Через творчество к здоровью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Саенко, Е. В. Через творчество к здоровью / Е. В. Саенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16.1 (120.1). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33339/ (дата обращения: 16.11.2024).



Своевременная поддержка и вовлечение людей в творчество не только отвлекают детей от улицы, но и помогают всем людям независимо от физических данных поверить в себя и свои возможности.

Равные возможности для всех, независимо от состояния здоровья в современной жизни, необходимое условие воспитания гражданина России. Болезнь не уважает социальное положение, не знает границ и не имеет национальности.

У детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), и как правило находящихся на домашнем обучении, все общение происходит в ограниченном кругу родных и близких, которые из хороших побуждений, желая облегчить жизнь родному человеку, помогают ему буквально во всем, что приводит в дальнейшем к потребительскому отношению к окружающим.

Общество, в котором находится ребенок одно из решающих факторов, напрямую влияющих на его социальную реабилитацию. Только комплексный подход через творческую деятельность последовательно в разных направлениях дает реальный шанс подготовки и реабилитации для каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности с последующей интеграцией в окружающий социум. Коллективные занятия любым видом творчества и желание победить в первую очередь влияет на преодоление ребенком ограничения своих возможностей и достижения желаемого результата.

Еще до прихода в детский коллектив ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, и зачастую изолированного от общества, не умеющего общаться со сверстниками, необходима предварительная тщательная работа педагога с остальными детьми группы и их родителями.

Только тесное сотрудничество учителя, родителей и лечащего врача ребенка, имеющего ОВЗ приводит к достижению желаемого результата, и люди с ОВЗ получают свой второй шанс, который дает надежду на будущее и перспективы их дальнейшего развития.

Первый этап социальной реабилитации ребенка с ОВЗ начинается с посещения общих занятий прикладными видами творчества без особых физических нагрузок, например, соленым тестом, шитьем, изготовлением игрушек. Одновременно с этим нормализуется работа мелкой моторики рук, что ведет к насыщению кислородом двигательных центров коры головного мозга, а результат приложенных усилий виден сразу, например, подарки родителям. Положительные эмоции помогают увлечь педагогу ребенка более необходимым для него, элементарным приемам самообслуживания.

Следующий этап социальной реабилитации детей с ОВЗ идет в комплексной работе с другим видом творчества без отрыва от предыдущего. Ребенок с ОВЗ начинает посещать другие занятия, что тем самым увеличивает круг его общения. Знакомство с особенностями русского языка в игровой форме, постановка культуры речи, знакомство с культурой и играми народов России служит привитию знаний правил русского языка с малых лет. Сказки, прибаутки разных народностей, проживающих на территории России, показанные воспитанниками кружка совместно с педагогом в спектаклях для родителей и сверстников, воздействуют на снятие их психологических барьеров в общении с людьми всех возрастов, развитие коммуникабельности, умению преподнести себя и научиться слушать собеседников; позволяют вывести детей с ограниченными возможностями здоровья, находящимся на домашнем обучении, спокойно без страха находится в обществе незнакомых людей, уважительно к ним относиться; меняют манеру поведения воспитанников; пропадают торопливость или неуверенность.

Зажатость и страх после занятий в таких группах пропадает, и ребенок спокойно идет на следующий этап комплексных занятий вокалом и хореографией.

Хореография разных направлений с элементами акробатики, лечебной гимнастики и йоги, когда все упражнения подбираются с обязательным учетом диагноза и возрастных особенностей воспитанников, а также вокал с дыхательными упражнениями создают хороший мышечный каркас всего организма человека в целом. Это гораздо легче сделать только при индивидуальном подборе репертуара и только при условии правильно поставленной постановке дыхания, потому что необходимо не только держать голос на определенной тональности, но и ни в коем случае не сбиваться на тональность соседа, только тогда пение в ансамбле становится праздником, на который с гордостью хочется пригласить всех друзей и знакомых.

Благотворительный фонд «Зеленый источник» был создан в июле 2013 года для оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья и попавшим в трудные жизненные ситуации. Он работает по уникальной методике, способствующей реабилитации лиц с ограниченными возможностями всех возрастов. В его состав входит ребята из ГБОУ СООШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы, а также студенты Кинель-Черкасского филиала Тольяттинского медицинского колледжа, которые после потери зрения приезжают для получения профессии массажиста из разных областей и республик РФ (Ханты-Мансийский автономный округ; Сахалин, Улан-Удэ, Москва, Орел, Тамбов, Самара).

При потере зрения, как правило, всегда наблюдается резкое ухудшение памяти, а это один из показателей серьезных нарушений функций работы головного мозга. Поэтому, все занятия с такими людьми проходят вначале строго индивидуально: болезнь ломает не только тело, но в первую очередь калечит душу. «Почему именно со мной такое случилось, за что?» — зачастую задают этот вопрос студенты с нарушением зрения. Тогда помогает только вера в Бога и все произошедшее с каждым воспринимается уже как испытание, меняется само отношение к произошедшему, проходит озлобленность, появляется терпимость.

Занимаясь вокалом люди расстаются с вредными привычками. Вокальные упражнения и дым сигарет просто не совместимы, кашель сильно мешает пению. Каждый выходящий на сцену человек с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь, должен переломить себя. То, что вряд ли навредит взрослому человеку, маленькой девочке с сахарным диабетом — может нанести непоправимый ущерб.

Индивидуальная работа с каждым человеком, имеющим ОВЗ, строгий подбор необходимых упражнений помогают в создании мышечного каркаса всего организма в целом. Воспитанник с ОВЗ перестает зависеть от посторонней помощи, учится не только самостоятельно ходить, но и, в первую очередь, идет воспитание его характера.

Участвуя в фестивалях наравне со здоровыми, у людей с ОВЗ любого возраста повышается самооценка и заметно изменяются жизненные позиции. Люди, видя рядом тех, кому еще хуже зачастую забывают про свои проблемы и учатся не брать, а отдавать. Совместные занятия учат быть более терпимыми и вовремя приходить на помощь, что напрямую влияет на выбор будущей профессии.

С самого начала работа идет в тесном сотрудничестве педагога с родителями имеющих детей с ОВЗ, что напрямую влияет снижение психологического напряжения в семьях.

Совместная работа по подготовке и проведению праздников, участие в обязательных фестивалях и конкурсах служат объединению семей, появлению взаимовыручки между разными семьями. Пропадет страх за будущее своих детей, имеющих ОВЗ.

Поездка с выступлениями в реабилитационные центры позволяет переоценить многие жизненные ценности, что является необходимым элементом методики воспитания студентов с нарушением зрения, успешного раскрытия их индивидуального потенциала. Участие в творческих фестивалях и конкурсах прикладного мастерства разных уровней входит в обязательную программу реабилитации инвалидов. Воспитанники ансамбля, выступая международных художественных конкурсах и фестивалях в Астрахани, Туапсе и т. д., не раз становились их лауреатами и дипломантами.

По результатам анкетирования было выявлено, что занятия в ансамбле помогали безбарьерному общению студентов с нарушением зрения среди зрячих сверстников, что способствовало их дальнейшей социальной адаптации в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, нарушение зрения, ребенок, вид творчества, возможность, головной мозг, домашнее обучение, желаемый результат, потеря зрения, русский язык.


Задать вопрос