Особенности методического обеспечения дисциплины «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии» при обучении студентов-инвалидов по зрению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Введенская, Н. А. Особенности методического обеспечения дисциплины «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии» при обучении студентов-инвалидов по зрению / Н. А. Введенская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16.1 (120.1). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33319/ (дата обращения: 16.11.2024).



В Кинель-Черкасском филиале ГБПОУ «Тольяттинский медколледж» подготовка специалистов из числа инвалидов по зрению по специальности «Медицинский массаж» ведется с 2000 года. Осуществляя обучение данной категории студентов колледж реализует следующие цели:

 удовлетворение потребностей в данном виде образовательных услуг инвалидов, испытывающих затруднения в реализации своих прав на образование;

 сохранность и стабилизация контингента студентов с ограниченными возможностями здоровья (т. к. в Российской Федерации только 8 учебных заведений осуществляют подготовку специалистов из числа инвалидов по зрению);

 поднятие престижа учебного заведения в свете решения социально-экономических проблем инвалидов в получении образования.

Для обеспечения качественной подготовки специалистов из числа инвалидов по зрению в колледже создана учебно-методическая и материально-техническая база: установлены компьютеры с «говорящими» программами; приобретены рельефные, плоско-выпуклые и барельефные учебные пособия по профессиональным дисциплинам, модели, муляжи и макеты органов, набор костей и скелет, аудиоаппаратура.

Особое внимание при обучении незрячих и слабовидящих студентов имеет личность преподавателя. Помимо высокой квалификации и эрудиции он должен обладать безграничным терпением и настойчивостью, корректным отношением к студентам, не ущемляя их болезненного самолюбия и постоянно помнить и иметь в виду, что главным в преподавании дисциплины является не только усвоение студентами необходимой суммы знаний, но и дальнейшая реабилитация в социуме.

Кроме этого, для эффективного изучения предмета в начале каждого занятия проводится психоэмоциональная разминка с музыкальным сопровождением, которая способствует формированию у студентов рабочего настроя на восприятие нового учебного материала. Успешность обучения зависит не только от содержания, но и от методов, при помощи которых студент приобретает необходимые знания, получает развитие элементов мыслительной культуры, навыки умственного труда, вырабатываемые при обучении.

Важным является не только грамотное изложение конкретного материала, но и полноценная аргументация. Студент должен знать не только, как устроены и функционируют органы, но и почему они устроены именно так. Доказательность аргументации вырабатывает у студентов привычку логического мышления, что необходимо не только в учебных, но и в житейских ситуациях.

Последовательность и систематичность анатомии как науки формирует понимание важности и полезности привычки к систематическому планомерному труду.

На уроках анатомии преподаватель постоянно работает над проблемой развития пространственных представлений у студентов-инвалидов по зрению. Это достигается путем применения разнообразных методов обучения: репродуктивно-иллюстративного, частично-поискового, проблемного.

Для расширения возможностей восприятия учебного материала по предмету «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии» студентам представляются звуковые учебные пособия, которые включают следующие блоки:

  1. Блок информации, который содержит краткие обобщенные сведения по учебной теме с учетом новейших данных из отечественной и зарубежной литературы. Он охватывает основной материал учебной программы по каждой учебной теме. Необходимость данного блока обусловлена тем, что слепые и слабовидящие студенты не могут в полном объеме самостоятельно работать с учебной литературой.
  2. Задания для внеаудиторной подготовки, представленные в виде контрольно-учебной карты, включающей в себя ключевые вопросы темы и вопросы самоконтроля. Данная карта является ориентировочной основой действий студентов при подготовке к занятиям.
  3. План работы в аудитории является сценарием практического занятия, где отражаются будущие действия преподавателя и студентов, их педагогическое обоснование и цели.

Особое внимание в этом блоке уделяется этапу самостоятельной работы студентов на занятии, который представлен в виде алгоритма действия.

  1. Методические указания по изучению темы, представляющие собой алгоритмы действий студентов при работе с рельефными и плоско-выпуклыми таблицами, макетами, муляжами и скелетом. Их цель — помочь студентам более полно и качественно освоить учебный материал по данной теме, а также систематизировать знания.
  2. Тестовые задания, позволяющие студентам самостоятельно и объективно оценить свои знания на завершающем этапе подготовки к занятию.
  3. Морфофункциональные задачи, используемые для контроля знаний студентов, позволяют выяснить степень целостности восприятия ими данной темы. Их основная цель — показать значение анатомических образований для клинической практики. Кроме этого, с помощью задач у студентов формируется клиническое мышление. Ответы на задачи позволяют обучающимся находить собственные и расширенные варианты решения. Работая с задачами, они в полной мере осознают значимость предмета анатомии и физиологии человека, как базы для изучения специальных профессиональных дисциплин, в первую очередь — массажа.

На практических занятиях эффективно зарекомендовало себя применение следующих способов обучения:

 использование плоско-выпуклых таблиц и муляжей, развивающих у незрячих студентов пространственные представления о строении органов;

 использование рельефных таблиц, обеспечивающих восприятие учебного материала, послойного расположения мышц, сосудисто-нервных пучков и т. д. Работа незрячих студентов с муляжами и макетами направлена на запоминание расположения внутренних органов.

 метод пальпации друг на друге костно-мышечных ориентиров, мест пульсации и прижатия артерий, определение сердечного толчка, сухожилий позволяет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по зрению лучше ориентироваться на будущих пациентах при определении границ массажных областей, проекции сосудисто-нервных пучков, внутренних органов, зон иннервации, кровоснабжения, лимфатического и венозного оттока.

Таким образом, в процессе преподавания дисциплины «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии» наглядно обозначена взаимообусловленность строения и функции каждого органа, связь различных органов и систем, организма и внешней среды, логическая обусловленность и материальный характер всех процессов, протекающих в организме человека.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный материал, физиология человека, число инвалидов, занятие, зрение, ограниченная возможность здоровья, особое внимание, подготовка специалистов, топографическая анатомия.


Похожие статьи

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Работа со множествами» для студентов бакалавриата

Методические рекомендации для проведения практических занятий для студентов СПО по теме «Основы экологической безопасности на предприятии»

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Педагогические условия формирования коммуникативного умения у студентов по специальности «информационные технологии»

Похожие статьи

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Работа со множествами» для студентов бакалавриата

Методические рекомендации для проведения практических занятий для студентов СПО по теме «Основы экологической безопасности на предприятии»

Логопедическая работа с учениками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Педагогические условия формирования коммуникативного умения у студентов по специальности «информационные технологии»

Задать вопрос