Организация преподавания дисциплины «Основы неврологии» студентам с ограниченными возможностями здоровья по зрению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пузанова, Л. В. Организация преподавания дисциплины «Основы неврологии» студентам с ограниченными возможностями здоровья по зрению / Л. В. Пузанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16.1 (120.1). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33338/ (дата обращения: 16.11.2024).



Неврология — это раздел медицины, изучение которого наиболее необходимо для будущих массажистов. Из опыта работы известно, что пациенты неврологического профиля составляют зачастую до 80 % всех больных, требующих при проведении профилактики, лечения и реабилитации услуг массажиста.

Учебная дисциплина ОП.07 Основы неврологии предусмотрена ФГОС СПО по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) и относится к разделу общепрофессиональных. В соответствии с учебным планом Кинель-Черкасского филиала ГБПОУ ТМедК основы неврологии преподаются студентам в ΙΙΙ семестре, т. е. на втором году обучения, после того, как закончено изучение анатомии человека. Параллельно изучению основ неврологии, согласно учебному плану, в этом же семестре начинается преподавание лечебного классического массажа в неврологии. Таким образом, материал закрепляется, имеет дальнейший выход, тесная связь и преемственность преподавания дает свои результаты.

Учитывая значимость дисциплины и повышенную потребность студентов, с 2015–2016 учебного года количество часов преподавания основ неврологии было увеличено за счет вариативной части. Максимальное количество часов составляет — 150. Обязательная учебная нагрузка — 100 часов, включающая — 72 часа теоретических и 28 — практических занятий. На самостоятельную работу студентов отведено 50 часов.

Изучение основ неврологии направлено на формирование общих и профессиональных компетенций, соответствующих видам деятельности:

 Выполнение классического массажа.

 Выполнение рефлекторных видов массажа.

 Выполнение массажа в педиатрической практике.

 Проведение лечебной физической культуры.

Преподавание будущим массажистам неврологии в течение 12 лет выявило определенные особенности и требования к организации образовательного процесса.

Мотивацией формирования профессиональных компетенций является желание самого студента стать хорошим специалистом, быть востребованным в обществе, оказание качественной медицинской помощи пациентам. Студенты-массажисты сами являются, в силу своих заболеваний, постоянными пациентами, имеют опыт общения с представителями практического здравоохранения, в том числе, неврологического профиля. Ограничение возможностей здоровья по зрению часто связано с неврологическими заболеваниями.

На теоретических занятиях основной формой подачи материала является начитывание лекций преподавателем и запись на диктофоны. Использование письма по Брайлю не нашло широкого применения из-за недостаточного количества студентов, владеющих этим методом. Однако, по просьбе отдельных студентов в рамках дополнительных занятий, этот метод применяется.

Для зрячих студентов основным видом памяти является зрительная, в то время как слабовидящие и незрячие студенты лишены этой возможности. «Запоминание на слух» не является легким, особенно для студентов, потерявших зрение в подростковом или взрослом возрасте. Начитывание материала проводится медленно, достаточно громким голосом, с соблюдением правил пунктуации, преподавателю необходимо иметь хорошую дикцию. Проведение теоретических занятий в виде «чистой» лекции у данной категории студентов невозможно. Занятие проводится в виде комбинированного урока. После начитывания материала разбирается и проговаривается тема по всем пунктам с обязательным участием студентов, учитывая возникающие у них вопросы. При необходимости преподаватель повторно объясняет материал с использованием уже известной терминологии. Активно применяется проговаривание вслух новых медицинских понятий и определений.

Ежедневно повторяется и закрепляется изученный материал. Темы оговариваются заранее. Право выбора может принадлежать как преподавателю, так и студенту.

При обучении слабовидящих студентов крайне важен индивидуальный подход.

Преподаватель должен быть осведомлен о наличии у студента-массажиста того или иного заболевания, по возможности, знать причину потери зрения. Для преподавателя основ неврологии необходим опыт работы в практическом здравоохранении, именно с больными неврологического профиля. Часто студенты, имеющие у себя неврологическое заболевание, обращаются с личной просьбой о консультировании. Необходим тесный контакт преподавателя со студентом, доверительные отношения, безупречная компетенция преподавателя и авторитет.

Слабовидящие студенты — это часто легкоранимые люди, с определенными проблемами в здоровье и социальной сфере, а иногда и с изменениями психики. Все это требует повышенного внимания и максимально корректного отношения к ним. На уроках применяется строго индивидуальный подход, но в тоже время чрезмерное предоставление «поблажек» недопустимо.

Определенные особенности современного общества накладывают отпечатки и на лиц с ограниченными возможностями здоровья. Возрастает количество студентов, в основном среди молодых, предъявляющих завышенные требования к окружающим при недостаточном спросе с самого себя. Работа в данном направлении проводится на уроках в том числе, поддерживается тесная связь с родителями, родственниками, привлекается психолог филиала.

Неврология относится к наиболее сложным дисциплинам. Неврологические расстройства часто имеют сложную симптоматику, трудны в диагностике, имеют различные методы лечения и длительную, иногда пожизненную, реабилитацию. Студенту-массажисту необходимо уметь:

 консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний, вопросам профилактики наркозависимости;

 определять симптомы основных заболеваний нервной системы с целью выявления противопоказаний к массажу на момент проведения процедуры;

 анализировать влияние проведенной процедуры массажа и ЛФК на состояние нервной системы пациента;

знать:

 основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний нервной системы;

 формы и методы реабилитации при заболеваниях нервной системы;

 организацию и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов с заболеваниями нервной системы;

 возможности применения массажа и ЛФК в профилактике и лечении заболеваний нервной системы;

 динамические изменения в состоянии здоровья пациента во время процедуры и после процедуры массажа и ЛФК.

Все эти знания и умения будущий массажист с ОВЗ по зрению получает на занятиях по основам неврологии.

При преподавании основ неврологии необходимо стремиться к вовлечению в изучение темы 100 % присутствующих студентов. Наибольшие результаты на занятиях дает ориентировка на «среднего» студента, в то время как со «слабыми» и «сильными» проводятся при необходимости дополнительные занятия.

Практические занятия по основам неврологии проводятся в кабинете доклиники, который оборудован современными муляжами, необходимым инструментарием компьютером, специальным аудионосителем. Расстановка мебели способствует свободному передвижению слабовидящих студентов.

На практических занятиях студенты знакомятся с этапами обследования неврологического больного, отрабатывают методы и приемы обследования на фантомах, друг на друге.

Обследование пациента включает: исследование функции и определение патологии черепно-мозговых нервов, исследование поверхностных и глубоких рефлексов, тонуса и силы мышц, функции вегетативной нервной системы и т. д. Наиболее приемлемым методом является работа в микрогруппах. На занятиях студенты решают ситуационные задачи и тестовые задания.

Для преподавания основ неврологии разработана рабочая программа дисциплины, календарно-тематический план, полное методическое обеспечение. Для подготовки студентов к промежуточной аттестации в виде экзамена — контрольно-измерительные материалы (КИМ), с которыми студенты знакомятся на первых занятиях. В методическом уголке кабинета доклиники имеется банк аудиозаписей лекций, КИМ и другая необходимая информация.

Важным выходом данной дисциплины является изучение классического массажа в неврологии и проведение учебной и производственной практик на базе ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ» в этом же семестре.

На учебной практике преподаватели знакомят студентов с организацией работы отделений, студенты проводят субъективное и объективное обследование пациентов, отрабатывают приемы массажа на пациентах под руководством преподавателя.

На производственной практике студенты самостоятельно выполняют массаж пациентам. Практика проходит в массажном кабинете больницы, неврологическом и травматологическом отделениях (пациенты с черепно-мозговыми и спинальными травмами). По окончании практики проводится дифференцированный зачет с обязательным участием руководителя практики от медицинской организации. По итогам на каждого студента оформляется документация: характеристика, отчет о производственной практике, аттестационный лист. Ежедневно заполняются дневники непосредственными руководителями практики, ставятся оценки. На практике студенты получают опыт общения с неврологическими пациентами, тактильного контакта с неврологическими больными и результаты своего труда:

 нормализация тонуса мышц;

 улучшение самочувствия;

 повышение двигательной активности;

 снижение и ликвидация болевого синдрома;

 нормализация трофики;

 улучшение кровообращения и т. д.

После прохождения практики, а иногда и во время ее, по инициативе студентов, проводятся консультации преподавателем неврологии по интересующим их вопросам, связанным с тем или иным заболеванием. Таким образом, у студентов возрастает мотивация к продолжению изучения дисциплины.

Давно известен факт, что массажисты из лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению — самые лучшие в силу естественного замещения недостаточной функции органа зрения работой других анализаторов. Первые благодарности от пациентов, родственников и персонала являются важнейшим стимулом для дальнейшего совершенствования.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, нервная система, занятие, основа неврологии, заболевание, неврологический профиль, ограниченная возможность здоровья, пациент, преподавание основ неврологии, производственная практика.


Похожие статьи

Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями

Организация учебной деятельности магистрантов при изучении курса «Технология развития математических способностей детей»

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности "Медицинский массаж"

Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению

Разработка интерактивных методов обучения для проведения уроков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках математики

Особенности методического обеспечения дисциплины «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии» при обучении студентов-инвалидов по зрению

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Похожие статьи

Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями

Организация учебной деятельности магистрантов при изучении курса «Технология развития математических способностей детей»

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности "Медицинский массаж"

Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению

Разработка интерактивных методов обучения для проведения уроков по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Организация образовательной деятельности с дошкольниками по развитию звуковой культуры речи

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа)

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках математики

Особенности методического обеспечения дисциплины «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии» при обучении студентов-инвалидов по зрению

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Задать вопрос