Формирование благоприятной инвестиционной среды является основным фактором повышения конкурентоспособности региона. Поэтому в системе управления инвестиционной привлекательностью региона повышение ее эффективности является важнейшим механизмом.
Современное развитие экономики диктует новые правила к формированию и совершенствованию системы управления региона, т. к. ведение хозяйственной деятельности в условиях неопределенности и риска создает трудности выбора объекта инвестиционной деятельности, вследствие чего хозяйствующим субъектам не хватает собственных источников финансирования.
Для обеспечения экономического роста необходима сильная инвестиционная политика с четко определенными приоритетами развития, которая позволит привлекать инвестиции именно в те отрасли, которые в них нуждаются больше всего. Сильная инвестиционная политика является одним из факторов, под влиянием которого складывается инвестиционный климат страны.
На инвестиционную привлекательность региона влияют многие факторы, в т. ч. грамотно построенная стратегия и разработанная программа привлечения инвестиций, учитывающая различные параметры (географические, отраслевые, климатические, инфраструктурные, социально-экономические), которые позволяют активизировать инвестиционные процессы, решить социальные задачи.
Обеспечение устойчивого инвестиционного климата зависит от согласованного функционирования инвесторов и государства. В настоящее время роль государства в процессе повышения инвестиционной привлекательности региона становится центральной. В текущих условиях его роль представляет не просто комплекс взаимосвязанных действий, а целенаправленные, взаимоувязанные и взаимообусловленные действия по решению стратегических задач.
Регион представляет сложную систему, состоящую из элементов со своими характеристиками, представляющими интерес для потенциальных инвесторов.
Стабильное и эффективное развитие экономики региона, в т. ч. и Краснодарского края, обеспечивается благодаря высоким темпам роста производительности труда, достаточному объему капиталовложений. В этой связи одной из главных проблем повышения инвестиционной привлекательности является поиск новых методов и подходов к росту инвестиций в экономику региона. При этом экономическое состояние Краснодарского края определяют сельское хозяйство, промышленность, туристско-рекреационная отрасли и другие. Поэтому инвестиционная привлекательность активизирует рост экономики региона.
В настоящее время инновационный потенциал Краснодарского края не отвечает современным народнохозяйственным задачам, стоящим перед регионом в условиях импортозамещения. Приток инвестиций ограничен недостатком финансовых ресурсов у значительной части товаропроизводителей, а также низкой платежеспособностью потребителей, нарушением воспроизводственных процессов в промышленном производстве, ослаблением роли государства на инвестиционном поле и несовершенным механизмом регулирования инвестиционной деятельности. Следовательно, основными задачами, стоящими перед государством, являются активное участие государства и корректировка планирования инвестиционной деятельности.
Анализ факторов, влияющих на инвестиционный климат Краснодарского края, показал, что существует необходимость системного улучшения ситуации в регионе.
Ситуация в регионе не является утешительной. Инвесторы в регионы сталкиваются с такими проблемами, как недостаточно организованная инфраструктура, политическая нестабильность, двоякое трактование законодательной базы, пренебрежение правовыми нормами.
Так, например, Международный инвестиционный форум, ежегодно проводимый в г.-к. Сочи, направлен на презентацию инвестиционного и экономического потенциала России, региональных аспектов мировой экономики. Традиционной экономической оценкой деятельности является сумма подписанных деловых соглашений и контрактов. По итогам работы Международного инвестиционного форума «Сочи — 2015» было подписано 315 соглашений на сумму порядка 279 млрд. руб. В том числе администрацией Краснодарского края 24 соглашения на сумму почти 87 млрд. руб., на уровне органов исполнительной власти и муниципальных образований края — 291 соглашение на сумму более 190 млрд. руб. По данным министерство экономики Краснодарского края, в рамках достигнутых договоренностей увеличение объема привлеченных инвестиций запланировано в следующих отраслях экономики Кубани:
промышленность и энергетика — 89 млрд. руб.;
строительство — 79,5 млрд. руб.;
АПК — 39,3 млрд. руб.;
курорты — 23,4 млрд. руб.;
потребительская сфера — 5,6 млрд. руб.;
транспорт — 6 млрд. руб.;
образование — 4,1 млрд. руб.;
виноградарство и виноделие — 3,4 млрд. руб. [3].
Указанный способ оценки деятельности форума не является корректным ввиду приближенного финансового значения, т. к. подписываемые на форуме соглашения представляют меморандумы о намерении [2]. Это не означает дальнейшей трансформации данных меморандумов в деловые соглашения, накладывающие обязательства со стороны бизнеса. Кроме того, подписанные соглашения требуют их реализации, что, в свою очередь, сопряжено с временными лагами в освоении зафиксированных в контракте сумм.
Следует отметить также политическую и экономическую неопределенность. Продолжающийся кризис на Украине негативно влияет на взаимоотношения между Россией и Западом, что подрывает доверие инвесторов. Усиление российско-украинского конфликта увеличивает геополитические риски, а неопределенность может углубиться за счет дальнейших санкций и ответных действий России. Слабый рубль, политическая и экономическая неопределенность ускоряют отток капитала из Российской Федерации [1].
Вышеперечисленные факторы негативно влияют на инвестиционную привлекательность региона.
В настоящее время действия, осуществляемые органами исполнительной власти региона, недостаточны. В основе их работы лежит постулат, что предпринимательская активность является главным двигателем в создании инновационной экономики, однако бюрократический аппарат и добывающие компании не заинтересованы в модернизации. Поэтому в качестве первостепенной задачи следует выделить создание инновационной среды, в которой будет заинтересована, прежде всего, власть.
В регионе отсутствует нормативно закрепленная ответственность за привлечение инвестиций. Однако такая практика распространена в других странах, например, в КНР и Сингапуре. Продвижение чиновников по карьерной лестнице происходит в зависимости от объема привлеченных инвестиций с подотчетной ему территории. Поэтому видится перспективным разработать целевые ориентиры в качестве мотивирующих факторов для органов власти по привлечению инвестиций.
Кроме того, проблему мотивации чиновников изучал А. П. Ляшецкий, предложивший систему единой тарифной сетки (ЕТС) для служащих бюджетных и производственных сфер [4]. В предложенную схему внес модификацию А. А. Бурков, предложив иную схему мотивации чиновников по привлечению инвестиций:
установление годового плана по привлечению инвестиций в регион в размере не менее 15 % годового оклада служащего;
сопровождение и поддержка реализации инвестпроекта в течение срока реализации;
стимулирование в случае длительного периода окупаемости.
В этой связи видится необходимым обозначить следующие направлению по улучшению инвестиционного климата в Краснодарском крае.
1 Расширение доступа на мировые рынки.
2 Повышение доступности энергетической инфраструктуры.
3 Совершенствование таможенного законодательства.
4 Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.
5 Повышение качества регуляторной среды для бизнеса.
6 Оптимизация процедур регистрации предприятий.
7 Формирование эффективной системы коммуникации предпринимателей и органов исполнительной власти, включая механизм оперативного реагирования на обращения предпринимателей.
8 Совершенствование системы защиты прав инвесторов.
9 Снижение препятствий к банковским кредитам.
Поставленные приоритеты позволят ликвидировать основные проблемы инвестиционного климата региона.
Таким образом, реализация рекомендуемых направлений по формированию благоприятной инвестиционной среды будет способствовать активизации инвестиционных процессов в регионе, повышению качества информационного обеспечения инвесторов, реализации инвестиционных проектов на территории региона, повышению ответственности и качества принимаемых органами региональной власти решений.
Литература:
- Авдеева Е. А., Бочкова Е. В. Электронная торговля в России: состояние и проблемы при переходе к информационно-сетевой экономике // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — № 3.2. — С. 216–222.
- Балацкий Е. В. Инвестиционные форумы России как институт регионального развития // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2013. — № 2 (18). — с. 101–128.
- Соглашения форума «Сочи-2015»: итоги [Электронный ресурс]. — http://krasnodar-region.com/m/forum-sochi-2015/gid7320/.
- Ляшецкий А. П. Чтобы пошла модернизация, власть должна пройти ликбез по изучению основ инновационного развития [Электронный ресурс] // Газета «Репортѐр» -5 марта 2010 г. — № 8.- Режим доступа: http://www.lyashetsky.ru/chtoby-poshla-modernizaciya-vlast-dolzhna-proyti-likbez-po-izucheniyu-osnovinnovacionnogorazvitiya.
- Сайбель Н. Ю., Волков К. С. Механизм формирования благоприятного инвестиционного климата: теория и практика российской действительности // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. Министерство энергетики РФ, Краснодарский ЦНТИ — филиал ФГБУ «Российское энергетическое агентство». — Краснодар, 2012. С. 41–45.