Воспитание нравственности на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 19.08.2016

Статья просмотрена: 2019 раз

Библиографическое описание:

Левченко, Л. В. Воспитание нравственности на уроках математики / Л. В. Левченко, И. Б. Фомичёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33295/ (дата обращения: 16.11.2024).



Убеждения и моральные ценности у личности формируется под воздействием того, что он видит и слышит. В современном мире происходят как позитивные, так и негативные процессы. Система ценностей меняется. Исчезают у подростков такие черты характеров, как скромность, доброжелательность, отсутствует чувство патриотизма. Возрастает значение нравственного воспитания подрастающего поколения так как людям не достаёт нравственного компаса. В настоящее время проблема развития нравственной сферы личности выступает как наиболее актуальная. Это связано с усилением внимания к значимости межличностных отношений, динамичностью социальных проблем российского общества, недостаточным уровнем психологической культуры [9, с. 39–41] и нравственной культуры [10, с. 150–155], нравственного воспитания [4, с. 8–9] большей части населения.

В психологии как науке нравственность понимается как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, как ценностная структура сознания, как общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде [12, с. 207–209]. Нравственно зрелая личность позиционируется не только на основе статичных рамок общественных ценностей, а как проявление в каждых отдельных жизненных ситуациях [1, с. 50]. Нравственность рассматривается как системообразующее качество сферы индивидуальных потребностей и поступков субъекта [2, с. 52–66].

Нравственное воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования моральных качеств, которые образуются в результате усвоения норм общественного поведения[6, с. 112]. Особое значение нравственного воспитания личности обретает в выборе направления профессионального обучения учащимися школы [4, с. 8–9] в старших классах, предотвращение пагубного воздействия интернета на нравственность подростка [3, с. 48–49] и старшеклассников.В связи с обострением проблемы выбора развитие нравственной сферы старшеклассников должно включать развитие понимания себя [8, с. 8], где углубление, понимая себя, будет способствовать постижения самости, включающей нравственные основы личности [11, с. 52].

В психологии нравственность определяется как более тонкое и детальное чем мораль явление, которое распространяется на каждый момент времени во всех жизненных ситуациях требующая соответствия каждого поступка индивида своим требованиям, и утверждается, что сфера нравственности значительно шире сферы моральных норм, но менее формализована, менее нормативна [7, с. 17]. В связи с этим развитие нравственной сферы старшеклассников предполагает наличие в их воспитании творческого подхода с ответственным осознанием необходимости определенных ограничений[5, с. 269–270].

Таким образом, нравственное развитие старшеклассников нуждается в пристальном внимании воспитывающих и обучающих их взрослых. Особую актуальность нравственному развитию у старшеклассников придаёт важность выбора основ дальнейшего жизненного пути, выбора профессии с постижением ее особенности именно в контексте нравственности как ценности. Нравственное развитие старшеклассников подразумевает развитие психологической и нравственной культуры, углубление саморазвития в направлении постижения личностной самости. Практика показывает, что формальный перечень нравственных норм, поступков, действий и правил, требования неукоснительного их выполнения не всегда дают желаемый результат. Больший эффект достигается при использовании примеров из жизни. На уроках математики исторические и биографические факты из жизни ученых — математиков могут внести существенную лепту в привитие школьникам правил поведения и их взаимоотношений. В процессе преподавания математики очень важно подбирать материал, содержание которого способствует воспитанию нравственности, трудолюбия. Этому могу служить:

  1. Раскрытие роли ученых в развитии математической науки, знакомство с их мировоззрением и общественной деятельностью;
  2. Использование текста условия математических задач, построенного на живом материале.

Нравственное воспитание у учащихся происходит под воздействием отношений и взаимоотношений людей, окружающих их, сверстников, людей старшего и предшествующих поколений. Огромное влияние на подростков оказывают люди, совершившие подвиг. Используемый на уроках математики исторический материал, действует на сознание, на чувства и мысли детей, формирует их нравственные идеалы. Эмоциональность подачи исторического материала способствует лучшему его усвоению. Если учащиеся глубоко переживают события, которые изложены в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в их становлении. Этот материал лучше усваивается. Получение новой информации учащимися происходит в основном в результате общения, обсуждения новых проблем, интересующих их. Для них очень важно иметь достойный пример для подражания. Примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей жизней вызвать отклик и переживания у учащихся. Жизнь ученых С. В. Ковалевской, Н. И. Лобачевского, М. В. Остроградского, П. Л. Чебышева являются ярким примером истинного служения Отечеству. Эти великие люди прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики. Главным делом их жизни было стремление внести свой творческий вклад в развитие математики, расширить ее познавательные силы и возможности. Для формирования нравственных качеств у школьников можно показать, как ради истины боролся Н. И. Лобачевский против «авторитетов» в науке. Показать его научную смелость и честность. Можно привести пример из жизни «короля математики» Карла Гауса, который показывает его нравственность. Не зная о работе Н. И. Лобачевского, Карл Гаус получив аналогичные результаты, надолго задержал их публикацию, боясь, что их не поймут и его научный авторитет будет под угрозой. Поэтому учитель понимает, что, встречаясь с учениками, он готовит из них не математиков, а всесторонне развитых личностей. В школе в процессе обучения формируется сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения учащихся. Воспитательная функция математики осуществляется не только благодаря её содержанию, а за счет использования огромного материала связанного с этим содержанием, который позволяет расширить жизненный опыт, помогает формировать мировоззрение и убеждения школьников. А разве обучение математике не требует от учеников умственных и волевых усилий для развития внимания и логического мышления, воспитания активности, творческой инициативы, умения трудится в коллективе. Эффективным способом нравственного воспитания учащихся является использование жизненного материала в математических задачах. В таких задачах отражаются различные стороны жизни. Они несут много полезной информации и их решение является одним из звеньев в системе образования и нравственного, патриотического воспитания. Такие задачи помогают ученику лучше усвоить теоретический материал, делают математику более интересной, вызывают потребность в новых знаниях и желание самостоятельно их приобретать. Содержание задач кроме прямого воздействия имеют и скрытое «подтекстуальное» воздействие на учащихся. Математическое образование в школе не сводится только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету. Ученик приступая к решению задачи знакомится с формулировкой. Важно, чтобы содержание задачи вызывало живой интерес. Тексты задач должны быть обращены не только к уму, но и к эмоциям школьников, вызывая у них чувство причастности к решению современных задач, которые стоят перед нашим обществом. Воспитательное воздействие содержания задач идет не только через условие, но и через подтекст материала. Усваивая любую информацию, учащиеся формируют отношения к ней. Становится понятным важное значение содержания решаемой задачи. Используя процесс обучения математике в целях формирования всесторонне развитой личности и активизации нравственного воспитания, формируем мировоззрение школьников. В ходе решения задач учащиеся развивают в себе такие качества, как настойчивость, самостоятельное преодоление трудностей. Нахождение самостоятельных путей решения задач школьниками способствует развитию творческого подхода и духа новаторства. Использование задач и элементов истории математики на уроках является эффективным средством развития интереса у учащихся к предмету, является одним из средств нравственного воспитания.

Учитель сегодня становится посредником между обществом и ребенком в усвоении основ общечеловеческой культуры. Перед учителями стоит важная задача, это реализация возможностей своего предмета в всестороннем развитии личности школьников, воспитание у них любви к своему Отечеству, отзывчивости, милосердия, бережного отношения ко всему живому, формированию умения различать в окружающем мире хорошее и плохое. Справедливо утверждение Н. И. Пирогова, что «…наука нужна не для одного только приобретения сведений, что в ней кроется — иногда глубоко и потому для поверхностного наблюдателя незаметно — другой важный элемент — воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот ещё не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять большие тяжести». Нравственному воспитанию подрастающего поколения способствует возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, положительный пример.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. и др. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 574 с.
  2. Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1980. — № 2. — С. 52–66.
  3. Блялина С. В. Психологические особенности воздействия интернета на нравственность подростка / Социосфера. 2013. № 46. С. 48–49.
  4. Блялина С. В. Психологические особенности нравственного воспитания личности в выборе направления профессионального обучения учащимися школы / Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». г. Уфа. Республика Башкортостан, 2014. С. 8–9.
  5. Блялина С. В., Клемина Т. В. Развитие креативных способностей личности учителя / Социосфера. 2014. № 1. С.269–270.
  6. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н. И. Болдырев. — М.: Педагогика, 1979. — 224с.
  7. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Нравственность. / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: МОДЭК, 2008. — 336 с.
  8. Брюхова Н. Г. Влияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Астраханский государственный университет. Астрахань, 2007. — 24 с.
  9. Брюхова Н. Г. Нравственная и психологическая культура личности / Paradigmatapoznani. 2014. № 1. С. 39–41.
  10. Брюхова Н. Г. Нравственная культура личности / Культура. Духовность. Общество. 2014. № 9. С. 150–155.
  11. Брюхова Н. Г., Савельева А. Г. Понимание самости для нравственного саморазвития молодых людей / Акмеология. 2014. Т. 1–2. С. 51–52.
  12. Двинянинова Е. Н. Нравственная сфера личности студентов как субъектов учебной деятельности / Е. Н. Двинянинова // Наука в условиях современности: сборник статей профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов. — Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2010. — С. 207–209.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, учащийся, исторический материал, нравственная культура, нравственная сфера старшеклассников, нравственное развитие старшеклассников, подрастающее поколение, процесс обучения, творческий подход, урок математики.


Задать вопрос