В настоящее время в нашей стране происходит становление и модернизация всей системы образования, в том числе и среднего профессионального, с целью вхождения в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей частью педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя со студентами.
Исходя из собственного опыта, считаем педагогику сотрудничества наиболее отвечающей требованиям современного времени.
Стержнем разрабатываемой педагогической концепции является сотрудничество как главная идея, цель и средство воспитания и обучения. В основе ее лежат новые отношения с обучающимися, исключающие принуждение к учению, вовлекающие их в совместный труд и творческое взаимодействие, направленные на освоение профессиональных дисциплин.
Одним из важнейших элементов «педагогики сотрудничества» является личностный подход к воспитанникам, т. е. приемы, при которых каждый студент чувствует себя личностью, ощущает внимание преподавателя.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции в воспитании, такие как [1]:
— постановка личности в центр всей воспитательной системы;
— гуманистическая ориентация воспитания;
— формирование общечеловеческих ценностей;
— сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
— постановка трудной цели.
Новая трактовка индивидуального подхода включает:
отказ от ориентировки на среднего студента;
поиск лучших качеств личности;
применение психолого-педагогической диагностики личности;
учёт особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Педагогика сотрудничества ставит образовательные учреждения в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, является колледж, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении — будущем всей страны [2].
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В этой связи, основными характеристиками педагога являются:
— высокая квалифицированность и конкурентоспособность на рынке труда;
— компетентность и ответственность;
— свободное владение своей профессией и ориентированность в смежных областях деятельности;
— способность к эффективной работе по специальности на уровне профессиональных стандартов;
— готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом от учения, как функции запоминания, к учению, как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; от чисто ассоциативной, статической модели знаний — к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на усредненного ученика — к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; от внешней мотивации учения — к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Литература:
1. Антипьев А. Г. Гуманизация образования: состояние и проблемы / А. Г. Антипьев // Высшее образование в России. — 2012. — № 6. — С.98–102.
2. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание — 2001. — № 9 — С. 98.