Проблема ребенка с ограниченными возможностямиздоровьязаключается в его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении мобильности, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, и даже к элементарному образованию.
Детям с ограниченными возможностями, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, необходимо воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. А главное они должны быть включены в общую систему образования. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, а также способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.
Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Инклюзия — это способ ликвидации всех форм изоляции и дискриминации.
Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование.
Замысел социальной инклюзии как путь построения справедливого, демократичного общества привлекают к себе все больший интерес и внимание, как ученых, так и специалистов-практиков. Оплотом инклюзивного общества является инклюзивное образование.
Цель инклюзивного образования заключается в ликвидации социальной изоляции, которая является следствием негативного отношения к разнообразию с точки зрения расы, социального положения, этнического происхождения, религии, пола и способностей.
Поэтому, образование является одним из конституционных прав человека и основой справедливого общества. Инклюзивность в образовании можно рассматривать, как признание ценности различий всех детей и их способности к обучению. Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — это хорошая инвестиция. Таким образом, можно сократить расходы на социальные нужды и зависимость человека от государства, как в настоящем, так и в будущем. Кроме того, оно освобождает других членов домохозяйства от обязанностей осуществлять уход, позволяя им больше времени посвящать своей занятости и другим видам производственной деятельности. Инвестирование в образование детей с ОВЗ отвечает экономическим интересам государства, поскольку, когда эти дети вырастут, они смогут стать эффективными участниками трудовых ресурсов [1].
Согласно статистическим данным, в России, в настоящее время, насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей-инвалидов, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек. При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам [2].
На сегодняшний день в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в обычных классах обучается более 142 тыс. детей-инвалидов. Ещё 132 тыс. учится в специальных (коррекционных) классах в массовых школах. Более 44 тыс. ребят обучается на дому. В России около 35 тыс. детей не получают образования (около 17 тыс.) по причине здоровья. Около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты. Около 164 тыс. учащихся специальных (коррекционных) школ вынуждены обучаться в условиях интернатного проживания, не имея возможности обучения рядом с местом проживания.
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым, взяла на себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают через «инклюзивное образование на всех уровнях». Сегодня на рассмотрение Государственной Думы Дмитрий Медведев вынес вопрос о ратификации Конвенции о правах инвалидов, где говорится о том, что инклюзивное образование в Российской Федерации должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие, как определение механизма финансирования и создания необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Так, образовательная политика государства ориентирована на развитие инклюзивных процессов, но эти документы не закрепляют норм, а имеют программный характер развития системы образования [4]:
— Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. — доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30 % до 71 % в 2015 году. Общий объем финансирования мероприятия ФЦПРО «Создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» составил 287,7 млн. рублей.
— Программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы — к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не менее 20 %. Общий объем средств из федерального бюджета в рамках программных мероприятий 2011–2015 годов на развитие интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья составит более 9 млрд. рублей.
— Новые Федеральные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения и программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009) так определила один из своих приоритетов: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования — 2020», доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70 % к 2016 году, а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях — 70 % к 2020 году.
В России обсуждается новый законопроект «Об образовании». Московский закон об образовании лиц с инвалидностью — единственный законодательный акт, определивший «инклюзивное образование как совместное обучение (воспитание), который включает организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, для лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений» [3].
Министерством образования и науки Самарской области, начиная с 2001 года, в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья сформирована и реализуется образовательная политика, направленная на:
– обеспечение своевременного (возможно более раннего) выявления и коррекции отклоняющегося развития детей;
– формирование системы инклюзивного образования, что обеспечивает доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в школах по месту жительства.
Деятельность в рамках данной образовательной политики осуществлялась поэтапно.
Первый этап (2001–2004 гг.) — формирование новой структуры системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, расширение спектра специальных образовательных услуг и форм их предоставления (ранняя помощь, интегрированное и инклюзивное образование). Он поддержан Областной целевой программой развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001–2004 годы «Реабилитация», утвержденной Законом Самарской области № 44-ГД от 15.06.2001.
Второй этап (2005–2008 гг.) — внедрение результатов Ι этапа в широкую образовательную практику региона, обеспечение доступности новых форм специального образования. Второй этап реформирования системы специального образования реализован Областной целевой программой «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005–2008 годы», утвержденной Законом Самарской области № 140-ГД от 02.11.2004.
Инклюзивное образование, как часть системы образования, оно позволяет полнее удовлетворить права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как нового типа. А существуют школы, которые реализуют практику инклюзивного образования. Применение инклюзивного подхода, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы в образовательных учреждениях. Но это не означает, что система специального (коррекционного) образования должна быть упразднена.
Такая система дает возможность обеспечить детей с ОВЗ и их родителей правом выбора образовательного учреждения. Кроме того, огромный потенциал системы специального образования является важным информационным и методическим ресурсом для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии. 24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым взяла на себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что «…реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают через инклюзивное образование на всех уровнях».
Конвенции инклюзивного образования после ратификации в Российской Федерации должно стать законодательно закрепленным институтом, которое имеет все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования и создания необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности. Такое обстоятельство ставит перед участниками образовательного процесса трудные и ответственные задачи по построению не только инклюзивного образования, но и нового общественного уклада — инклюзивного общества. Оно должно основываться на принципах гуманизма и свободного выбора.
Мы понимаем, что социальная инклюзия — это магистральная линия развития нашего российского общества. Согласно ст.7, п.1 Конституции РФ, Россия — это социальное государство, в политике которой есть направление на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Внедрение инклюзивных подходов не может быть отдельной попыткой решения «проблемы инклюзивного образования», ориентированного только на детей с ОВЗ, — это часть более общей проблемы неравенства в образовании.
Проблема инклюзивного образования не может быть решена локально: невозможно создать хорошие условия для детей с инвалидностью и не создать богатой и разнообразной образовательной среды для других детей. Поэтому, инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества — процесса, актуального во всем мире. Развивая инклюзивные подходы в образовании, педагоги, специалисты, руководители систем образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа результатов и достижений. Формируется прекрасная возможность для обмена мнениями, выработки особых концепций и идей, что является очень ценным для профессионального развития.
Литература:
- Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». М., 2010.
- Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации, подготовлен в апреле 2012 года. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ (Дата обращения: 02.07.2016).
- Малафеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/wpcontent/ (Дата обращения: 04.07.2016).
- Назарова Н. М. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски развития: сб. научных статей IV международного теоретико- методологического семинара. М.: Логомаг, 2012.