«Учение, или как теперь принято говорить, учеба — это многолетняя изнурительная война между классной доской и школьным окном» — так начинается повесть Ю. Полякова «Работа над ошибками». Действительно, каждый раз, начиная урок, любой преподаватель снова и снова пытается привлечь внимание и удержать интерес своих учеников. Ведь, именно интерес к предмету — важный фактор повышения качества знаний обучающихся. Он стимулирует активность стремления к процессу учения, к поиску путей раскрытия тайн неизвестной действительности. Познавательный интерес влияет на скорость и прочность запоминания, поддерживает устойчивость внимания, активизирует процессы воспроизведения, воображения, мышления, деятельности обучающихся [5].
Проблема организации и активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и управление ею не теряет актуальность с годами. Особенно это важно для работы со студентами первых лет обучения.
С поступлением в медицинский колледж обучающийся попадает в новую профессиональную образовательную среду, которая требует от бывшего выпускника школы принятия новых форм учебно-воспитательного процесса, умения работать самостоятельно; усвоения материала теоретико-методологического характера; активной позиции в новых для него видах деятельности; адаптации в образовательном учреждении [4].
По результатам исследования, проводимого в Кинель-Черкасском филиале Тольяттинского медицинского колледжа, было выявлено основное противоречие, возникающее при переходе учащихся из средней школы в среднее профессиональное учебное заведение — это противоречие между новым статусом первокурсника и реальной, пока еще школьной, готовностью к условиям профессионального обучения.
Характерные трудности студентов-первокурсников:
— высокие требования учебного процесса колледжа на фоне недостаточной подготовленности первокурсников к самостоятельной работе и слабого владения приемами восприятия, учения, самообразования;
— разноуровневость текущего контроля знаний и самостоятельной подготовки;
— появление чувства неуверенности и тревоги на учебных занятиях;
— страх перед новыми преподавателями;
— отсутствие привычки трудиться;
— неумение и нежелание самостоятельно учиться.
В этой связи, цель моей работы заключается в формировании интереса студентов Ι-ΙΙ курса к профессиональным знаниям через рациональную организацию самостоятельной познавательной деятельности на занятиях по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики», специальность «Сестринское дело».
Знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе обучения — это результат воспринятой и переработанной в их сознании научной и учебной информации. Самостоятельная учебная работа играет большую роль в повышении умственной активности обучающихся при осмыслении и усвоении новых знаний. Именно она создает условия для глубокого овладения знаниями и умениями. Чем больше студенты проявляют самостоятельности в учебной работе, тем глубже и прочнее их знания [1].
Одно из самых существенных условий эффективности самостоятельной работы — умение планировать самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа обучающихся организовывалась на протяжении всего образовательного процесса, в том числе и во время изучения нового материала, где студенты осваивали общие приемы, умения и способы умственного труда.
Активизация умственной деятельности обучающихся в процессе их самостоятельной работы достигалось через ее руководство. Роль преподавателя заключалась в эффективной организации самостоятельной работы студентов, развитии их умений самостоятельно получать и пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, пробуждении желания и потребности к самообразованию, коррекции полученных знаний.
Работа по развитию умений и навыков самостоятельного умственного труда обучающихся проводилась системно и поэтапно. Постепенно увеличивалась учебная нагрузка студентов, усложнялись задания для самостоятельной работы, изменялась роль преподавателя при их выполнении.
При отборе заданий учитывалась их целесообразность, что способствовало лучшему усвоению, расширению и углублению знаний, развитию интеллектуальных способностей обучающихся, формированию у них умений и навыков самостоятельной работы.
Для активизации умственной деятельности студентов, самостоятельная работа организовывалась с учетом того, чтобы обучающиеся не только преодолевали посильные трудности, но и повышали уровень развития своих умственных способностей. При изучении дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики», использовались задания проблемного характера, рассчитанные не на простое запоминание или воспроизведение изучаемого материала, а на его осмысление (объяснение фактов, сравнение изучаемых процессов и состояний, осознание связей между ними и т. д.).
Постепенное усложнение самостоятельной работы студентов осуществлялось несколькими путями:
— увеличением объема заданий и длительности самостоятельной работы обучающихся;
— усложнением задания, а вместе с этим и мыслительных операций, и приемов самостоятельной работы, необходимых для его решения;
— изменением способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны преподавателя.
На первых занятиях по дисциплине, в ходе выполнения тематических заданий только 17 % студентов были готовы самостоятельно овладеть новыми знаниями и способами усвоения информацией, 83 % — нуждались в помощи преподавателя, которые отмечали, что так они чувствовали себя более спокойно и уверенно. В дальнейшем количество «неуверенных» студентов снизилось до 12 %. Степень трудности заданий в процессе изучения различных тем с каждым последующим уроком возрастала вместе с повышением уровня знаний обучающихся.
Количество времени, отводимое на подготовку к самостоятельной работе, зависело от степени сложности и объема самостоятельной работы, а также от подготовленности обучающихся.
Для создания эффекта успешности, использовался метод дифференцированных заданий, таких как [2]:
— индивидуальные задания;
— дополнительные задания с возрастающей степенью трудности;
— задания с учетом различной подготовки обучающихся;
— задания с указанием минимального балла для обязательного выполнения;
— задания по уже решенным задачам.
Так, на занятиях раздела «Наследственность и патология» студенты научились самостоятельно проводить обобщение, используя следующий порядок действий:
— найти наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях;
— определить их сходства;
— установить связь между ними;
— сформулировать общий вывод.
Чтобы проследить за тем, правильно ли студент понял алгоритм организации самостоятельной работы, контроль проводился не только за конечным результатом, но и за процессом усвоения. Регулярная проверка результатов самостоятельной работы и коррекция знаний студентов давала возможность устранить ошибки и пробелы в знаниях и умениях, что являлось важным моментом в целях достижения высокой успеваемости по предмету. Лучшим способом анализа самостоятельной деятельности студентов стала фронтальная работа в конце занятия в форме обсуждения ее проведения и результатов.
Проверка знаний и качества выполненных работ имела важное воспитательное значение. Она приучала и дисциплинировала обучающихся к тщательному выполнению заданий, поддерживала на должном уровне их учебную активность, формировала чувство ответственности. Систематическая коррекция выполненной студентами самостоятельной работы снижала нежелательный психологический эффект контроля (отрицательные эмоции, чувство страха, стрессовые ситуации).
Учитывая значимость и необходимость развития самостоятельности студентов колледжа, на занятиях использовались различные виды самостоятельной работы:
— действие по готовому образцу (воспроизведение записей, зарисовок, опорных сигналов);
— учебная интерпретация терминов, понятий, фактов, явлений, событий;
— работа с алгоритмом [3].
На первом этапе самостоятельной работы все обучающиеся выполняют одинаковые задания — индивидуально прорабатывают в учебнике параграф, на втором — обсуждают в микрогруппах дальнейшие планы работы, на третьем — подводят итоги выполнения общего задания. Такое сочетание форм способствует эффективному активизированию познавательной деятельности студентов.
Стоит отметить, что метод самостоятельной работы студентов с учебником с преобразованием его текста в план, тезисы, схемы, таблицы доминирует при изучении материала, т. к. он сопряжен с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главных мыслей, развивая логическое мышление обучающихся.
Так, при изучении темы: «Биохимические основы наследственности» возможно использование технологии модульного обучения с применением алгоритмов действий. Перед студентами стоит комплексная дидактическая цель: добиться полного усвоения знаний о сущности биохимических процессов, лежащих в основе наследственности, научиться составлять схему биосинтеза белка, решать задачи на моделирование процессов транскрипции, пользоваться таблицей генетического кода.
Совокупность модулей, обеспечивающих достижение этой цели, включает алгоритмы по изучению вопросов темы, методики решения генетических задач.
Алгоритм содержит два основных учебных элемента:
УЭ-1 — самостоятельное изучение вопросов темы (отработать навыки работы с литературой или другими источниками информации);
УЭ-2 — подготовка выступления перед аудиторией по данному вопросу (подготовить выступление по изученной теме).
Исходя из этого, работа с алгоритмами способствует формированию учебно-познавательных навыков у студентов, в то время, как подготовка самостоятельного выступления обеспечивает полное усвоение ими материала. Кроме этого, в результате выполнения самостоятельной работы у обучающихся формировались учебно-познавательные навыки (составление плана выступления, умение пользоваться языком науки) и учебно-организаторские умения (планирование текущей и перспективной учебной работы, самоорганизация).
При изучении темы: «Закономерности наследования признаков», самостоятельная работа по решению генетических задач, особенно нестандартного построения, способствовала более глубокому и прочному усвоению теоретического материала. Генетические задачи являются наглядной иллюстрацией многообразия применения генетической теории, повышая интерес к науке, развивая клиническое мышление, необходимое медицинскому работнику.
Наряду с приобретением обучающимися знаний на учебных занятиях, важной задачей является развитие у них стремления к продолжению самостоятельной познавательной деятельности в данной области, т. е. формирование интереса к изучению генетики человека. Способность студентов к самостоятельной и творческой работе, нескрываемый интерес к проблемам генетики привёл к проведению урока-творчества в форме устного журнала «В лабиринтах генетики». Основная цель данного занятия состояла в углублении усвоенных знаний, приобщении студентов к самостоятельной и творческой деятельности.
Систематическое, планомерное, целесообразное применение самостоятельных работ обучающихся на занятиях и других организационных формах учебной работы позволяет решить следующие задачи:
повысить сознательность и прочность усвоения знаний по данному предмету;
выработать умения самостоятельно приобретать новые знания;
развивать познавательные способности (наблюдательность, логическое мышление, творческую активность);
прививать культуру умственного труда, научить самостоятельно трудиться;
воспитывать культуру мышления;
подготовить к дальнейшему эффективному самообразованию.
Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от:
— посильности заданий;
— инструктажа преподавателя о порядке выполнения задания и самоконтроля;
— соответствия отводимого времени объему и степени сложности задания;
— четкой организации деятельности студентов;
— дифференцированной помощи обучающимся, развития у них веры в свои способности и положительной мотивации;
— стимулирования познавательной активности и мышления;
— умелого письменно-графического оформления результатов самостоятельной работы;
— самоконтроля и контроля результатов самостоятельной работы [6].
Таким образом, организация самостоятельной систематической работы студентов способствует их познавательной активности, что положительно сказывается на развитии интереса к предмету. Способность студентов находить новые приемы приобретения знаний и выработки умений вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент, на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления. является показателем их развития.
Литература:
- Граф В., Ильясов В. И., Ляудис В. Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы. — М., 1981.
- Измайлова М. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. — М.: Изд-во: Дашков и К. — 2009.
- Ковалевский И. Н. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России № 1. — 2000. — С. 114–115.
- Колыванова Л. А., Носова Т. М. Адаптация в социальной среде как результат профессиональной подготовки специалистов с нарушением зрения. Образование и саморазвитие. 2012. Т. 3. № 31. С. 153–158.
- Колыванова Л. А., Носова Т. М., Петроченко Т. Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в инклюзивном профессиональном образовании: Учебно-метод. пособие/Л. А. Колыванова, Т. М. Носова, Т. Н. Петроченко. – Самара: Изд-во ООО «Порто-принт», 2012. – 301 с.
- Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии. Кн для учителя. — М.: Просвещение, 1989.