Учебная и производственная практика рассматриваются как пространство для самореализации студента, его творческой индивидуальности. В процессе практики проверяется степень теоретической и практической готовности студента к самостоятельной профессиональной работе, создаются широкие возможности для раскрытия, развития и обогащения творческого потенциала студента. Именно на практике студент определяет, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, понимает суть профессии и чувствует её значимость.
В результате практической направленности профессиональной деятельности обучающегося формируются основы будущего медицинского работника — ответственность, милосердие, сердечность, отзывчивость, сострадание, взаимопонимание, взаимопомощь, добросовестность.
Производственная (профессиональная) практика обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности Медицинский массаж Кинель-Черкасского филиала ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» является составной частью основной образовательной программы колледжа и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по избранной специальности [2].
Практическое обучение в колледже осуществляется согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения и рабочим программам практики по специальностям и состоит из учебной практики и производственной (профессиональной) практики. Производственная (профессиональная) практика включает следующие этапы [3]:
— практику для получения первичных профессиональных умений (учебную);
— практику по профилю специальности для овладения целостной профессиональной деятельностью;
— практику преддипломную (квалификационную) для овладения первоначальным профессиональным опытом.
Для реализации целей и задач производственной (профессиональной) практики студентов колледжа реализуются следующие направления деятельности:
— организационно-методическое сопровождение обучающихся в ходе учебных и производственных практик;
— нормативное обеспечение организации практики обучающихся;
— увеличение числа социальных партнеров — баз практики для решения целей и задач производственной практики;
— совершенствование механизмов и процедур организации практики обучающихся.
Основой практики служит система усложняющихся учебно-профессиональных задач, решение которых позволяет студенту приобрести профессионально-личностный опыт, стать конкурентоспособным специалистом.
Теоретическое обучение моделирует будущую профессиональную деятельность студента, а на производственной практике он непосредственно включается в эту деятельность, выступая носителем новых идей, теорий и технологий, к которым он приобщается в процессе аудиторных занятий. Организация и руководство всеми видами учебной и производственной практики направлены на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью.С целью обеспечения обучающихся методическим сопровождением со стороны руководителей от организаций — баз практики расширяется спектр организаций — социальных партнеров.
Основная цель учебной и производственной практики — это закрепление теоретических и методических знаний, полученных студентами в процессе аудиторных занятий и ориентация на достижение общей цели образования — повышение качества обучения.
Основными условиями повышения эффективности практики в колледже является личностно-ориентированный комплексный подход к содержанию и организации практики, связь с теоретическим обучением, систематичность, непрерывность, творчество и преемственность в её проведении [1].
Коллектив преподавателей колледжа работает над новыми рабочими программами учебных и производственных практик, разрабатывая их на основе многолетнего опыта организации и проведения различных видов производственного обучения в колледже, а также с учетом идей инновационного обучения и использования современных педагогических технологий.
На каждой практике предусмотрена система работы, учитывающая особенности каждого ее вида, перечень требований и конкретных заданий.
При реализации каждой практики определены основные задачи:
— помочь студенту научиться осмысливать наблюдаемые производственные ситуации и постоянно стремиться вырабатывать собственное оценочное отношение к ним;
— познавать опыт лучших специалистов, профессионально совершенствоваться.
Перед производственной практикой обучающийся знакомиться с программой практики и участвует в составлении графика прохождения практики на базе ЛПУ.
Непосредственно на рабочем месте базы ЛПУ студент проходит инструктаж по технике безопасности и знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка, правилами противопожарной безопасности в учреждении.
К оформлению отчетной документации по итогам практики в колледже предъявляются высокие требования. Все это позволяет студенту яснее представлять себе содержание и характер предстоящей профессиональной деятельности. В составлении отчетной документации обучающему помогают руководители практики.
По окончании производственной практики, обучающиеся должны предоставить следующую документацию:
- Дневник, в котором, согласно тематическому плану, прописываются все виды работ и освоенные профессиональные и общие компетенции.
- Учебная история болезни, в которой отражается степень готовности обучающегося к самостоятельной профессиональной работе при решении профессиональной задачи.
- Лист освоения профессиональных компетенций с перечнем, требуемым программой практики.
- Характеристика, в которой отражено формирование общих компетенций (умение общаться с коллегами и пациентами, умение организовать рабочее место, заполнять медицинскую документацию) и индивидуальные особенности студента.
- Отчет о проделанной работе во время производственной практики, где указываются виды работ по каждой пройденной теме, освоенные им профессиональные компетенции.
Каждая учебная и производственная практика в колледже заканчивается дифференцированным зачетом.
Таким образом, прохождение производственной практики в лечебных учреждениях позволяет студентам закрепить освоение профессиональных и общих компетенций в рамках профессионального модуля, а также дает возможность приближения обучающегося к практической медицине.
Содержание производственной практики обучающихся, её педагогическое, организационно-управленческое сопровождение, научно-методическое обеспечение в колледже являются важными факторами повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Большинство выпускников нашего колледжа показывают хорошие знания и умения в процессе профессиональной деятельности.
Таким образом, колледж не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для продвижения личности в обществе. Для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов медиков во время прохождения производственной практики я предлагаю заканчивать ее проведением конференции, где при подведении итогов обсуждать отчеты каждого из студентов–практикантов, осуществлять рефлексию достигнутого, а руководителям практики и специалистам базовых организаций высказывать свои впечатления о производственной деятельности всех обучающихся.
Литература:
- Андрейченко З. М. Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения // Среднее профессиональное образование, 2012. № 8.
- Положение о производственной (профессиональной) практики обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности Медицинский массаж Кинель-Черкасского филиала ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж». Электронный ресурс. — Режим доступа: http://kchmedcoll.ru/index.php (Дата обращения: 12.07.2016).
- Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://kchmedcoll.ru/index.php (Дата обращения: 12.07.2016).