краев пластины. Толщина шипа — 2 см.

Рис. 4. Фрагмент изразца-коронки

Рис. 5. Реконструкция изразцового печного набора

Элементов, подходящих по орнаментальному, морфологическому и технологическому показателям, в коллекции больше не выявлено. Графическая реконструкция примерного варианта печного набора была осуществлена при помощи средств компьютерной графики с соблюдением морфологических показателей изделий (Рис. 5). Серой заливкой указаны недостающие элементы структурных частей печного набора — коронки и карниза.

Хронология. Среди описанного выше комплекса материала исследователями был опубликован только один стенной изразец.В научной литературе сложилось несколько точек зрения по поводу его датировки. В альбоме-каталоге изразец (Рис.1) датирован исследователями XVII в. [2, № 34]. А. А. Метельский датировал изразцы с таким орнаментальным мотивом в хронологических рамках первой половины — середины XVII в. [3, с.76]. Ю. А. Заяц обратил внимание на то, что по материалам из других городов (тип III вариант 1 по классификации исследователя), кричевские изразцы с таким рельефным изображением и морфологическими показателями относятся к концу XVI — началу XVII в. [4, с. 329]. Работа с материалом показала, что такие изразцы происходят из археологических раскопок Замковой горы города Кричева в 1974 г. и 1976 г. (6 фр. — 1974г., 31 фр. — 1976 г.). В отчетах М. А. Ткачева их описание и привязка к культурному слою осуществлены не были [1, с. 27–30; 7–10]. Год находки изразцов, слой их залегания, индивидуальный номер (при наличии) определялись по шифру на изделиях. Разброс изделий по слоям (7, 8, 9, 10, 14, 15) можно связать с перекопами, отмечаемыми М. А. Ткачевым [1, с. 7]. Поэтому в данном случае при датировке изделий важны данные из других населенных пунктов, технологические показатели.

Близкие по форме изделия среди вильнюсских материалов датируются второй четвертью XVI в., материалов Королевского замка в Радоме — второй половиной XVI в., ратуши в Бытоме — позднее второй четверти XVI в., арки собора в Люблине — конца XVI в. [5, s. 78, 230; 6, s. 52, Rys.6; 7, Ryc. 3; 8, s. 210, 213, Ryc. 4; 9, Ryc. 23: b,c].

Опираясь на комплекс морфологических, технологических и орнаментальных показателей (орнаментальный мотив реконструированного варианта печного изразцового набора соотносится с ренессансными мотивами), аналоги из других населенных пунктов, в вопросе датировки стенного изразца, соответственно и всего печного изразцового набора, мы поддерживаем точку зрения Ю. А. Заяца о датировке материала концом XVI — началом XVII в., как наиболее обоснованную.

Литература:

  1. Ткачев, М. А. Отчет о полевых исследованиях за 1973 г. / Цэнтральны гістарычны архіў Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі — Арх. № д.445, Арх. № д. 470, Арх. № 514, Арх. № 1032.
  2. Беларуская кафля [альбом-каталог] / аўтары-складальнікі — В. Е. Собаль, М. А. Ткачоў, А. А. Трусаў, У. В. Угрыновіч Мн., 1989. — 161 с.
  3. Мяцельскі, А. А. Старадаўні Крычаў Гісторыка- архелалагічны нарыс горада ад старажытных часоў да канца XVIII ст. — Мінск.: Бел. Навука, 2003. — 167 с.
  4. Заяц, Ю. А. Кафля і кафляныя печы / Археалогія Беларусі: У 4 Т. / Под науч. ред. Лысенко П. Ф. — Т4: Помнікі XIV-XVIII стст. — Мн.: Бел. Навука, 2001. — С. 319–348
  5. Rackevičius, G. XVI a. Koklinių krosnių rekonstrukcija. XVIa. koklinių katalogas / Lituvos Didžiosios Kunigaikštystės valdovų rūmai Vilniuje. Vilnius. 2012–480 s.
  6. Olejnik, J. Kafle z zamku Radomskiego / J. Olejnik // Acta Universitatis Łodzensis Folia archaeologica 27/2010. — S. 49–75
  7. Andrzejewska, А. Zespół kafli renesansowych z ratusza w Bytomiu // Acta Universitatis Łodzensis Folia archaeologica 27/2010. — S. 101–119
  8. Król, J. Kafle z badań archeologicznych podziemi Archikatedry Lubelskiej // Archeologia Polski Środkowo-Wschodniej. Tom VIII. 2006. — S. 205–217
  9. Długoszewska, W., Pietrzak, J. Wstępna informacja o kaflach z Piotrkowa Trybunalskiego ze szczgólnym uwzględniem zespołu pozyskanego w trakcie badań archeologicznych przeprowadzonych w 2005 roku // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Archaeologica / Uniwersytet Łódzki; red. nacz. Bohdan Baranowski. Łódź: UŁ, 2010. Z27.—S 135–159
Основные термины (генерируются автоматически): лицевая пластина, изразец, печной набор, стенной изразец, конец XVI, кричев, орнаментальный мотив, печной изразцовый набор, тыльная сторона, геометрический орнамент.


Ключевые слова

реконструкция, печные изразцы, ренессанс, Кричев

Похожие статьи

Методические основы организации конструкции мужской рубашки Подолья

Представлены результаты ретроспективного анализа конструктивного устроя мужской украинской вышитой рубашки. Выполнены исследования художественно-конструктивных и декоративных решений подольской мужской рубашки. Структурный анализ мужской вышиванки по...

Образы колыванских мастеров камнерезного искусства в творчестве художников

В статье рассмотрена история развития алтайского камнерезного искусства. Проведен анализ стилистических особенностей образной и формально-содержательной структуры художественных произведений, отражающих жизненный уклад династий рудознатцев и мастеров...

Дарственные надписи первого начальника Марийской археологической экспедиции А. Х. Халикова на книгах из личной библиотеки В. П. Ёжиковой

Настоящая статья посвящена случайной находке любопытных автографических памятников полувековой давности. Речь идёт о дарственных надписях А. Х. Халикова, сделанных в июне 1966 г. на первых двух томах «Трудов Марийской археологической экспедиции».

Традиционная посуда народов Севера

В данной статье приводятся результаты проекта, направленного на изучение традиционной посуды народов Севера, хранящейся в музее Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума. Авторами был создан набор открыток, каждая из которых содержал...

«Евразийская» бронза могильника Усть-Ветлуга: нож с листовидным клинком, перекрестьем и перехватом из условного абашевского погребения на памятнике типа Сейма-Турбино

Статья посвящена находке, сделанной на абашевско-сейминском Усть-Ветлужском могильнике в 2002 году. Бронзовый нож разряда НК–16 (по классификации Е. Н. Черных и С. В. Кузьминых), происходящий из условного погребения Усть-Ветлуги, морфологически близо...

Мифологические сюжеты о грифонах и их эпические интерпретации в узбекском фольклоре

В статье анализируются отголоски древних мифологических представлений и архаических сюжетов о грифонах, сохранившимися в реликтовой форме в узбекском фольклоре. На основе сравнительного анализа фольклорных, археологических и лингвистических материало...

Локальные традиции предметно-пространственной организации жилой среды крестьянской избы коми-зырян как регламентированная сакрально-образная система

На основе полевых и научных материалов рассматриваются особенности планировки традиционной крестьянской избы коми-зырян конца XIX первой половины ХХ века с точки зрения хозяйственно-экономической, социально-половой, ритуально-мифологической сторон. А...

История формирования озерно-ледниковых отложений Санкт-Петербурга

Широкая распространенность озерно-ледниковых отложений в Санкт-Петербурге определяет их значимость как оснований для зданий и сооружений. Эти грунты уникальны по своим свойствам, которые являются следствием их генезиса. Настоящая работа направлена на...

Мемуары Е. К. Лигачева как источник изучения идентичности автора

На основе произведения мемуарного жанра «Загадка Горбачева» рассматривается идентичность его автора — секретаря ЦК КПСС Е. К. Лигачева. Изложен сопоставительный анализ ключевых моментов периода Перестройки и представлений о них Е. К. Лигачева. На фон...

Традиционный орнамент в культурном ландшафте современного г. Якутска

Орнамент — является большим достижением художественного фольклора народного творчества человека и его народа. Он имеет свой собственный язык и несет в себе информацию о деятельности данного этноса. С изменением традиционного уклада жизни якутов, част...

Похожие статьи

Методические основы организации конструкции мужской рубашки Подолья

Представлены результаты ретроспективного анализа конструктивного устроя мужской украинской вышитой рубашки. Выполнены исследования художественно-конструктивных и декоративных решений подольской мужской рубашки. Структурный анализ мужской вышиванки по...

Образы колыванских мастеров камнерезного искусства в творчестве художников

В статье рассмотрена история развития алтайского камнерезного искусства. Проведен анализ стилистических особенностей образной и формально-содержательной структуры художественных произведений, отражающих жизненный уклад династий рудознатцев и мастеров...

Дарственные надписи первого начальника Марийской археологической экспедиции А. Х. Халикова на книгах из личной библиотеки В. П. Ёжиковой

Настоящая статья посвящена случайной находке любопытных автографических памятников полувековой давности. Речь идёт о дарственных надписях А. Х. Халикова, сделанных в июне 1966 г. на первых двух томах «Трудов Марийской археологической экспедиции».

Традиционная посуда народов Севера

В данной статье приводятся результаты проекта, направленного на изучение традиционной посуды народов Севера, хранящейся в музее Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума. Авторами был создан набор открыток, каждая из которых содержал...

«Евразийская» бронза могильника Усть-Ветлуга: нож с листовидным клинком, перекрестьем и перехватом из условного абашевского погребения на памятнике типа Сейма-Турбино

Статья посвящена находке, сделанной на абашевско-сейминском Усть-Ветлужском могильнике в 2002 году. Бронзовый нож разряда НК–16 (по классификации Е. Н. Черных и С. В. Кузьминых), происходящий из условного погребения Усть-Ветлуги, морфологически близо...

Мифологические сюжеты о грифонах и их эпические интерпретации в узбекском фольклоре

В статье анализируются отголоски древних мифологических представлений и архаических сюжетов о грифонах, сохранившимися в реликтовой форме в узбекском фольклоре. На основе сравнительного анализа фольклорных, археологических и лингвистических материало...

Локальные традиции предметно-пространственной организации жилой среды крестьянской избы коми-зырян как регламентированная сакрально-образная система

На основе полевых и научных материалов рассматриваются особенности планировки традиционной крестьянской избы коми-зырян конца XIX первой половины ХХ века с точки зрения хозяйственно-экономической, социально-половой, ритуально-мифологической сторон. А...

История формирования озерно-ледниковых отложений Санкт-Петербурга

Широкая распространенность озерно-ледниковых отложений в Санкт-Петербурге определяет их значимость как оснований для зданий и сооружений. Эти грунты уникальны по своим свойствам, которые являются следствием их генезиса. Настоящая работа направлена на...

Мемуары Е. К. Лигачева как источник изучения идентичности автора

На основе произведения мемуарного жанра «Загадка Горбачева» рассматривается идентичность его автора — секретаря ЦК КПСС Е. К. Лигачева. Изложен сопоставительный анализ ключевых моментов периода Перестройки и представлений о них Е. К. Лигачева. На фон...

Традиционный орнамент в культурном ландшафте современного г. Якутска

Орнамент — является большим достижением художественного фольклора народного творчества человека и его народа. Он имеет свой собственный язык и несет в себе информацию о деятельности данного этноса. С изменением традиционного уклада жизни якутов, част...

Задать вопрос