Экономическая роль товарных запасов в логистической системе российских предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 15.08.2016

Статья просмотрена: 3517 раз

Библиографическое описание:

Пестунов, М. А. Экономическая роль товарных запасов в логистической системе российских предприятий / М. А. Пестунов, Н. В. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33290/ (дата обращения: 23.11.2024).



Современное предприятие — это сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления — использование перечисленных элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы. [2]

В условиях рыночных отношений и конкурентной среды управление товарными запасами рассматривается, как способность предприятий всегда быть в состоянии удовлетворить требования клиентов, покупателей хранящихся товаров. В настоящее время в связи с необходимостью сокращения затрат, связанных с процессом товародвижения управление запасами, как разностью скоростей потоков поступления и выбытия товаров, является одной из наиболее важных задач, стоящих перед коммерческими службами предприятий.

Кроме того, стохастический характер рыночных процессов приводит к тому, что в рыночных условиях любому предприятию (фирме) приходится функционировать в условиях ярко выраженной неопределенности внешней среды, и они вынуждены оперативно реагировать на эти изменения. Для этого используется целая система методов управления товарными запасами.

В логистической системе современного предприятия товарные запасы играют роль решающего фактора, который влияет на конечные результаты деятельности любого предприятия, фирмы, при этом обеспечивая устойчивость их функционирования в условиях конкурентной среды. [1,3]

Товарный запас представляет собой массу товаров, находящуюся в каналах сферы обращения, который предназначен для продажи с целью удовлетворения спроса потребителей. Товарные запасы на предприятиях могут находиться в виде готовой продукции у поставщиков, а также в оптовой и розничной торговле.

Товарные запасы являются важным элементом ресурсного потенциала предприятия, составляя значительную часть его активов. Товарные запасы обеспечивают непрерывность процесса обращения товаров, при этом необходимо, чтобы часть товарных ресурсов постоянно находилась в состоянии товарного запаса. [4]

Таким образом, товарные запасы осуществляют, прежде всего, функции непрерывного процесса товарного обращения:

‒ обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их систематическое образование и расходование;

‒ удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;

‒ характеризуют соотношение между объемом спроса и товарного предложения.

Эффективное управление запасами является залогом финансового здоровья предприятия. Индикатором финансового «здоровья» любого коммерческого предприятия или фирмы является структура и уровень товарных запасов. Это один из показателей степени эффективности использования материальных ресурсов и произведенного продукта, совершенства экономических взаимоотношений в целом. Товарные запасы служат базой для обеспечения надежности процесса воспроизводства и могут приносить фирме прибыль на основе ускорения их оборачиваемости. В основе создания запасов на торговых предприятиях лежат факторы экономического, организационно — технологического и социального характера. [7,8]

На современных российских предприятиях в структуре их управления главной проблемой является неэффективная система управленческого учета, которая, при искаженной информации, может легко подорвать усилия компаний с превосходными разработками, производством и маркетингом. Следствием этой проблемы является неиспользование современных методов управления производственными запасами.

Для обеспечения ритмичной работы предприятия необходимо создать систему современного управленческого учета, которая подготовила своевременную информационную базу для основных элементов управления затратами и себестоимостью продукции предприятия, которыми являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, организация их учета и калькулирование себестоимости продукции, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.

Товарные запасы, находящиеся на рынке выступают как элемент предложения. Для поддержания рыночного равновесия, предложение должно быть больше предъявляемого спроса на величину товарного запаса, необходимого для обеспечения непрерывности процесса реализации

Для успешного функционирования предприятия должны определить глобальные и стратегические цели и в последующем управлять взаимосвязанными видами деятельности. Это происходит в том случае, когда в деятельности предприятия используются ресурсы, управление которыми рассматривается как процесс формирования соответствующего преобразования входов в выходы. Зачастую выход из одного процесса непосредственно является входом в следующий. Для достижения высокой результативности и финансовой независимости предприятия необходимо применять процессный подход, который предназначен для ведения и использования непосредственно на предприятии и в отдельных его звеньях. [9]

Процессный подход — это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80–х годах прошлого века. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Процессный подход стал одним из ключевых элементов улучшения качества работы предприятий.

Процессный подход был разработан и применяется с целью создания горизонтальных связей в организациях. Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат. В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. Процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов. Процессный подход основывается на нескольких принципах. Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.

За счет того, что процессный подход создает горизонтальные связи в работе организации, он позволяет получить ряд преимуществ, в сравнении с функциональным подходом. Основными преимуществами процессного подхода являются:

‒ координация действий различных подразделений в рамках процесса;

‒ ориентация на результат процесса;

‒ повышение результативности и эффективности работы организации;

‒ прозрачность действий по достижению результата;

‒ повышение предсказуемости результатов;

‒ выявление возможностей для целенаправленного улучшения процессов;

‒ устранение барьеров между функциональными подразделениями;

‒ сокращение лишних вертикальных взаимодействий;

‒ исключение невостребованных процессов;

‒ сокращение временных и материальных затрат.

Процессный подход лежит в основе нескольких популярных и достаточно эффективных концепций по совершенствованию работы организаций.

Таким образом, товарные запасы представляют собой массу товаров, которые образуются в результате разности скоростей двух потоков — потока поступления и потока выбытия товаров, и необходимы для обеспечения непрерывности процесса товарного обращения и устойчивого равновесия на рынке между спросом и предложением, а также приносящая предприятию прибыль на основе ускорения оборачиваемости.

Для нормального функционирования любого предприятия, фирмы, необходимо поддерживать товарный запас на определенном оптимальном уровне. Недостаточный размер товарного запаса ведет к перебоям в торговле, вызывает негативные последствия: экономические — в виде потери прибыли, и социальные — в форме неудовлетворенного спроса на товары. Излишние же запасы приводят к замораживанию оборотных средств, росту товарных потерь, увеличению издержек, снижению эффективности использования материальных ресурсов. В связи с этим, необходим процессный подход к управлению товарными запасами, и разработка оптимальных методов управления.

Литература:

  1. Алябьева, М. В. Оптимизация управления товарными запасами в оптовой торговле [диссер.]/ М. В. Алябьева. — Белгород, 1997. — 175с.
  2. Басовский, Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — М.: ИНФРА–М, 2012. — 366 c.
  3. Варламова, Т. П. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. — М.: Дашков и К, 2012. — 304 c.
  4. Дикань, Г. К. Экономическая роль товарных запасов оптовых предприятий в современном рыночном процессе и методы управления ими [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// jurnal.org›articles/2007/ekon74.htm
  5. Долматова И. А., Миллер Д. Э., Лаптева М. Д., Быстрова А. А. Актуальность организации «бережливого производства» на предприятиях общественного питания. — Молодой ученый, 2015. № 23. С. 137–139.
  6. Зайцева Т. Н., Быстрова А. А., Лаптева М. Д., Ходакова Е. Е. Услуги общественного питания в муниципальных учреждениях г. Магнитогорска. — Молодой ученый. — 2015.– № 19.–С. 127–130.
  7. Кольцова, О.В., Меньщикова, В. И. Бизнес–процесс как основа процессного подхода в управлении [Текст] / О. В. Кольцова, В. И. Меньщикова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки– № 5. — 208. — С. 113–118
  8. Михалева, Е. П., Доможирова, И. В. Проблемы управления товарными запасами российских предприятий [Текст] / Е. П. Михалева, И. В. Доможирова// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки — № 1. — 2011. — С. 44–48
  9. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. — М.: ИНФРА–М, 2009. — 430 с. — (Высшее образование).
Основные термины (генерируются автоматически): запас, подход, процесс, товарный запас, конкурентная среда, совместная работа, современное предприятие, товарное обращение, товарное предложение, функциональный подход.


Задать вопрос