В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.
Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования
Сектор малого и среднего бизнеса представляет собой комплекс независимых средних и малых предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Кроме законов и нормативных актов, также действуют государственные программы, которые готовы поддержать малого и среднего предпринимателя. Данные программы предоставляют федеральные, региональные, муниципальные министерства и администрации. Срок действия данной программы от 1 до 4 лет, она имеет утвержденный бюджет и конкретные направления финансовой и нефинансовой поддержки малых и средних предпринимателей.
Интенсивность развития малого и среднего бизнеса отражает динамика экономических показателей предприятий, которые относятся к этому сектору. Основные показатели экономической деятельности малых предприятий представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности малых исредних предприятий вРоссии вдинамике за 2013–2015гг.
Показатели |
Средние предприятия |
Малые предприятия |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Число предприятий (на конец года), тыс |
15,9 |
13,8 |
13,7 |
1836,4 |
2003,0 |
2063,1 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек |
1964,4 |
1719,5 |
1630,7 |
10421,9 |
10755,7 |
10775,2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. |
19824 |
21537 |
23961 |
15743 |
16711 |
17948 |
Оборот предприятий, млрд. руб. |
5150,4 |
4710,6 |
4717,5 |
22610,2 |
23463,7 |
24781,6 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
262,2 |
209,1 |
274,3 |
431,6 |
521,5 |
574,9 |
Внеоборотные активы, млрд. руб. |
1394,2 |
1657,2 |
1689,7 |
17190,2 |
19628,5 |
63724,1 |
Оборотные активы, млрд. руб. |
2579,5 |
3443,9 |
3679,1 |
14927,6 |
18121,1 |
61358,8 |
Капитал и резервы, млрд. руб. |
986,1 |
1267,4 |
1283,7 |
15211,5 |
17501,4 |
18591,1 |
*Источник: Федеральная служба государственной статистики
По итогам 2015г. в России на 12,4 % увеличилось число малых предприятий, на 9,6 % увеличился их оборот. Однако наблюдается отрицательная динамика по этим же показателями среди средних предприятий. Их число за 2 года снизилось на 13,8 %, что говорит о недостаточной интенсивности развития малого и среднего бизнеса.
Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым условием экономического роста как региона, так и страны в целом. Поэтому стимулирование сектора малого и среднего бизнеса является для государства немаловажной задачей. Государство заинтересовано в развитии данного вида предпринимательства так как:
− стабилизация экономики страны достигается за счет увеличение количества субъектов рынка, что обеспечивает распределение рисков между большим числом предприятий;
− повышается экономическая маневренность, особенности управления позволяют малым и средним предприятиям приспосабливаться и быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка;
− повышается инновационная активность, так как внедрение инноваций предприятиями сектора малого и среднего бизнеса проходит маневреннее и менее рискованно, чем более крупными предприятиями;
− обеспечивается сдерживание экономических последствий кризиса, так как малые предприятия в силу своей гибкости и мобильности сглаживают негативные процессы в сфере занятости населения, формирую новые рыночные ниши, тем самым повышая занятость и платежеспособность населения. [1]
Все перечисленные преимущества достигаются развитым сектором малого и среднего предпринимательства. Однако его развитию препятствуют некоторые причины: очень низкая конкурентоспособность сектора малого и среднего предпринимательства на рынке ресурсов по сравнению с крупным бизнесом, повышенная чувствительность к изменениям. Задачами государства в содействии развитию малого бизнеса являются создание предпринимательского климата, компенсирующего объективные ограничения и стимулирующего объективные преимущества сектора малого и среднего предпринимательства. Государство, законодательно регулируя вход на рынок, деятельность в границах освоенной рыночной ниши, смена ниш, переход к бизнесу большего масштаба, предлагая такие инструменты по регулированию рынка ресурсов как регулирование финансового и фондового рынка, рынка труда и недвижимости, а также разрабатывая механизмы поддержки конкуренции, обеспечивает благоприятный климат для развития малого и среднего предпринимательства. Механизмы государственной поддержки представлены в табл. 2.
Таблица 2
Механизмы государственной поддержки сектора малого исреднего предпринимательства
Направление |
Пути реализации |
1 |
2 |
финансы |
− гранты начинающим предпринимателям − субсидии государственным микрофинансовым организациям и гарантийным фондам |
модернизация |
− субсидирование процентных ставок по кредитам − субсидии на покупку нового оборудования − лизинг оборудования − энергоэффективность |
инновационная инфраструктура |
− центры кластерного развития − региональные центры инжиниринга − центры прототипирования |
экспорт |
− региональные центры поддержки экспорта − Евро Инфо Консультационные (Корреспондентские) Центры |
социальные инициативы |
− субсидии социально-ориентированным субъектам МСП − субсидии Центрам дневного времяпрепровождения детей, Дошкольным образовательным центрам − молодежное предпринимательство, в т. ч. центры молодежного инновационного творчества − народные художественные промыслы |
специальная инфраструктура |
− бизнес-инкубаторы, промышленные парки (в том числе частные) и технопарки |
*Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации, Минэкономразвития России
Государства старается поддерживать малое и среднее предпринимательства различными методами (представленными в табл. 2). Особенно внимание уделяется предпринимателям с инновационными идеями. В университете студентам государство предоставляет возможность помощи в открытии своего бизнеса, проводит различные форумы, выделяет средства коммерческим организациям для обучения студентов по различным направлениям. Бизнес-инкубаторы также являются мощным помощником для тех, у кого есть свои идеи, но они пока не знают, как их реализовать, поэтому эти структуры организовывают поддержку стартап-проектов молодых ученых и начинающих предпринимателей абсолютно на всех этапах развития: от разработки проекта до коммерциализации. [3]
С 2009 г. в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, выделен отдельный комплекс мер информационного, образовательного и консультационного характера — программа «Ты — предприниматель». Указанные меры реализуются Минэкономразвития России совместно c Федеральным агентством по делам молодежи и органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Финансируются региональным и федеральным бюджетами. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. № 867-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний c государственным участием». Ожидается, что реализация данного мероприятия позволит направить на поддержку малого и среднего предпринимательства в краткосрочной перспективе до 1 трлн. рублей в год в форме закупок товаров, услуг и работ. Так, помимо мер стимулирования создания малых предприятий и их законодательной поддержки, государство обеспечивает спрос на их продукцию, выступая в качестве заказчика (табл. 3).
Таблица 3
Проведение торгов изапросов котировок на поставки товаров, выполнение работ иоказание услуг для государственных имуниципальных нужд среди субъектов малого предпринимательства
|
Конкурсы |
Аукционы |
Запроса котировок |
|||
всего |
% |
всего |
% |
всего |
% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2011 |
3606 |
5,3 |
40417 |
11,9 |
95797 |
19,9 |
2013 |
4200 |
6,7 |
52409 |
11,3 |
78977 |
16,6 |
2014 |
3673 |
7,3 |
76738 |
12,2 |
88179 |
18,0 |
2015 |
6071 |
12,2 |
96661 |
12,2 |
96247 |
17,5 |
Источник: Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации, Минэкономразвития России
Так, от 10 % до 20 % государственных и муниципальных заказов приходится на субъекты среднего предпринимательства (исключение составляют сферы безопасности и обороны страны), а такая адресация заказов является одной из антикризисных мер поддержки малого и среднего бизнеса.
Таким образом, малый и средний бизнес России — это 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. Развитие сектора малого и среднего бизнеса и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития экономико-социальных аспектов страны, а поэтому контролируются и поддерживаются государством различными реформами законодательной нормативно-правовой и налоговой базы, регулированием административных действий предприятий, инновационной и кредитно-финансовой поддержкой. В целом наша страна занимается поддержкой малого и среднего бизнеса, о чем свидетельствуют развитие различных программ по его поддержке.
Литература:
- Кузнецова И. А. Большой справочник для малого бизнеса[Текст]: практ. пособие / И. А. Кузнецова. — М.: Дашков и К, 2012. — 368 с.: табл. — Библиогр.: с. 353–366.
- Базилевич А. И. Малый бизнес[Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / А. И. Базилевич [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля. — 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2014. — 336 с.: табл. — Библиогр.: с. 333–334.
- Невская М. А. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами[Текст]: практ. пособие / М. А. Невская, К. В. Сибикеев. — М.: Дашков и К, 2013. — 232 с. — Библиогр.: с. 219–227.