Опыт работы по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 17.08.2016

Статья просмотрена: 3289 раз

Библиографическое описание:

Новоселова, О. А. Опыт работы по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях детского сада / О. А. Новоселова, Н. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 376-377. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33331/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одной из главных задач является обеспечение возможности любой семье, имеющей ребенка с ОВЗ, посещать дошкольное учреждение в шаговой доступности от дома, расширять социальные связи семьи, что в конечном итоге способствует успешной социализации как ребенка с нарушениями, так и его родителей.

Большая работа состоит в расширении родительских возможностей по воспитанию ребенка с ОВЗ и активного включения родителей в социальную жизнь. Грамотное планирование совместных детско-родительских мероприятий позволяет сформировать базовый комплекс мероприятий по развитию социальных и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, интегрированных в среду сверстников.

Задача специалистов заключается в поддержке и обучении родителей, повышении их самооценки и компетентности, уверенности в своих силах и знания. Для накопления теоретических знаний проводятся:

‒ Консультативная помощь по вопросам интеграции и развития детей,

‒ Включение родителей в занятия с ребенком,

‒ Родительские группы,

‒ Детско-родительские тренинги,

‒ Привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей и другим формам досуговой деятельности,

Все родители детей с ОВЗ активно вовлекаются в социальную жизнь Детского сада посредством участия в детско-родительских мероприятиях.

При работе с родителями крайне важна именно этапность их включения в процесс коррекционной работы. Начиная с самого простого, при котором педагоги выступают инициаторами взаимодействия и принимают на себя ведущую роль в работе с ребенком, до этапа, когда родители перехватывают инициативу у педагогов и сами являются учителями своего ребенка. Остановимся коротко на основных этапах работы с родителями.

Консультативная помощь

Все родители получают консультации, памятки, рекомендации и психологическую поддержку наших специалистов по вопросам взаимодействия с ребенком.

Первый раз на консультацию приглашается вся семья, где родители знакомятся со специалистами, именно поэтому консультирование осуществляется в семейном формате. Такие встречи позволяют оценить потенциал семьи к работе, ее ресурсы, возможности к участию в различных формах работы. Специалисты выделяют следующие задачи:

‒ Укрепление родительской компетентности;

‒ Сопровождение семьи, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов;

‒ Помощь в разрешении трудностей в воспитании и развитии детей с ОВЗ

‒ Информационная поддержка (помощь здесь может оказать лечебно-педагогическая литература, книги и брошюры, описывающие жизненный опыт семей с ребенком, имеющим нарушения, автобиографические книги самих людей с проблемами, информация в области защиты прав детей и т. д.).

Обеспечение полноценного эмоционального и делового взаимодействия со взрослыми и сверстниками позволяет решать практические вопросы социализации дошкольников с ОВЗ в современном обществе. Поэтому крайне важно включать родителей взанятия сребенком.Это могут быть совместные терапевтические игры, занятия по развитию социально-бытовых навыков, занятия с учителем-логопедом, учителем — дефектологом, педагогом — психологом, т. е. все те виды занятий, которые проводятся с ребенком. У детей с ОВЗ даже к концу дошкольного возраста игра не достигает уровня ведущей деятельности без специальной психолого-педагогической коррекции. Содержание игр соответствующих уровню развития ребенка хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игр, в которых принимает участие специалист, ребенок и родители, происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. Эта форма работы является важной в создании пространства партнерства и доверия между специалистами и семьей. Родители начинают лучше понимать состояние ребенка, его проблемы, цели и задачи работы. Если родители на равных правах со специалистами входят в обучающий процесс, то со временем научиться способствовать развитию ребенка.

Этап родительских групп является сочетанием клубной терапевтической и семинарской форм работы. В такую группу входят все специалисты Детского сада, владеющие разными формами и методами работы, программой развития для детей с ОВЗ, реализуемой в процессе занятий, знающие особенности детей. Наличие специалистов позволяет гибко реагировать на запрос родителей, создает некоторый объем, в котором эти запросы могут быть удовлетворены.

Для многих родителей само участие в группе является терапевтичным. Формат работы дает возможность всем участникам поделиться и обменяться опытом, проблемами и историями хотя бы их частичного преодоления, что часто само по себе важно.

Интересные формы взаимодействия с родителями, благодаря которым решаются множество трудностей социального, соматического и психологического характера— это тренинги. Психологические знания, приобретенные в процессе тренинговой работы, помогают родителям эффективнее взаимодействовать с ребенком, понять его психологические особенности, почувствовать уверенность в своих собственных силах и преодолеть трудности взаимодействия. В процессе таких тренингов родители обучаются предъявлять к ребенку требования, адекватные его возрасту, способностям и состоянию, осваивают новые способы психологического воздействия, приемы игры с ребенком, способствующие максимальному развитию его психики.

Привлечение членов семей корганизации праздников, общесадовским мероприятиям, участиям в совместных театральных постановках для детей и другим формам досуговой деятельности является очень важной и необходимой, если речь идет о процессах нормализации жизни семьи и создании партнерства. Такая форма работы с семьями помогает родителям быть не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками образовательного процесса, равноправно общаться со специалистами и детьми.

Правильно организованная система профессиональной деятельности педагогов, методы воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, специалист, Детский сад, консультативная помощь, привлечение членов семей, работа, развитие детей, социальная жизнь, форма работы.


Похожие статьи

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада

Система работы педагогов детского сада с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Похожие статьи

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Особенности организации взаимодействия воспитателей с родителями по проблеме адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Организация работы в детском саду по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада

Система работы педагогов детского сада с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Задать вопрос