Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности будущих специалистов, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсальных умений для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности.
Особое внимание уделяется формированию у будущих медицинских работников способности самостоятельно мыслить; применять полученные знания на практике; тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия; эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах; быть открытыми для новых профессиональных взаимоотношений. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Поиск новых образовательных технологий связан не только с появлением в образовательных учреждениях современной техники для работы с учебной и научной информацией (компьютеры, мультимедийная, аудио- и видеотехника), но и необходимостью эффективно и целесообразно её использовать.
Так, для подготовки конкурентоспособного на рынке труда медицинского работника, в Кинель-Черкасском филиале ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» при устном изложении учебного материала используются вербальные, технические и наглядные методы обучения студентов.
Среди словесных методов обучения важное место занимают лекции. В данном образовательном профессиональном учреждении они проводятся с использованием ТСО и представляют собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающего целостность и законченность его восприятия студентами. Лекции дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области медицины, концентрируют внимание студентов на наиболее сложных изучаемых вопросах, стимулируют их активную познавательную деятельность и способствуют формированию критического мышления.
Кроме этого, при проведении практических занятий используются технологии индивидуально-бригадного обучения (ТИБО) и бригадно-индивидуального обучения (БИТО). Организация учебного процесса при использовании этих технологий похожи, отличие заключается в соотношении индивидуальной и бригадной работы в учебном процессе. Данные технологии способствуют развитию индивидуальных умений и навыков студентов, учитывают их индивидуально-личностные характеристики, включая способности и образовательные потребности, основанные на целевых установках. Они предусматривают использование возможностей коллективной (бригадной) деятельности для оказания помощи каждому студенту в успешном освоении учебного материала, выполнении манипуляций, решении ситуационных задач и т. д.
Технология индивидуально-бригадного обучения складывается из следующих компонентов:
организационный момент (обоснование темы занятия преподавателем, формирование мотивации);
актуализация и контроль опорных знаний;
индивидуальная работа студентов или работа в малых группах;
контроль и закрепление знаний и умений.
В нашем медицинском колледже для изучения дисциплины «Сестринский уход в хирургии» создана модель мини-отделения, включающая 4 основные зоны:
чистая перевязочная;
инструментальная;
предоперационная;
операционная.
При проведении практических занятий со студентами медицинских специальностей (34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело) наиболее продуктивна работа в малых группах. Студенты выбирают лидера группы, совместно выясняют вопросы, разрешают затруднения, которые возникли в результате самостоятельной деятельности.
В ходе обучения студентов дисциплине «Сестринский уход в хирургии» применяются следующие технологии:
обучение всотрудничестве, применяемое с целью обучения студентов работать в команде и всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Учебная группа разбивается на малые группы по 2–3 человека. Основными принципами работы в группе выступают: индивидуальная ответственность студентов за решение данного задания, где каждый из них имеет равные возможности в достижении успеха. В ходе решения задания происходит обмен результатами с другими подгруппами и вырабатывается общее решение.
В ходе совместной работы достигается усвоение нового материала. Преподаватель организует самостоятельную познавательную деятельность студентов, в ходе работы осуществляет наблюдение за их активностью и контролирует успешность выполнения задания. В заключении вырабатывается один вариант решения, подводятся итоги, объявляются результаты, отмечается уровень активности каждого студента.
симуляционная технология, являющаяся ведущей в создании условий для развития у студентов широкого спектра компетенций без риска нанесения вреда пациенту. Симуляция (отлат. «simulatio» — видимость, притворство) [3] в медицинском образовании — это технология обучения и оценки практических умений и навыков, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего используются биологические, механические, электронные, виртуальные модели обучения.
Различают следующие уровни симуляционной технологии:
- Визуальный — знакомство студентов с алгоритмом выполнения манипуляции. На данном этапе отрабатывается последовательность действий выполнения манипуляции через изучение электронного пособия или просмотр видеофильма, педагогического показа.
- Тактильный — воспроизведение и отработка практических манипуляций на фантоме, муляже, стандартизованном пациенте. В процессе выполнения манипуляции вырабатывается последовательность и координация движений, приобретается практический навык.
- Реактивный — воспроизведение простейших активных реакций фантома на типовые действия (аускультация сердца, непрямой массаж сердца).
Преимущества симуляционного практического обучения:
— в ходе освоения практического умения не рискует ни пациент, ни студент;
— неограниченное число повторов и длительность отработки сестринских вмешательств;
— минимальный стресс при первых реальных вмешательствах;
— симулятор может сам вести студента по программе тренинга;
— возможность объективной оценки уровня практической подготовки студента.
Контроль усвоения учебного материала осуществляется в ходе самостоятельной работы студентов по мере их готовности, например, при выполнении манипуляций. При этом контроль индивидуализирован и даёт возможность при необходимости осуществлять корректировку знаний и умений.
информационные технологии;
технологии погружения в практическую деятельность.
Таким образом, инновационные технологии являются необходимым инструментом современного преподавателя, в которых заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения, поставленных Федеральным государственным стандартом III поколения, цели — подготовить молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.
Перед преподавателем стоит сложная, но очень важная задача: помочь каждому студенту в формировании четкой гражданской позиции, развивая безопасность жизнедеятельности, научить его сознательно и самостоятельно добывать знания, быть востребованными на рынке труда [1].
Цель моей педагогической деятельности заключается в обеспечении условий для формирования и развития разносторонней личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей, интеллектуального роста, а также формирование познавательной, информационной и коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения.
Основными задачами, реализуемыми в учебно-воспитательном процессе, выступают:
формирование стойкой мотивации к изучению предмета «Сестринский уход в хирургии»;
активизация познавательной деятельности студентов (использование ИКТ на занятиях, использование различных методов и форм организации учебной деятельности);
создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Это достигается благодаря использованию различных педагогических технологий, приемов, направленных на поддержание внимания обучающихся, развитие у них интереса к учебному материалу, повышение производительности учебного и творческого труда студентов, решение проблемы сохранения здоровья в образовательном процессе [2].
Существуют следующие направления педагогической деятельности:
— формирование личностно-ориентированного подхода в обучении;
— научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов;
— формирование ключевых и профессиональных компетенций у студентов;
— использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Таким образом, опыт организации образовательного процесса при изучении дисциплины «Сестринский уход в хирургии» показывает, что результат работы, в том числе качество знаний, умений и навыков обучающихся, во многом зависит от их заинтересованности учебным предметом, комфортности образовательной среды, состояния здоровья студентов.
Литература:
- Колыванова Л. А. Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т. 13. – № 2–6. – С. 1326–1331.
- Колыванова Л. А., Носова Т. М. Использование метода case-study в профессиональном инклюзивном образовании студентов с ограниченными возможностями здоровья // Образование и общество. – 2013. – Т. 4. – № 81. – С. 45–48.
- Симуляция. Электронный ресурс. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/