Особенности производственной практики студентов медколледжа в реабилитационно-восстановительных центрах города Тольятти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скворцова, В. Н. Особенности производственной практики студентов медколледжа в реабилитационно-восстановительных центрах города Тольятти / В. Н. Скворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16.1 (120.1). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33343/ (дата обращения: 19.12.2024).



Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государствосообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностямформирует социальную и экономическую политику в отношенииинвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит отмножества факторов: состояние здоровья нации, развитие системыздравоохранения, социально-экономическое развитие и пр.

По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25 % всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями здоровья. Общество не могло оставаться безразличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Но на протяжении тысячелетий эти взаимоотношения в большей своей части складывались в форме преследования или пренебрежения к людям с физическими и умственными дефектами.

Только в последнее столетие начало происходить изменение в сторону сострадания, оказания помощи и принятия обществом.

В Федеральном законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации от 21 ноября 2011 года, в статье № 37, дано определение медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения и определены основные специалисты, осуществляющие медицинскую реабилитацию [3].

Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях специалистами с высшим и средним медицинским образованием, имеющими соответствующую профессиональную подготовку, и иными специалистами (ФЗ № 323, ст.37, п.3).

Основными принципами медицинской и психологической реабилитации являются: поэтапность, преемственность всех проводимых мероприятий, обязательность их своевременного проведения, наличие в арсенале всех известных средств и методов реабилитации и индивидуальный подход при ее проведении [2].

В сложившейся ситуации роль медицинской сестры с каждым годом возрастает и приобретает все большее значение, а как известно, успешность практически любого лечения на две трети зависит от компетентности и профессионализма медицинской сестры. Тем более следует учесть тот факт, что в наше время на плечи медицинских сестер ложится до 80 % всей заботы о пациентах. Проведение полноценной реабилитации пациента невозможно без взаимодействия всего коллектива медицинского персонала (врач, медицинская сестра) [1].

На всех этапах восстановительного лечения (стационарном, санаторном, поликлиническом) медицинская сестра выполняет реабилитационные мероприятия: уход за пациентом, выполнение назначений врача, определение потребностей пациента и их удовлетворение, отпуск физиотерапевтических процедур, проведение лечебной физкультуры и массажа, обучение пациента правильному режиму дня и питанию и др.

Основной формой деятельности медицинской сестры является сестринский процесс — метод организации и практического выполнения врачебных назначений. При этом каждое ее действие должно быть документально оформлено в листе динамического наблюдения и листе назначений.

Рабочая программа междисциплинарного курса «Основы реабилитации» является федеральной частью рабочей программы профессионального модуля «Участиев лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело» (базовая подготовка).

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения междисциплинарного курса должен иметь практический опыт осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях, а также проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией.

Администрация ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» закрепляет базы для прохождения практики на основе прямых договоров с лечебно-профилактическими учреждениями. В договоре освещены все вопросы, касающиеся проведения производственной практики. Организация и контроль за проведением практики возложены на заместителя директора по учебно-практическому обучению.

Завершающим этапом освоения междисциплинарного курса «Основы реабилитации» являются учебная и производственная практики по профилю специальности, которые организованы в ГБУЗ СО «ТЦВМиР «Ариадна» и ГБУ СО «Социально-оздоровительный центр «Преодоление»».

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Тольяттинский центр восстановительной медицины и реабилитации «Ариадна»» — это городское специализированное медицинское учреждение, не имеющее территориально закрепленного населения, задачи которого снижение детской инвалидности и реабилитация детей — инвалидов с целью их социализации и подготовки к интеграции.

Центр был организован в 1991 году по инициативе Детского фонда и на средства АО «АвтоВАЗ». С 1993 г. Центр функционирует как лечебное учреждение. Материально-техническая база позволяет организовать медицинскую и социальную реабилитацию. Стационарные места дневного пребывания детей развернуты в группах, оснащенных необходимой мебелью. Одновременно с этим, 2 группы оборудованы тренажерной мебелью по эскизам института Петё (Венгрия), организована группа «Мать и дитя» для детей раннего возраста. Кроме этого имеются зал ЛФК с тренажерами, кабинеты и залы для коррекционной работы. Организовано физиотерапевтическое отделение и кабинеты для физической реабилитации. Медицинские кабинеты обеспечены необходимой лечебной и диагностической аппаратурой отечественного и импортного производства. Произведена компьютеризация рабочих мест.

Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Социально-оздоровительный центр «Преодоление» осуществляет свою деятельность с 2003 года, оказывает комплекс услуг по реабилитации инвалидов, имеющих заболевания сердечно- сосудистой системы, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидам-колясочникам. Также оказываются срочные социально-адаптационные услуги инвалидам по слуху и инвалидам по зрению.

Целью деятельности Центра является обеспечение прав граждан на реабилитационные услуги.

Предметом деятельности Центра является осуществление практической деятельности по оказанию реабилитационных услуг инвалидам старше 18 лет и гражданам пожилого возраста, нуждающимся в мероприятиях социально-оздоровительного и реабилитационного характера с целью социальной адаптации и интеграции их в общество

В учреждении функционируют 5 отделений:

— реабилитации инвалидов молодого возраста;

— оказания социально-оздоровительных услуг в амбулаторных условиях;

— социально-психологической помощи;

— «Телефон доверия»;

— оказания социально-реабилитационных и срочных социально-адаптационных услуг в условиях дневного пребывания.

Все реабилитационные мероприятия для инвалидов Самарской области проводятся при наличии рекомендации в индивидуальной программе реабилитации бесплатно.

Комплексная реабилитация представлена мероприятиями социального, психологического, медицинского характера с целью обучения навыкам независимой жизни и обеспечения возможностей самореализации инвалидов. Разработка индивидуальной программы реабилитации осуществляется с учетом потенциальных возможностей индивидуальных особенностей личности и психологического состояния клиента.

Одним из приоритетных направлений деятельности Центра является физическая реабилитация, которая способствует не только восстановлению или компенсации нарушенных функций, но и восстановлению социального статуса клиента. Большой популярностью в Центре пользуются занятия по кинезотерапии (лечение движением) и эргокинезотерапии на развитие и укрепление мышц плечевого пояса, мелкой моторики.

Формирование мотивационной направленности на изменение жизненного стереотипа, раскрытие внутреннего потенциала призваны осуществить занятия с психологами Центра. Психологическая реабилитация предусматривает психологическое консультирование, психологическую диагностику, психологическую коррекцию, а также занятия в мультисенсорной комнате.

Особое значение в Центре уделяется занятиям в «Школе реабилитации и ухода» по социально-бытовой адаптации, направленным на восстановление утраченных функций и формирование независимого образа жизни у лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-медицинская реабилитация представлена различными видами восстановительного лечения: лечебный массаж, гидромассаж, физиотерапевтические процедуры, занятия на аппарате биологической обратной связи, фитотерапия.

Реабилитационные учреждения для проведения учебной и производственной практик в Тольяттинском медицинском колледже для студентов специальностей «Лечебное дело» и «Сестринское дело» были выбраны не случайно.

В ГБУЗ СО «ТЦВМиР «Ариадна» студенты знакомятся с комплексной реабилитацией детей-инвалидов, а в ГБУ СО «Социально-оздоровительный центр «Преодоление» — с практической деятельностью по оказанию реабилитационных услуг инвалидам старше 18 лет и гражданам пожилого возраста, нуждающимся в мероприятиях социально-оздоровительного и реабилитационного характера.

График учебной и производственной практик студентов колледжа разработан таким образом, что в каждом центре студенты работают по одной недели, что позволяет полноценно ознакомиться с реабилитацией инвалидов, детей и взрослых.

Для учебно-методического руководства практикой приказом директора Тольяттинского медицинского колледжа назначается методический руководитель — это штатный преподаватель, который в совершенстве знает программу учебной и производственной практики по междисциплинарному курсу и правила ведения учебной документации.

Общее и непосредственное руководство производственной практикой в реабилитационных центрах возложено на главных и старших медицинских сестер.

Студенты распределяются по рабочим местам и под руководством квалифицированных сотрудников выполняют задания, предусмотренные программой производственной практики, разработанной в медицинском колледже и утвержденной работодателями.

Участие студентов в реабилитационном процессе осуществляется под контролем медицинского персонала, при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии, а также с согласия пациентов или их законных представителей.

За время производственной практики студенты закрепляют и совершенствуют свои практические навыки, развивают коммуникативные навыки при работе с инвалидами, учатся работать в коллективе.

Литература:

  1. Еремушкин М. А. Основы реабилитации: учеб. пособие для студ. учреждений сред. мед. проф. образования 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
  2. Козлова Л. В. Основы реабилитации для медицинских колледжей: учеб. пособие Изд. 7-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 475 с.
  3. Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323, статья 37. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (Дата обращения: 12.07.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, медицинская сестра, медицинская реабилитация, реабилитация инвалидов, Самарская область, Социально-оздоровительный центр, восстановительное лечение, государственное бюджетное учреждение, медицинский персонал, Тольяттинский медицинский колледж.


Похожие статьи

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Развитие семейных ценностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра

Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Особенности самореализации обучающихся профессионального лицея и школы-интерната в техническом и художественном творчестве

Проблемы социализации и опыт социально-психологической работы с обучающимися инвалидами в Волгодонском техникуме энергетики и транспорта

Похожие статьи

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Развитие семейных ценностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра

Особенности взаимодействия педагогических работников с детьми в детском оздоровительном лагере социального обслуживания

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ

Особенности самореализации обучающихся профессионального лицея и школы-интерната в техническом и художественном творчестве

Проблемы социализации и опыт социально-психологической работы с обучающимися инвалидами в Волгодонском техникуме энергетики и транспорта

Задать вопрос