Уровень инвалидизации — важный социальный показатель, свидетельствующий о состоянии здоровья населения страны, в то время как интегрированность инвалидов в ежедневную жизнь — это показатель благополучия общества [1]. Согласно статистическим данным 2014 года в России численность лиц, впервые признанных инвалидами в возрасте 18 лет и более составила 2781 человек [2].
Информация Федеральной службы государственной статистики свидетельствует, что инвалидов-студентов образовательных организаций высшего образования составляет на начало учебного года 2013/2014–5194 человек, 2014–2015–5179 человек, 2015–2016–5966 человек [3]. Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья в стране достаточно высока, важным является обеспечение им «необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки». Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:
потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии — с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);
потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность) [4].
Необходимость внедрения в российское образование инклюзивного подхода в деятельность образовательных организаций разных уровней, на основе научно-педагогической разработки всех его аспектов [5].
Включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему общего, специального и высшего образования продиктовано не только современными российскими нормативными документами (Постановление Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы», Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный образовательный стандарт начальной и основной школы, Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.) и международными правовыми актами (Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960), Всемирная декларация об образовании для всех — удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990), Саламанская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994) и др.), но и социальной необходимостью, полноценной интеграции их в общество.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [6]. Данное образование формирует свою собственную шкалу ценностей, где ключевыми являются следующие принципы: каждый человек, независимо от способностей и достижений, имеет право на образование и поддержание приемлемого уровня знаний, самовыражение и личный прогресс, общение, дружбу и поддержку [7]; увеличивает личностные возможности, интеллектуальный потенциал. Через уважительное отношение, принятие индивидуальности каждого происходит формирование и развитие личности по собственной траектории.
Физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры личности, предполагающей не только развитие физических способностей индивида, но и воспитание сознания и интеллекта [8]. Дисциплина «Физическая культура» в вузе представляется сложной и целостной системой, отражающей инвариантные черты культурного потенциала определенной социальной группы — студентов [9].
Анализируя Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень высшего образования — бакалавриат всех направлений подготовки), можем отметить, что дисциплина «Физическая культура» относится к базовой части блока в учебных планах и имеет прикладной характер.
В Самарском государственном техническом университете обучение студентов дисциплине «Физическая культура» реализуется по 18 специализациям (1–6 семестры). Кафедра «Физическое воспитание и спорт», осуществляя инклюзивный подход, разработала программу для студентов с особыми образовательными потребностями и временно освобождённых от практических групповых занятий (нормативных физических нагрузок), направленную на поддержку здорового образа жизни, возможности укрепления здоровья, развитие ответственности за свое здоровье, необходимого уровня психофизической готовности к различным условиям жизнедеятельности, личной активности в развитии своего потенциала. На занятиях изучаются теоретические основы физической культуры, здорового образа и стиля жизни, средства и методы укрепления индивидуального здоровья, рациональные режимы двигательной активности, способы регуляции образа жизни, виды утомления, стресс и профилактика,режим труда и отдыха,самооценка здоровья студентом, регулирование работоспособности для успешной социально-культурной и будущей профессиональной деятельности.
Крайне значимо обеспечить полноценное обучение данной дисциплине в образовательном пространстве вуза, способствовать развитию учебной мотивации, ценностных ориентиров, установке на самосовершенствование, приобретению знаний путем самообразования. На наш взгляд, важными составляющими педагогического процесса являются личностно-деятельностный подход и активные технологии в обучении студентов дисциплине «Физическая культура».
Личностно-деятельностный подход в обучении ориентирован на раскрытие и развитие личности студента, активизацию и реализацию ее потенциала, поэтому обучающийся выступает, при таком обучении, субъектом познавательной деятельности. С учетом индивидуальных потребностей и способностей, преподаватель заинтересовывает студентов, разнообразными видами деятельности (проанализировать влияние образа жизни на здоровье, психофизиологические закономерности воздействия на организм человека окружающей производственной среды; обсуждение пилотных проектов или событий в области физической культуры и спорта и т. п.).
По мнению Н. В. Борисовой, «личностно-деятельностное обучение означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение самими студентами конкретных задач» [10].
Исходя из выше изложенного, можно отметить, что личностно-деятельностное обучение предполагает:
учет индивидуальных особенностей личности;
вариативность учебного процесса;
формирование обобщенных знаний, умений, навыков и успешного их использования в будущей профессиональной деятельности;
активную работу в группе в процессе обучения;
самореализацию;
потребность в рефлексии;
самоорганизацию собственной деятельности;
развитие личностных качеств.
Таким образом, личностно-деятельностный подход ориентирован на личность субъекта деятельности и создает условия, обеспечивающие развитие социальной активности, профессиональной компетентности, саморазвивающейся личности через организацию и управление его учебной деятельностью.
Необходимым требованием к уровню подготовки будущих бакалавров в высших учебных заведениях является формирование и развитие творческих способностей, поведенческой и познавательной активности, адаптации к изменяющимся условиям, умение ориентироваться в нестандартной ситуации. Одним из эффективных способов развития формирования творческих способностей студентов, в процессе их учебной деятельности является использование технологии проблемного обучения.
В основе этого метода обучения лежит проблема, проблема-задача, проблемная ситуация, требующие творческой активизации мышления обучающегося для ее решения.
Проблемная ситуация — это ситуация интеллектуального затруднения, возникающая для разрешения противоречий между имеющимся и требуемым уровнем знаний. В учебном процессе она являются необходимым условием для создания инновационной познавательной среды. По средствам технологии проблемного обучения студенты получают знания и способы деятельности не в готовом виде, а усваивают их в ходе решения нестандартных задач, создающих потребность в поиске новых способов действий.
Проблемное обучение направлено на формирование навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности студентов, на развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей [11].
Следовательно, для организации проблемного обучения необходимо выполнение следующих условий:
наличие задачи-проблемы в учебном информационном материале;
степень сложности проблемы соразмерно уровню подготовленности студентов;
наличие познавательной активности у студентов;
мотивация в разрешении проблемной ситуации и значимость ее результата;
значимость информации, получаемой при решении проблемы.
Обеспечив такие условия, преподаватели оказывают помощь студентам в анализе учебной информации и организации поиска решения, обеспечивают средствами объективного самоконтроля промежуточных выводов.
В курсе «Физическая культура», например, рассматривается проблемная задача о влиянии будущей производственной деятельности на развитие специфических профессиональных заболеваний. Итогом обсуждения и анализа будет прогнозирование здоровьесбережения при выполнения определенного вида труда на рабочем месте. В процессе решения проблемных задач развиваются и формируются у студентов навыки организации своего поведения, которые будут способствовать профессиональному самосохранению здоровья, регуляции работоспособности, профилактики личностных деформаций.
Ценность проблемного обучения дисциплине заключается в активизации познавательной деятельности студентов, которые занимаются поисковой и исследовательской деятельностью, учатся выстраивать логические связи, выделять существенное и научно аргументировать выводы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что моделирование проблемных ситуаций, при обучении данной дисциплине, непосредственно связано с конкретным содержанием учебного материала, их психофизической компонентой будущей профессиональной деятельностью, а, следовательно, с поисковой, исследовательской деятельностью студентов. Функция проблемного обучения заключается в стимулировании активного познавательного процесса и развитии исследовательского стиля мышления.
Педагогический опыт показывает, что также целесообразно применять метод проектов в преподавании теоретического курса данной дисциплины.
А. В. Шукаева, А. А. Хармонова отмечают, что метод проектов несет в себе достаточно большой образовательный потенциал для разностороннего развития обучающихся, его реализация в педагогическом процессе позволяет студентам не только получать практические навыки, но и осваивать фундаментальные знания [12].
Технология проектного обучения направлена на развитие широкого спектра компетенций и творческих способностей, поэтому предполагает интеграцию исследовательских, поисковых, проблемных, сравнительных методов. Создание проекта предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, как правило, межпредметного характера.
Преимущества технологии проектного обучения, на наш взгляд, в том, что она развивает у студентов:
навыки самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь различными источниками;
умение интегрировать самостоятельно полученные знания для решения познавательных задач;
умение работать как самостоятельно, так и в группе со сменным составом, исполнять разные социальные роли и функции;
социальные и коммуникативные навыки;
умение использовать исследовательские методы, выдвигать гипотезы, делать обоснованные выводы в решении проблемы [13].
А. И. Федоров, К. В. Хамлова утверждают, что применение метода проектов в образовательном процессе предполагает такой способ организации занятий, когда студенты осуществляют комплексную по своему характеру учебную деятельность, ориентированную на создание конечного образовательного продукта за определенный промежуток времени [14].
Студентам в качестве внеаудиторной самостоятельной работы предлагается разработать индивидуальный проект физического оздоровления или развитие собственной физической культуры, программу профилактики профессиональных заболеваний будущей трудовой деятельности, создать социальный проект по физкультурно-оздоровительному или спортивно-массовому направлению. Разработка студентами проектов сопровождается персональным как дистанционным, так и личным консультированием со стороны преподавателя.
Итоговые результаты проектной деятельности представляются на занятии-конференции, в виде научно оформленных текстов или компьютерной презентации, где проходит их публичная защита. Задача конференции — ознакомление слушателей с новейшими достижениями, передовыми идеями, мнениями, исследованиями в научной области. В ходе конференции проводится обсуждение представленных сведений, слушателями задаются вопросы докладчику. В конце подводятся итоги, оценивается работа докладчиков и активных слушателей [13]. Лучшие работы студентов рекомендуются на конкурс стендовых докладов, написание тезисов или статей на внутривузовские, областные, Всероссийские, очные и заочные конференции.
Авторам проектов можно предложить представлять работы на Молодежных всероссийских и региональных форумах, которые проходят ежегодно. Цель форумов — выявление, поддержка и развитие молодежных инициатив.
Таким образом, реализация в учебном процессе проектной технологии способствует развитию внимания к собственному здоровью, сотрудничеству, совершенствует самоорганизацию, повышает уровень общей культуры, формирует здоровое поведение студентов.
Очевидно, что оптимальное сочетание рассмотренных педагогических технологий в процессе обучения дисциплине «Физическая культура» дает возможность гибкости, элективности обучения, эффективному развитию и формированию у студентов с ограниченными возможностями здоровья общекультурных, здоровьесберегающих компетенций, усвоению в полном объеме знаний, исключает проблемы академической задолженности по дисциплине, реализует равноправное участие их в научной и общественной жизни вуза, стимулирует на успешность в предстоящей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Демьянова А. В. Социальная политика в сфере защиты прав инвалидов в России [Электронный ресурс]: препринт WP3/2015/09 / А. В. Демьянова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Электрон. текст. дан. (2 Мб). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»). — 50 с.
2. Здравоохранение в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. — М., 2015. — 174 с.
3. Сведения об инвалидах — студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс] Федеральная служба государственной статистики [Сайт]. — М., 2016. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#
4. Инклюзивное образование в России / Детский фонд ООН «Юнисеф». — М.: Бест-принт, 2011. — 88 с.
5. Колыванова Л. А., Носова Т. М., Караханян Л. В. Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения. Молодой ученый. 2015. № 6–4 (86). С. 27–30.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: принят ГД РФ 21.12.2012. — Введ. 04.01.2013 / «Консультант Плюс»: [сайт]. — М., [2013]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/, свободны. — Загл. с экрана.
7. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова и др. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. — 255 с.
8. Пустовой А. П., Скачков Н. Г., Романова Л. И. Инновационные аспекты физической культуры студенческой молодежи: учеб.-метод. пособие / ГОУВПО СПбГТУРП. — СПб., 2010. — 30 с.
9. Пономарев Г. Н. Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы X Всероссийской научно-практич. конференции, 21 февраля 2014 г. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С. 24.
10. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие / Н. В. Борисова. — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 146 с.
11. Михелькевич В. Н. Проектирование и анализ педагогических технологий: Лаб. Практикум / В. Н. Михелькевич, Н. В. Охтя, В. П. Сухинин. — Самара, СамГТУ, 2006. — 44 с.
12. Шукаева А. В., Хармонова А. А. Проектный метод обучения как интерактивный способ организации обучения в спортивных: Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы X Всероссийской научно-практич. конференции, 21 февраля 2014 г. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С. 168.
13. Чеканушкина Е. Н. Формирование социально-экологической компетентности у студентов технического университета в процессе их обучения гуманитарным, социально-экономическим и естественнонаучным дисциплинам [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08: защита 24.06.2011: утв. 30.12.2011 / Чеканушкина Елена Николаевна; Поволж. госуд. соц.-пед. академ. — Самара, 2011. — 179 с.
14. Федоров А. И., Хамлова К. В. Организация проектной деятельности студентов вузов физической культуры на основе использования современных webтехнологий Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы X Всероссийской научно-практич. конференции, 21 февраля 2014 г. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С.160.