Одной из главных задач является обеспечение возможности любой семье, имеющей ребенка с ОВЗ, посещать дошкольное учреждение в шаговой доступности от дома, расширять социальные связи семьи, что в конечном итоге способствует успешной социализации как ребенка с нарушениями, так и его родителей.
Большая работа состоит в расширении родительских возможностей по воспитанию ребенка с ОВЗ и активного включения родителей в социальную жизнь. Грамотное планирование совместных детско-родительских мероприятий позволяет сформировать базовый комплекс мероприятий по развитию социальных и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, интегрированных в среду сверстников.
Задача специалистов заключается в поддержке и обучении родителей, повышении их самооценки и компетентности, уверенности в своих силах и знания. Для накопления теоретических знаний проводятся:
‒ Консультативная помощь по вопросам интеграции и развития детей,
‒ Включение родителей в занятия с ребенком,
‒ Родительские группы,
‒ Детско-родительские тренинги,
‒ Привлечение членов семей к организации праздников, спектаклей для детей и другим формам досуговой деятельности,
Все родители детей с ОВЗ активно вовлекаются в социальную жизнь Детского сада посредством участия в детско-родительских мероприятиях.
При работе с родителями крайне важна именно этапность их включения в процесс коррекционной работы. Начиная с самого простого, при котором педагоги выступают инициаторами взаимодействия и принимают на себя ведущую роль в работе с ребенком, до этапа, когда родители перехватывают инициативу у педагогов и сами являются учителями своего ребенка. Остановимся коротко на основных этапах работы с родителями.
Консультативная помощь
Все родители получают консультации, памятки, рекомендации и психологическую поддержку наших специалистов по вопросам взаимодействия с ребенком.
Первый раз на консультацию приглашается вся семья, где родители знакомятся со специалистами, именно поэтому консультирование осуществляется в семейном формате. Такие встречи позволяют оценить потенциал семьи к работе, ее ресурсы, возможности к участию в различных формах работы. Специалисты выделяют следующие задачи:
‒ Укрепление родительской компетентности;
‒ Сопровождение семьи, эмоциональная поддержка, поиск ресурсов;
‒ Помощь в разрешении трудностей в воспитании и развитии детей с ОВЗ
‒ Информационная поддержка (помощь здесь может оказать лечебно-педагогическая литература, книги и брошюры, описывающие жизненный опыт семей с ребенком, имеющим нарушения, автобиографические книги самих людей с проблемами, информация в области защиты прав детей и т. д.).
Обеспечение полноценного эмоционального и делового взаимодействия со взрослыми и сверстниками позволяет решать практические вопросы социализации дошкольников с ОВЗ в современном обществе. Поэтому крайне важно включать родителей взанятия сребенком.Это могут быть совместные терапевтические игры, занятия по развитию социально-бытовых навыков, занятия с учителем-логопедом, учителем — дефектологом, педагогом — психологом, т. е. все те виды занятий, которые проводятся с ребенком. У детей с ОВЗ даже к концу дошкольного возраста игра не достигает уровня ведущей деятельности без специальной психолого-педагогической коррекции. Содержание игр соответствующих уровню развития ребенка хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игр, в которых принимает участие специалист, ребенок и родители, происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. Эта форма работы является важной в создании пространства партнерства и доверия между специалистами и семьей. Родители начинают лучше понимать состояние ребенка, его проблемы, цели и задачи работы. Если родители на равных правах со специалистами входят в обучающий процесс, то со временем научиться способствовать развитию ребенка.
Этап родительских групп является сочетанием клубной терапевтической и семинарской форм работы. В такую группу входят все специалисты Детского сада, владеющие разными формами и методами работы, программой развития для детей с ОВЗ, реализуемой в процессе занятий, знающие особенности детей. Наличие специалистов позволяет гибко реагировать на запрос родителей, создает некоторый объем, в котором эти запросы могут быть удовлетворены.
Для многих родителей само участие в группе является терапевтичным. Формат работы дает возможность всем участникам поделиться и обменяться опытом, проблемами и историями хотя бы их частичного преодоления, что часто само по себе важно.
Интересные формы взаимодействия с родителями, благодаря которым решаются множество трудностей социального, соматического и психологического характера— это тренинги. Психологические знания, приобретенные в процессе тренинговой работы, помогают родителям эффективнее взаимодействовать с ребенком, понять его психологические особенности, почувствовать уверенность в своих собственных силах и преодолеть трудности взаимодействия. В процессе таких тренингов родители обучаются предъявлять к ребенку требования, адекватные его возрасту, способностям и состоянию, осваивают новые способы психологического воздействия, приемы игры с ребенком, способствующие максимальному развитию его психики.
Привлечение членов семей корганизации праздников, общесадовским мероприятиям, участиям в совместных театральных постановках для детей и другим формам досуговой деятельности является очень важной и необходимой, если речь идет о процессах нормализации жизни семьи и создании партнерства. Такая форма работы с семьями помогает родителям быть не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками образовательного процесса, равноправно общаться со специалистами и детьми.
Правильно организованная система профессиональной деятельности педагогов, методы воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.